Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

История Отечества

0   0
Первый авторСупрунова Елена Петровна
АвторыТрифонова Галина Александровна, Черная Екатерина Васильевна, Салионов Александр Евгеньевич, Пай Светлана Сергеевна
ИздательствоМедицина ДВ
Страниц776
ID685277
АннотацияПредставляет собой сборник лекционных материалов, методических рекомендаций, дискуссионных вопросов по важнейшим темам курса, проблемных заданий, персоналий и терминов, приложения (исторические документы, исторические карты, таблицы, содержащие важнейшие персоналии, события, даты, исторические кроссворды, задачи, дидактические игры и т.п.) по курсу отечественной истории для подготовки к практическим занятиям, к различным формам текущего и итогового контроля. Пособие предназначено для специальности 31.02.05 Педиатрия, а также для студентов медицинских вузов региона и всех, интересующихся историей Отечества.
ISBN978-5-98301-179-3
УДК94(47-57)(076.5)
Супрунова, Е.П. История Отечества / Е. В. Черная, А.Е. Салионов, С.С. Пай; ред. Г.А. Трифонова; Е.П. Супрунова .— 2-е изд., перераб. и доп. — Владивосток : Медицина ДВ, 2019 .— 776 с. : ил. — ISBN 978-5-98301-179-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/685277 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

История_Отечества_.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
История_Отечества_.pdf
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА Учебное электронное издание Учебное пособие Под общей редакцией Е.П. Супруновой, Г.А Трифоновой Рекомендовано федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФБГОУ «ФИРО») в качестве учебного пособия для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы высшего образования по специальности 31.02.05 Педиатрия. 2-е издание, переработанное и дополненное Владивосток Медицина ДВ 2019
Стр.1
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА Учебное пособие Учебное электронное издание Общую редакцию осуществили Е.П. Супрунова, Г.А. Трифонова Рекомендовано федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФБГОУ «ФИРО») в качестве учебного пособия для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы высшего образования по специальности 31.02.05 Педиатрия. 2-е издание, переработанное и дополненное Владивосток 2019
Стр.2
УДК 94(47-57)(076.5) ББК 63.3(2)я73 И90 Издано по рекомендации редакционно-издательского совета ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России Рецензенты: С.М. Дударенок, д-р ист. наук, профессор Департамента истории и архивоведения Дальневосточного федерального университета (Владивосток) А.А. Тишков, д-р ист. наук, профессор кафедры российского и зарубежного права Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (Владивосток) Авторы: О.Д. Исхакова (глава 12), Т.А. Крупа (глава 11), С.С. Пай (главы 5, 10), А.А. Савчук (главы 4, 7), А.Е. Салионов (главы 4, 9), Е.П. Супрунова (главы 2, 3, 14), Г.А. Трифонова (главы 1, 6, 9, 13, 15, 16), Е.В. Черная (главы 8, 9, 15, 16). История Отечества [Электронный ресурс] : учебное пособие / Под общей редакцией Е.П. Супруновой, Г.А. Трифоновой : Тихоокеан. гос. медицинский ун-т. – Электрон. дан. – Владивосток : Медицина ДВ, 2019. – [775 с.]. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) ; 12 см. – Системные требования: ПК процессором с частотой 1,3 ГГц Intel или AMD ; 256 Mб ОЗУ ; Windows XP ; CD-ROM -дисковод ; мышь ; Acrobat Reader, Foxit Reader либо любой другой их аналог. ISBN 978-5-98301-179-3. Представляет собой сборник лекционных материалов, методических рекомендаций, дискуссионных вопросов по важнейшим темам курса, проблемных заданий, персоналий и терминов, приложения (исторические документы, исторические карты, таблицы, содержащие важнейшие персоналии, события, даты, исторические кроссворды, задачи, дидактические игры и т.п.) по курсу отечественной истории для подготовки к практическим занятиям, к различным формам текущего и итогового контроля. Пособие предназначено для специальности 31.02.05 Педиатрия, а также для студентов медицинских вузов региона и всех, интересующихся историей Отечества. ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России 690600, Владивосток, пр. Острякова, 2 Издательство «Медицина ДВ» 690600, г. Владивосток, пр. Острякова, 4 Издание подготовлено редакционно-издательским отделом ТГМУ Научный редактор В.М. Черток Верстка Т.Л. Пинчук ISBN 978-5-98301-179-3 © Коллектив авторов, 2019 © ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России, 2019 Изготовитель CD-ROM типография Издательства ДВФУ 690950, Владивосток, ул. Пушкинская, 10 Опубликовано 28.03.2019. Формат PDF, объем 7,75 МБ [Усл. печ. л. 96,88], тираж 100.
Стр.3
Оглавление Введение Глава 1. ИСТОРИЯ КАК НАУКА. МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ 1.1. Предмет истории и его функции 1.2. Методы и принципы исторического исследования 1.3. Историография Глава 2. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. СЛАВЯНЕ И КИЕВСКАЯ РУСЬ. VIII-XII вв. 2.1. Общие черты средневековья 2.2. Место России в мировой цивилизации. Условия ее формирования 2.3. Предпосылки и образование Киевской Руси. Политическое и социально-экономическое устройство 2.4. Принятие христианства. Развитие культуры 2.5. Значение Киевской Руси и причины ее упадка Глава 3. ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ. ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА. XII-XVI вв. 3.1. Зрелое средневековье в Европе и на Востоке. Особенности феодальной раздробленности на Руси 3.2. Иноземные нашествия на Русь.Их влияние на характер развития русской цивилизации. Причины возвышения Москвы 3.3. Предпосылки и образование единого Московского государства (XIV-XV) 3.4. Формирование централизованных государств в Европе и в России в XVI в. Реформы Избранной рады. Опричнина Ивана Грозного. Начало формирования деспотического самодержавия в России 3.5. Внешняя политика Ивана Грозного Глава 4. РОССИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ К НОВОМУ ВРЕМЕНИ. СТАНОВЛЕНИЕ АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ. XVII в. 4.1. Черты общественного развития в эпоху Нового времени (1648-1914) 4.2. Смутное время в России 4.3. Государственное устройство при первых Романовых 4.4. Социально-экономическое развитие 4.5. Церковный раскол 4.6. Внешняя политика 4.7. Культура России Глава 5. МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ В XVIII в. ПЕТР I – ЕКАТЕРИНА II 5.1. Основные черты развития европейской цивилизации в XVIII в. Задачи модернизации в России 5.2. Социально-политические, административные, экономические преобразования. Укрепление абсолютизма в период правления Петра I 5.3. Эпоха "дворцовых переворотов" 5.4. Попытка модернизации России в правление "просвещенной императрицы" Екатерины II 5.5. Внешняя политика России 5.6. Становление и развитие русской культуры Глава 6. ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ЭТАП ЦИВИЛИЗАЦИИ. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. 6.1. Основные черты развития европейской цивилизации 6.2. Социально-экономическое развитие России 6.3. Александр I: противостояние либеральных идеалов и имперского сознания
Стр.4
6.4. Россия в период правления Николая I и консервативная модернизация 6.5. Внешняя политика России 6.6. Культура Глава 7. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.: ВНУТРЕННЕЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 7.1. Основные тенденции мирового развития 7.2. Реформы Александра II 7.3. Внутренняя политика Александра III 7.4. Внешняя политика 7.5. Развитие русской культуры Глава 8. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ В XIX в. 8.1. Идейная борьба и общественное движение в России в первой половине XIX в. 8.2. Общественное движение в России после отмены крепостного права Глава 9. НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ. РЕВОЛЮЦИЯ И РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX вв. РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ 9.1. Новейшее время. Россия и мир на рубеже XIX-XX вв. 9.2. Россия в начале XX в.: основные тенденции экономического и внутриполитического развития 9.3. Революция 1905-1907 гг.: поиск путей общественного прогресса 9.4. Манифест 17 октября 1905 г. и формирование Думской монархии 9.5. Социально-экономические реформы П.А. Столыпина 9.6. Внешняя политика на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война 19041905 гг. 9.7. Культура начала XX в. Глава 10. РОССИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ КРИЗИСОВ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XX В. РЕВОЛЮЦИОННЫЙ 1917 ГОД И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ 10.1. Причины и основные события Февральской революции 1917 г. 10.2. Двоевластие. Октябрь 1917 г. Установление Советской власти 10.3 Гражданская война: причины и хронология событий 10.4. Политика "военного коммунизма" 10.5. Причины поражения "белых" и победы "красных". Итоги Гражданской войны Глава 11. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 20-30-е годы 11.1 Образование СССР 11.2. Новая экономическая политика (1921-1928) 11.3. Внутренняя политика 11.4. Советская модель модернизации 11.5. Внешняя политика 11.6. Советская культура Глава 12. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ И ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙН (1941-1945) 12.1. Начало Великой Отечественной войны. Ход боевых действий. Основные сражения 12.2. Советский тыл 12.3. Идеология и культура СССР 12.4. Международное положение и внешняя политика СССР Глава 13. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ И МИР В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ 13.1. Мир после войны. Начало "холодной войны" 13.2. Внутренняя политика страны. Восстановление и развитие экономики 13.3. Советское общество в послевоенное десятиление: социально-политическое и культурное развитие
Стр.5
Глава 14. СССР И МИР В 50-80-е годы XX в.: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ 14.1. Особенности развития мировой цивилизации 14.2. Внутренняя и внешняя политика советского руководства в 50-60-е годы Стратегия социально-экономического развития 14.3. Идейно-политическая атмосфера советского общества. Социально-экономическое развитие страны во второй половине 60-х – первой половине 80-х годов 14.4. "Перестройка" в СССР и ее итоги Глава 15. СТАНОВЛЕНИЕ НОВОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (1992-2000) 15.1. Формирование нового российского государства 15.2. Переход к рыночным отношениям 15.3. Субъекты Российской Федерации 15.4. Основные направления внешней политики 15.5. Культурная жизнь Глава 16. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (2000-2017) 16.1. Основные тенденции общественно-политического развития Российской Федерации 16.2. Основные социально-экономические преобразования 16.3. Россия в системе современных международных отношений 16.4. Особенности и характерные черты культурной жизни ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 Приложение 15 Приложение 16 Приложение 17 Приложение 18 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Стр.6
ВВЕДЕНИЕ Одним из условий национального прогресса является формирование исторического сознания у населения, которое, по известному выражению А.С. Пушкина, только при этом условии становится народом. Обращение к истории позволяет и помогает выяснить не только национальные истоки, понять, кто мы такие и откуда. Но и, главное, куда идем, во имя какой цели, и почему наш путь таков, каков он есть. «Смысл нашей собственной жизни определяется тем, как мы определяем свое место в рамках целого, обретаем в нем основы истории и ее цель» (К. Ясперс). В этом контексте приобретает особое звучание понятие «уроки истории». Проблемы, загадки, тайны исторического пути приводят иногда к невосполнимым потерям, вызывают горечь от поражений. Однако для того, кто способен пристально вглядываться в прошлое и при этом «уважать лучшее из прошедшего», как отмечал наш великий соотечественник академик Д.С. Лихачев, утраты могут быть сведены к минимуму. Изучение прошлого возможно по трем важнейшим направлениям: история событий, история людей, история идей. Структура данного пособия обусловлена этими направлениями и спецификой исторической науки. Событийная канва российской истории сопровождается установлением причинно-следственных связей между событиями и явлениями и на этой основе – теоретическим осмыслением тенденций и закономерностей исторического развития; восстановлением целостного характера исторического процесса, выявлением глубокой взаимосвязи между экономическим, социальным, политическим, культурным развитием русского общества. Теоретико-методологическая концепция пособия основана на цивилизационном подходе. В истории человечества выявляется два базовых типа ценностей, которые соответствуют двум типам цивилизаций или суперцивилизаций: Восточной (традиционной) и Западной (либеральной). Результаты анализа их сходства и различий создают методологическое основание для выявления специфики стран и народов, для чего необходимо понять их цивилизационную принадлежность. Ценностная ориентация выявляется в воспроизводстве социальных отношений, культуры, всех значимых параметров общества. Одно 6
Стр.7
из центральных мест в концепции занимает вопрос, связанный с влиянием национального характера, русского менталитета на ход исторических событий. Российская история рассматривается в контексте общемировой и, исходя из этого, дается анализ общего и особенного в эволюции российской цивилизации и западноевропейской. В силу этого обстоятельства уделяется особое внимание характеристике российских модернизаций и их особенностей – Петровской, Александра Второго, советской и современной; проблеме революций и реформ, которые предстают как взаимосвязанные варианты общественной трансформации. Задачей авторов-составителей не являлось изложение систематического курса истории России. В центре внимания были важнейшие, на их взгляд, аспекты и проблемы исторического развития с древности до настоящего времени (2017 год). Пособие содержит целый ряд особенностей, отличающих его от других подобных изданий. Например, дискуссионные вопросы, раскрывающие смысл ключевых, наиболее актуальных проблем курса. Авторы учитывали неоднозначность выводов ученых-историков, политических деятелей, известных публицистов, стремясь дать всестороннюю оценку событий и явлений. Изложена эволюция исторических представлений и концепций с целью формирования у студентов навыков анализа различных подходов к осмыслению исторического процесса. Среди проблем, рассмотренных в настоящем издании, следует выделить проблему российской государственности. Предметом анализа является и вопрос о роли личности в истории, так называемый субъективный фактор – монархи, первосановники, в советское время – высшие партийно-государственные деятели. Они характеризуются не только в качестве символов верховной власти, но и обычных людей, личные качества которых сыграли ту или иную роль в процессе управления страной. Значимым и нетрадиционным аспектом изложения курса представляется проблема альтернативности исторического развития – взаимодействия всей суммы факторов, определяющих выбор того или иного конкретного исторического пути; особую важность приобретают субъективные факторы, элементы случайности, второстепенные, в целом, явления, способные, порой, повлиять на исторический процесс. Но альтернативность не означает возможность перевернуть 7
Стр.8
ход событий или отменить их, так как объективная сторона общественной жизни сохраняется. Однако выбор иного варианта может облегчить или усложнить решение задач, изменить в ту или иную сторону жизнь конкретных людей. В свете мировоззренческой, воспитательной, политической функций истории представление об альтернативах исторического развития играет важную роль. Еще один аспект, новый, на наш взгляд, для подобных пособий – периодизация – выделение этапов исторического развития Руси-России – СССР – Российской Федерации, подробная характеристика, анализ их специфики. Большой интерес в последние годы вызывает история повседневности – отрасли исторического знания, в центре внимания которой комплексное исследование повторяющегося и привычного, конструирующего стиль и образ жизни у представителей разных социальных слоёв. В учебном пособии впервые отражены: региональный компонент – важнейшие вехи истории Дальнего Востока и Приморья в контексте истории России; с учетом целевой аудитории, основные события и персоналии из истории российской медицины. Важной для учебного пособия является методическая сторона. С целью облегчения для студентов усвоения информации и активного запоминания фактического материала приведены авторские структурно-логические таблицы и схемы. Издание содержит вопросы и задания для устных и письменных ответов студентов, темы для докладов, словарь терминов, персоналии, фрагменты документов, имеющие познавательное и воспитательное значение. К каждой теме подобраны научные статьи с актуальными вопросами и общий список литературы в конце учебного пособия, которые позволят расширить знания. В Приложении приведена интересная и полезная информация для студентов, преподавателей истории: методические советы и рекомендации по проведению занятий в игровых формах; примеры исторических чайнвордов, головоломок, кроссвордов; задания на умение работать с исторической картой; авторские таблицы с изложением систематизированных сведений о государственных деятелях в разные исторические периоды, о наградной системе России, традиционных национальных промыслах, лауреатах Нобелевской премии и др., 8
Стр.9
которые позволяют получить представления о самых разных сторонах общественной жизни. Необходимость данного пособия обусловлена отсутствием учебно-методических материалов, где в комплексе были бы представлены все виды заданий, контроля и методических рекомендаций по важнейшим темам курса отечественной истории. Издание предназначено для использования студентами при подготовке к практическим (семинарским) занятиям, контрольным работам, тестированию и иным формам текущего и итогового контроля. Данное учебное пособие является дополненным и поможет студенческой молодежи в процессе формирования исторического сознания, научит ориентироваться в тенденциях современной общественной жизни и получить четкие представления о перспективах развития России в контексте общемировых процессов. В работе над пособием приняли участие: О.Д. Исхакова (гл.12), Т.А. Крупа (гл. 11), С.С. Пай (гл. 5, 10), А.А. Савчук (гл. 4, 7), А.Е. Салионов (гл. 4, 9), Е.П. Супрунова (гл. 2, 3, 14), Г.А. Трифонова (гл. 1, 6, 9, 13, 15, 16), Е.В. Черная (гл. 8, 9, 15, 16). С уважением, редакторы пособия. 9
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.