ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра высшей математики и информатики
ПРЕДМЕТНАЯ ДЕКАДА
ПО МАТЕМАТИКЕ И ИНФОРМАТИКЕ
Учебно-методическое пособие
Направление подготовки
44.03.01 Педагогическое образование
44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями)
Сургут, 2018
1
Стр.1
УДК 378.016(07)
ББК 74.489.026я81
П 71
Печатается по рекомендации отдела
сертификации и методического сопровождения
образовательного процесса СурГПУ
Рецензенты:
Далингер Виктор Алексеевич, доктор педагогических наук,
профессор ФГБОУ ВО «ОмГПУ»
Нацаренус Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук,
проректор по воспитательной работе и молодёжной политике
БУ «Сургутский государственный педагогический университет»
Авт оры:
А. В. Иванова, С. А. Курманова, Е. В. Митющенко,
С. Р. Мугаллимова, Г. Р. Прозорова, Т. А. Саркисян,
В. И. Седакова, Н. В. Суханова, Н. В Турковская
П 71
Предметная декада по математике и информатике : учеб.-метод.
пособие : направление подгот. 44.03.01 Педагогическое образование,
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями) / А. В. Иванова
[и др.] ; отв. ред. Н. В. Суханова ; Департамент образования
и молодёж. политики ХМАО – Югры, Бюджет. учреждение высш.
образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». – Сургут : РИО
БУ «Сургутский государственный педагогический университет»,
2018. – 87, [1] с.
В учебно-методическое пособие включены необходимые материалы для
организации и проведения предметной декады по математике и информатике:
методические рекомендации по подготовке декады в целом и отдельных событий,
примерные положения, идеи и описание методик проведения различных
мероприятий предметной декады, сценарии мероприятий.
Предназначено для преподавателей педагогических вузов и студентовбакалавров,
обучающихся по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое
образование / направленность Математика, 44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями) / направленность Математика и информатика,
Математика и начальное образование, а также будет полезно для учителей математики
и организаторов внеклассной работы в школе.
УДК 378.016(07)
ББК 74.489.026я81
© Колл. авторов, 2018
© БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2018
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Вступительное слово ...................................................................... 4
Раздел 1. Организация предметной декады
(на примере математики и информатики) ........................................ 8
Раздел 2. Предметная декада: от идеи к реальности ....................... 33
2.1. Образовательный геокешинг ................................................. 33
2.2. Студенческие конкурсы по предмету .................................... 40
Конкурс «Инфографика в математике» ................................ 40
Конкурс эссе «Учитель в моей жизни» ................................ 44
Конкурс «Математический бой» .......................................... 47
Конкурс пресс-релизов ......................................................... 52
2.3. Математическая перемена в вузе как мотивационный
и познавательный ресурс ................................................................... 56
2.4. Интеллектуальная деятельность по предмету ....................... 61
Предметные олимпиады ....................................................... 61
Математический турнир «Виват, математики!» ................... 70
Конкурс «Своя игра» ............................................................ 75
Конкурс видео-проектов «Инфомат» ................................... 79
2.5. Стенгазета по предмету – коллективное творчество ............. 81
Заключение ..................................................................................... 86
Список использованных источников ........................................... 87
3
Стр.3
Вступительное слово
Традиция проведения предметных декад (недель) в школе
существует давно. Аксиома процесса обучения в школе «Учиться
должно быть интересно и познавательно, только тогда учение
может быть успешным». Увеличение предметной нагрузки на
уроках заставляет задуматься о поиске форм, позволяющих поддержать
интерес обучающихся к учению. А как же в вузе? Нужна
ли предметная декада в системе высшего образования?
Опыт работы кафедры высшей математики и информатики
Сургутского государственного педагогического университета
(Университет) дает однозначно положительный ответ на сформулированные
выше вопросы.
Необходимость проведения предметных декад обусловлена
тем, что они позволяют рассматривать с разных сторон одну проблему
– проблему обучения и развития обучающихся с широким
использованием внутренних ресурсов активизации познавательной
деятельности.
Предметная декада (неделя) – это совокупная форма методической,
учебной и внеклассной работы в школе, представляющая
многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими
задачами, по возможности прозрачными, видимыми не только
преподавателям, но и обучающимся, и подчиненная решению
этих задач рационально отстроенной системой конкурсов, игр,
и т.п. [2]. Стоит отметить, что эта трактовка предметной декады
для педагогического вуза также применима.
Сущностью любой предметной недели является создание
эффективной системы взаимодействия обучающихся и педагогов,
направленного на развитие познавательных и творческих способностей
студентов и пропаганду престижа знаний. Мероприятия
(события) предметной декады позволяют создать благоприятные
условия для раскрытия творческих способностей обучающихся,
выявить одаренных и талантливых студентов и оказать поддержку
их профессиональному развитию. Важно, чтобы предметная
декада имела внутреннее единство, которое может быть достигнуто
только с помощью четко сформулированной цели и единого
плана.
4
Стр.4
Предметная декада – это не только традиционное внеучебное
мероприятие, преследующее определенные учебные и воспитательные
цели, это многоцелевое единство событий, объединенных
общими задачами, которые решаются и преподавателями,
и студентами в совместно спланированной системе олимпиад,
викторин и многими другими мероприятиями.
Неделя или декада отличаются лишь количеством дней, на
которые планируется «предметное погружение». Успех в проведении
предметных недель во многом зависит от того, насколько
своевременно и качественно будет осуществлена подготовительная
работа.
Подготовка педагогов и обучающихся к декаде начинается
с начала учебного года. Вовлекая студентов в процесс подготовки
и участия в предметной декаде, изучается не только программный
учебный материал, но и приобретаются соответствующие
знания и практические умения по разработке мероприятий и организации
внеклассной деятельности, студенты тем самым осуществляют
свою профессиональную подготовку к будущей педагогической
деятельности.
Нам представляется немаловажной и культурно-просветительская
роль предметной декады – как для ее организаторов и
непосредственных участников, так и для студентов, вовлеченных
в нее опосредованно – как публика, некий «зрительный зал». Любопытство,
любознательность, стремление проверить свои силы
и знания вовлекают студентов в процесс решений заданий, кроссвордов,
ребусов, в чтение многочисленных информационных
сообщений и плакатов – все это способствует расширению и углублению
их представлений о предмете декады.
К сожалению, современных качественных изданий, которые
бы содержали не только сценарии мероприятий для предметной
декады в вузе, но и методические указания для ее проектирования,
практически нет. Авторы настоящего пособия предлагают
не свод дидактических правил и советов и не сборник готовых
сценариев, а модели деятельности по математике и информатике
в рамках предметной декады в вузе. Читатели могут воспользоваться
нашими предложениями или наполнить эти модели собственным
содержанием.
5
Стр.5
Цель пособия – обобщение материалов для организации и
проведения предметной декады в вузе для освоения студентами
способов организации методической, учебной и внеклассной работы
в вузе по предмету. Кроме того, данное пособие целесообразно
использовать в процессе изучения дисциплины «Методика
обучения и воспитания математики», которая раскрывает методические
аспекты внеклассной работы педагога, и связано с формированием
следующих компетенций:
готовностью сознавать социальную значимость своей
будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению
профессиональной деятельности (ОПК-1);
готовность реализовывать образовательные программы
по предмету в соответствии с требованиями образовательных
стандартов (ПК-1);
способностью решать задачи воспитания и духовнонравственного
развития обучающихся в учебной и внеучебной
деятельности (ПК-3);
способностью использовать возможности образовательной
среды для достижения личностных, метапредметных и
предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного
процесса средствами преподаваемого учебного
предмета (ПК-4).
Данное пособие окажет существенную помощь студентам и
при прохождении психолого-педагогической практики по получению
профессиональных умений и опыта профессиональной
деятельности, в рамках которой ребята самостоятельно разрабатывают
и проводят внеклассные мероприятия.
Предлагаемое пособие состоит из двух частей и списка использованных
источников. В первой части (раздел 1) излагаются
общие рекомендации для подготовки предметной декады: цель и
задачи, описываются основные этапы и традиционные формы
работы. Авторы старались комментировать наиболее важные положения.
Во второй части (раздел 2) предлагаются модели современных
(или традиционных, но с обновленным содержанием)
форм работы, которые можно использовать при проведении
предметной декады по математике и информатике. Каждая модель
содержит все необходимые структурные элементы: цель,
Положение (если это необходимо), правила проведения.
6
Стр.6
Стоит отметить, что над пособием трудился весь коллектив
кафедры высшей математики и информатики, который проводил
предметные декады в Университете в 2015–2017 гг. Представлю
авторов в соответствии с подготовленным материалом:
Раздел 1. Организация предметной декады (на примере математики
и информатики)
Раздел 2. Предметная декада: от идеи к реальности
2.1. Образовательный геокешинг (Митющенко Е.В., Суханова Н.В.)
2.2. Студенческие конкурсы по предмету
Конкурс «Инфографика в математике» (Прозорова Г.Р., Митющенко
Е.В.)
Конкурс эссе «Учитель в моей жизни» (Седакова В.И.)
Конкурс «Математический бой» (Курманова С.А., Мугаллимова
С.Р.)
Конкурс пресс-релизов (Саркисян Т.А., Иванова А.В.)
2.3. Математическая перемена в вузе как мотивационный и познавательный
ресурс (Прозорова Г.Р.)
2.4. Интеллектуальная деятельность по предмету
Предметные олимпиады (Прозорова Г.Р., Иванова А.В.)
Математический турнир «Виват, математики!» (Саркисян Т.А.)
Конкурс «Своя игра» (Седакова В.И., Прозорова Г.Р.)
Конкурс видео-проектов «Инфомат» (Турковская Н.В.)
2.5. Стенгазета по предмету – коллективное творчество (Суханова
Н.В.)
Авторы надеются, что пособие будет интересно и полезно
преподавателям педагогических вузов, учителям-математикам
и информатикам общеобразовательных школ, студентам и
школьникам, которые хотят обучаться активно, познавательно
и креативно.
Н.В. Суханова, к.п.н., доцент, зав. кафедрой
высшей математики и информатики
7
Стр.7