Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Основы туризма (220,00 руб.)

0   0
АвторыПяткова Светлана Геннадьевна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц108
ID671354
АннотацияУчебно-методическое пособие ориентировано на изучение основ туризма в контексте организации и развития актуальных направлений туристской деятельности. Предназначено для обучающихся по образовательной программе высшего образования направления подготовки 43.03.01 "Сервис". Материалы пособия представляют учебно-методический комплекс по курсу "Основы туризма": учебно-тематическое планирование, структура и основное содержание модулей курса, методические рекомендации для подготовки семинарских и практических занятий, в том числе в интерактивной форме, практические задания, список основной и дополнительной литературы, приложения (кейсы, статьи и статистика для практических занятий). Разработанные критерии оценивания позволяют сориентировать студентов на основные предметные результаты и систему оценивания в ходе обучения. Учебные материалы и методические рекомендации предназначены для использования в процессе обучения, подготовке к различным видам производственной практики, написанию курсовых и дипломных исследований студентов направления подготовки "Сервис".
Основы туризма : учеб.-метод. пособие : направление подгот. 43.03.01 "Сервис", квалификация (степень) бакалавр / С. Г. Пяткова .— Сургут : РИО СурГПУ, 2018 .— 108 с. — URL: https://rucont.ru/efd/671354 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Основы_туризма.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Основы_туризма.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 43.03.01 Сервис Квалификация (степень) бакалавр Сургут, 2018
Стр.1
УДК 338.48(07) ББК 65.433я81 П 99 Печатается по решению Редакционно-издательского совета СурГПУ Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры социально-гуманитарного образования 09 ноября 2017 года, протокол № 4 Рецензенты: Боровинская Дарья Николаевна, к.филос.н, доцент кафедры социально-гуманитарного образования Сургутского государственного педагогического университета Токтонова Ксения Олеговна, начальник отдела музейной, библиотечной деятельности и туризма Комитета культуры и туризма Администрации г. Сургута Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Гавран Светлана Михайловна, генеральный директор туристской компании «Мир путешествий», г. Сургут Пяткова, С. Г. П 99 Основы туризма : учеб.-метод. пособие : направление подгот. 43.03.01 Сервис: квалификация (степень) бакалавр / С. Г. Пяткова ; Бюджетн. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2018. – 108, [1] с. Учебно-методическое пособие ориентировано на изучение основ туризма в контексте организации и развития актуальных направлений туристской деятельности. Предназначено для обучающихся по образовательной программе высшего образования направления подготовки 43.03.01 «Сервис». Материалы пособия представляют учебно-методический комплекс по курсу «Основы туризма»: учебно-тематическое планирование, структура и основное содержание модулей курса, методические рекомендации для подготовки семинарских и практических занятий, в том числе в интерактивной форме, практические задания, список основной и дополнительной литературы, приложения (кейсы, статьи и статистика для практических занятий). Разработанные критерии оценивания позволяют сориентировать студентов на основные предметные результаты и систему оценивания в ходе обучения. Учебные материалы и методические рекомендации предназначены для использования в процессе обучения, подготовке к различным видам производственной практики, написанию курсовых и дипломных исследований студентов направления подготовки «Сервис». УДК 338.48(07) ББК 65.433я81 © Пяткова С.Г., 2018 © Сургутский государственный педагогический университет, 2018 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ......................................................................................................................................... 4 Структура модулей .............................................................................................................................. 8 Учебно-тематический план ................................................................................................................. 17 Модуль 1. Современная туристская деятельность: организация и технологии развития ................. 18 У.Э. 1.1. Организационные основы современной туристской деятельности ..................................... 19 У.Э. 1.2. Современные технологии туристской деятельности ........................................................... 37 У.Э. 1.3. Рубежный контроль по модулю 1 «Современная туристская деятельность: организация и технологии развития» .................................................................................................. 55 Модуль 2. Разработка проекта организации деятельности туристского предприятия с учетом современных тенденций развития туристского рынка ........................................................ 58 У.Э. 2.1. Организация деятельности современного туристского предприятия ................................. 59 У.Э. 2.2. Разработка и обоснование этапов проекта по организации деятельности туристского предприятия с учетом современных тенденций развития туристского рынка ............. 72 У.Э. 2.3. Рубежный контроль по модулю 2 «Разработка проекта организации деятельности туристского предприятия с учетом современных тенденций развития туристского рынка» ........... 82 Список источников и литературы ....................................................................................................... 84 Приложения ......................................................................................................................................... 87 3
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Развитие современной туристской индустрии ориентируется на новые приоритеты и направления. Согласно Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, в мире растёт интерес к культурно-познавательному и природо-ориентированному туризму, что делает Российскую Федерацию наиболее привлекательной туристской дестинацией для российских и иностранных туристов1. Сегодня именно человек с его потребностями, культурным потенциалом, качеством жизни, становится центральным звеном и основной целью в развитии экономики вообще и сферы туризма в частности. Туризм сегодня должен стать локомотивом развития регионов, связующим звеном между коммерческими интересами различных сфер бизнеса, приоритетами государственной политики и культурными потребностями общества. Единство целей и задач развития страны позволит успешно реализовывать программно-целевые документы для роста культурного уровня, духовного потенциала и благосостояния страны и каждого её гражданина. Целью развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года является комплексное развитие внутреннего и въездного туризма с учётом обеспечения экономического и социокультурного прогресса в регионах Российской Федерации. Все это актуализирует изучение основ туризма в контексте современных тенденций развития туризма на разных уровнях и направлениях. Современные требования Федерального образовательного стандарта высшего образования третьего поколения по направлению подготовки «Сервис» предполагают реализацию компетентностного подхода2, что должно найти отражение в соответствующей организации учебного процесса и учебно-методическом сопровождении изучаемых дисциплин. Положенные в основу изучения дисциплины «Основы туризма» принципы данного подхода позволяют создать условия по формированию практических профессиональных компетенций бакалавров социально-культурного сервиса в контексте актуальных требований и запросов рынка туристкой индустрии. Современная туристская деятельность представляет собой сложную разноуровневую систему планирования, реализации, анализа проблем и выявления перспектив развития туристской индустрии в целом, и отдельных туристских предприятий в частности. Изучение курса направлено на рассмотрение ключевых аспектов развития современной туристской сферы как устойчивой социально-экономической управляемой системы. Особое внимание уделено практической составляющей курса, прежде всего, возможности применения полученных знаний, умений и опыта в профессиональной деятельности по диверсификации услуг в социально-культурной сфере. В частности это относится к туристскому проектированию как актуальной форме инновационного развития различных направлений внутреннего туризма в стране. Учебная дисциплина «Основы туризма» является важным элементом в изучении основных составляющих современной индустрии гостеприимства, актуальных тенденций и направлений развития туризма на разных уровнях, основ туристского проектирования и реализации профессиональной сервисной деятельности в туризме. Актуальность изучения дисциплины обусловлена ролью и значимостью организационных аспектов в реализации эффективной туристской деятельности. В ходе изучения дисциплины особое внимание уделено анализу современной ситуации развития туризма, нормативно-правовой базы организации и развития туристской деятельности, проблемам и перспективам развития туристской индустрии в целом, и регионе в частности. Цель освоения дисциплины – научиться разрабатывать проект организации деятельности туристского предприятия с учетом современных тенденций. Задачи освоения дисциплины: 1) Научиться выявлять и характеризовать специфику организации современной туристской деятельности. 2) Научиться разрабатывать и обосновывать основные этапы проекта по организации деятельности туристского предприятия с учетом современных тенденций развития туристского рынка. 1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. № 941-р г. Москва «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2014/06/09/turizm-site-dok.html, свободный (дата обращения: 28.11.2017). 2 Федерального образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 43.03.01 «Сервис» от 08 июня 2017 г. [Электронный ресурс] – Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/93, свободный (дата обращения 30.11.2017). 4
Стр.4
Принятые профессиональные стандарты в сфере социально-культурного сервиса (гид-экскурсовод, руководитель гостиничного комплекса и другие) определяют перечень профессиональных функций для ее работников. Для уровня бакалавриата в данном случае актуальными являются овладение организационно-управленческими и проектным задачами будущей профессиональной деятельности в сфере социально-культурного сервиса. В связи с этим рассмотрение вопросов диверсификации сервисной деятельности и услуг в сфере сервиса важно с позиции инновационного совершенствования деятельности предприятий туристской индустрии. Сформулированная целевая направленность дисциплины позволяет более конкретно показать возможности применения практических проектных умений не только при разработке туристского продукта, но и в реализации организационно-управленческих аспектов будущей профессиональной деятельности на предприятиях социально-культурного сервиса. Кроме того целевая направленность освоения дисциплины отвечает приоритетам реализации регионального подхода в развитии современной туристской индустрии3. Учебная дисциплина «Основы туризма» относится к базовой части и осваивается студентами в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 43.03.01 «Сервис» (квалификация (степень) «бакалавр»). Данная дисциплина связана с другими дисциплинами базовой части: «Сервисология», «Информационные технологии в сервисе», «Услуги социально-культурного сервиса», «Современные методы исследования», «Основы проектной деятельности» и другие. Изучение курса является важным для прохождения производственной «Сервисной» практики, которая направлена на отработку практических умений в реализации профессиональной сервисной деятельности. Поэтапное и последовательное изучение курса в течение семестра позволяет не только рассмотреть теоретические основы организации туристской индустрии, но и научиться совершенствовать (проектировать) профессиональную деятельность в регионе с учетом современных тенденций и потребностей развития рынка социально-культурного сервиса. Основные дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее: «Сервисная деятельность», «Менеджмент в сервисе», «Маркетинг в сервисе», «Инновации в сфере сервиса», «Стандартизация и сертификация в сфере сервиса», «Страноведение», «Технологии выставочно-экскурсионной деятельности», «Бизнес-планирование в сфере сервиса», «Организация туристско-экскурсионной деятельности», производственная практика «Сервисная практика» Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:  готовность к работе в контактной зоне с потребителем, консультированию, согласованию вида, формы и объема процесса сервиса (ПК-11);  способность к диверсификации сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями (ПК-8). Основные требования к знаниям и умениям по окончании курса: Знать:  основные понятия и характеристики туризма как социально-экономической категории;  специфику туристской индустрии и возможности ее диверсификации на разных уровнях;  организационные основы и технологии туристской деятельности;  знать основные положения законодательной база туристской деятельности в современной России;  модели управления туристской сферой на разных уровнях организации;  основные принципы организации безопасности в туристской деятельности;  основные этапы и требования к разработке проекта по организации деятельности туристского предприятия. Уметь:  анализировать организационную и практическую деятельность современного туристского рынка;  уметь выявлять специфику и основные направления партнерских отношений в туристской деятельности;  выявлять специфику и основные направления партнерских отношений в туристской деятельности;  организовывать и проводить маркетинговый анализ современного рынка туристской индустрии;  применять алгоритм создания туристского предприятия при разработке его бизнес-плана. 3Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма до 2020 г.» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/, свободный. 5
Стр.5
Владеть:  методами разработки стратегий в туристской деятельности;  технологиями разработки внутрифирменного бизнес-плана туристского предприятия;  методами эффективного управления в туристской деятельности;  основами туроперейтинга и механизмами построения взаимоотношений между туроператорами и контрагентами туристской деятельности;  оперативной информацией о текущем состоянии отдельных участников туристской деятельности в России и за рубежом;  технологиями разработки стратегии в деятельности туристского предприятия. Иметь опыт:  разработки проекта по организации деятельности туристского предприятия с учетом современных тенденций развития туристского рынка;  обоснования и документального оформления основных элементов внутрифирменного бизнес-плана туристского предприятия. Структура курса: Модуль 1. Современная туристская деятельность: организация и технологии. Модуль 2. Разработка проекта организации деятельности туристского предприятия с учетом современных тенденций развития туристского рынка. Дидактические единицы:  Организационные основы современной туристской деятельности.  Современные технологии туристской деятельности.  Организация деятельности современного туристского предприятия.  Разработка и обоснование этапов проекта по организации деятельности туристского предприятия с учетом современных тенденций развития туристского рынка. В рамках первого модуля рассматриваются организационные аспекты современной туристской деятельности. Особое внимание здесь уделено изучению основных тенденций развития туристской индустрии в России и мире на современном этапе, анализу ее нормативно-правовой базы, функционированию системы управления. Кроме того, рассматривается специфика туроператорской и турагентской деятельности, методы анализа внутренней и внешней среды туристского предприятия, методика разработки стратегий в туризме, вопросы организации безопасности в туризме. В рамках второго модуля рассматриваются основные этапы разработки проекта по организации деятельности туристского предприятия с учетом современных тенденций развития туристского рынка. Особое внимание здесь уделено обоснованию основных элементов проекта, его оформлению как варианта диверсификации сервисной деятельности регионального туристского предприятия. Объем курса составляет 3 зачётные единицы, 108 часов, из них: 42 ч. – аудиторная работа (лекционные, семинарские, практические занятия, интерактивные формы занятий), 66 ч. – самостоятельная работа. Дисциплина изучается на втором курсе в первом семестре. На лекционных занятиях рассматриваются наиболее сложные и проблемные аспекты развития современной туристской индустрии, ее структуры, нормативно-правовой основы в целом и деятельности туристских предприятий в частности, модели управления предприятием сферы туризма, организационные этапы процесса обслуживания в сфере туризма, современные технологии проектирования туристского продукта. При этом особое внимание уделяется рассмотрению наиболее современной литературы по актуальным темам развития организации туристской деятельности, изучению материалов профессиональной периодики по развитию туристской индустрии. Виды контроля: текущий контроль включает в себя ответы на семинарских и практических занятиях, составление схем, сравнительных таблиц, выполнение кейсов, ответ и выступление с докладами на занятиях. Рубежный контроль по модулям проводится в форме проверочной письменной работы из тестов и открытых вопросов, защиты проекта. Промежуточный контроль – экзамен в форме итогового тестирования по курсу по разработанному банку тестовых заданий. Результаты тестового контроля обязательно регистрируются и определяют учебный рейтинг студента по дисциплине. Оценивание по результатам освоения содержания дисциплины осуществляется по накопительной системе. Экзамен выставляется как сумма накопленных баллов за все выполненные задания по разделам. Учебное пособие состоит из текстов лекций, методических рекомендаций по подготовке к семинарским и практическим занятиям, организации самостоятельной работы студентов и выполнению практических заданий, примерных вопросов для контрольной работы, рекомендаций по подготовке и защите итогового проекта, дополнительных материалов, которые помогут конкретизировать от6
Стр.6
дельные сюжеты развития туристской индустрии (статистика, примеры разработанных вариантов туристских проектов, включающих как результаты маркетинговых исследований, так и обоснование этапов проекта). Обращение к материалам пособия позволит студентам грамотно организовать свою работу по подготовке и выполнению основных заданий по дисциплине и в полном объеме освоить все дидактические единицы. В ходе изучения дисциплины необходимо обращаться к приложению учебно-методического пособия, где представлены:  дополнительные материалы по отдельны вопросам организации туристской деятельности (статистические данные, диаграммы, таблицы и т.п.) – приложение 1;  материалы для самостоятельной работы студентов (словарь основных терминов и понятий, примерные темы курсовых работ, перечень вопросов для самоконтроля, примеры документального оформления проектов, результатов маркетингового анализа рынка, пример оформления проекта бизнес-плана и т.п.) – приложения 2, 3, 4, 6, 7;  критерии оценивания основных учебных результатов – приложение 5. 7
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.