ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1477)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование»
Редакционная коллегия (экспертный совет):
Алексей Êóøèð, главный редактор журнала «Народное образование»
Àëåêñàð Àñîëîâ, академик РАО
Вера Áååðõàîâà, профессор, доктор педагогических наук
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Ààòîëèé Âèôëååñêèé, доктор экономических наук
Сергей Воровщиков, профессор, доктор педагогических наук
Òàòüÿà Êèñàðîâà, главный редактор Издательства «Педагогическое общество России»
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор, доктор педагогических наук
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Åâãåèé ßáóðã, академик РАО
Âèòîëü ßñâè, профессор, доктор психологических наук
Редакция:
Алексей Кушнир (главный редактор), Светлана Лячина (ответственный секретарь),
Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор),
Евгений Руднев (редактор выпуска), Елена Шишмакова (редактор),
Алексей Шуриков (консультант)
Производство: Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог),
Людмила Асанова (корректор)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. E-mail: narob@yandex.ru, no.podpiska@yandex.ru
Журналы и книги издательства можно увидеть на сайтах:
www.narodnoe.org; www.narobraz.ruîå образоваие
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹6’2019
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Положение о Международном
Макаренковском форуме-2020
7
С 1-го по 5-е апреля 2020 года состоится очередной Международный
Макаренковский форум-2020, в рамках которого пройдут финальные
мероприятия XVIIШ Международного конкурса им. А.С. Макаренко и
Макаренковские чтения-2020.
Е.А. Ямбург
О новом стандарте содержания
школьного образования, или
Гладко было на бумаге,
да забыли про овраги
Т.Л. Клячко,
Е.А. Семионова,
Г.С. Токарева
Интересно ли детям учиться
в школе: взгляд родителей
и учителей
М.М. Поташник
Чиновник на всю голову
Болезнь, которая не лечится
А.В. Хуторской
К обоснованию
педагогической футурологии
М.Д. Напсо
Макдональдизация образования:
пределы калькулируемости
13
Изменения в стандартах школьного образования. Новые требования
к условиям и результатам. Критическая оценка и мнения практиков.
Будущее образования.
19
Межрегиональный мониторинг эффективности школы. Социологический
опрос родителей учащихся, учителей и руководителей общеобразовательных
организаций разных типов поселений российских регионов, дифференцированных
по критериям социально-экономического положения.
Результаты опроса учителей и родителей в 2019 г., раскрывающие их
отношение к изменениям в содержании образования и мотивации школьников
к обучению. Анализ официальных статистических данных.
32
Региональное и муниципальное управление образованием. Чиновничий
произвол и откровенный идиотизм. Педагогическая и психологическая
некомпетентность чиновников. Решения, которые превращаются
в антиуправленческие достижения.
43
Проблема создания новой науки — педагогической футурологии. Анализ
инноваций Научной школы человекосообразности. Типы инноваций:
сегодняшнего дня, перспективные, будущего. Примеры педагогических
инноваций Научной школы, относящихся к 2020, 2100, 2200 годам.
49
Применение макдональдизированных практик в сфере образования.
Макдональдизация как форма рациональности, востребованная
современным обществом. Анализ принципов макдональдизации —
эффективности, предсказуемости, калькулируемости и контроля — их
действие в системе образования. Позитивные и негативные аспекты
процессов макдональдизации, условия превращения рациональных форм
в иррациональные. Смысл понятия «образовательная услуга».
2
Народное образование 6’2019
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
А.А. Остапенко
Поддаются ли оцифровке
интуиция, импровизация
и интонация?
О некоторых возможных последствиях
цифровизации образования
А. Кристи
Один против двух
54
Возможные последствия цифровизации образовательной среды.
Нарушение устоявшегося баланса между установками педагогики как
искусства и педагогики как ремесла введением цифровых технологий,
которые вытесняют из образовательной реальности такие компоненты
педагогического мастерства как интуиция, импровизация и интонирование.
59
Сравнение систем образования Финляндии, Кореи и США.
Методологическое многообразие и плюрализм подходов.
Американская система и её отличия.
В.С. Шевцов
Проект «Школьный сад»
О текущих и вечных вопросах
НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
71
Поиск новой роли сельской школы на постсоветском пространстве (Беларусь,
Украина, Россия) в эпоху глобализации. Локальные и глобальные факторы
урбанизированной и природной среды и социума, влияющие на обучение
и воспитание детей в городе и деревне. Опыт международного проекта
«Школьный сад» Белорусского зелёного креста по превращению пришкольных
участков в открытую региональную образовательную среду. Практические
пути для развития связи город — деревня и решения проблем городской
и сельской школы средствами их комплементарного сотрудничества.
МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Ф.Ш. Терегулов
83
Социогеном: многообразие
оснований и структурное
строительство
Последовательная картина усложнения внешне-внутреннего наследования,
в которой образование, профессиональная подготовка и социальная деятельность
предстают как структурно-функциональные части становящегося
социогенома. Глубинная образовательная наука, в которой соотносятся
объективная реальность и особенности познания. Логика социальных преобразований,
охватывающая объяснительной мощью все области и уровни
общественного устройства, становления единого социального организма.
Концепция видения роли образования как науки будущего.
М.М. Поташник
Почему учителя
уходят из школы
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
93
Исход учителей из образования. Причины увольнения педагогов.
Деградация отношения власти к учителям. Создание условий работы
государством.
3
Народное образование 6’2019
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
В.В. Антоновская,
И.Н. Кириллова
Независимая оценка качества
условий: кому нужна?
Из опыта работы муниципального
общественного совета
Н.М. Ладнушкина
Обучение на дому:
организационные
и правовые аспекты
102
Прецедент создания общественной оценки качества образования.
Общественный Совет как орган оценки. Вовлечение родителей, педагогов,
учащихся в процедуру оценки. Результаты оценки качества условий.
Общественная оценка и управленческие решения на муниципальном
уровне.
106
Отличия семейного образования от обучения на дому. Вопросы
организации обучения на дому детей, нуждающихся в длительном
лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья
не могут посещать образовательные организации, в том числе формы
обучения, объём учебной нагрузки.
МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ
О.А. Милькевич
Детское неблагополучие:
мифы и пути преодоления
111
Результаты исследования детского неблагополучия и способов его преодоления.
Теоретические положения, социально-педагогические и социальнокультурные
практики, обладающие разной степенью результативности
в решении проблемы. Обращение к социально-культурным практикам,
обеспечивающим трансляцию культуры и ценностей в пространстве взаимодействия
учреждений образования, культуры и семьи.
А.А. Абаринов
Один ленинградский вечер
С.В. Белова
Уроки кемеровской трагедии
для неповзрослевших
взрослых
119
122
Выступление А.С. Макаренко в Ленинграде в 1936 г. Макаренко как
литератор. Оценка его творчества.
Гуманитарная образованность педагогов и родителей, способных
адекватно отвечать на вызовы современного мира. Анализ психологопедагогических
проблем семьи и школы через призму кемеровской
трагедии, унёсшей жизни десятков детей. Пути развития самосознания
взрослых, выступающего важным фактором собственно человеческого
образования детей.
А.Б. Прохоров
Абилитация социальнодезадаптированных
людей.
Опыт коммун Антона Макаренко
В.П. Тарантей
Философия и педагогика, или
Размышления учителя на полях
книги Марка Захарова
«Ëåíêîì — мой äîì»
4
130
Методология трудового социального воспитания А.С. Макаренко.
Беспризорность, наркомания и алкоголизм. Программы реабилитации
и опыт А.С. Макаренко. Развитие идей и практики воспитания
выдающегося педагога ХХ века.
140
Возникновение искусства. Полемика о происхождении театра.
Театральная педагогика Марка Захарова. Образовательное
пространство театра «Ленком».
Народное образование 6’2019
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
А.С. Данилова
Исторические предпосылки
возникновения и сохранения
традиций воспитания в частных
школах Великобритании
147
Исторические предпосылки возникновения и сохранения традиций воспитания
в частных школах Великобритании. Уникальный исторический
опыт государства по созданию и поддержке системы воспитания в частном
образовании. Основные традиции воспитания, сохранившиеся на современном
этапе развития частных школ Великобритании.
МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
А.Н. Дахин
155
Нейрофизиология
и технология: интеграция,
модификация, адаптация,
или Что такое адаптивнореверсивное
обучение
Е.Б. Куркин
Школа перемен —
коллективное образование —
индивидуальный результат
Проектирование адаптивно-реверсивного обучения в образовательном
процессе. Принципы работы нейронных сетей мозга. Нейрофизиологический
механизм и дидактические условия.
161
Индивидуализация образования, под лозунгами которой прошёл прошедший
век. Отсутствие ожидаемого результата. Затяжной кризис и тупиковая ситуация
в образовании, из которой нет выхода в условиях существующей
парадигмы. Опыт преобразования традиционных дидактических систем, который
позволяет говорить о возможности проектирования на его основе новых
технологий образования. Преодоление существенных недостатков индивидуализации.
Надежда на развитие нового направления технологизации
общего образования на основе коллективного образования, отличающегося
большей эффективностью.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИММУНИТЕТ
Д.А. Богданова
171
О некоторых тенденциях
в условиях «экономики
внимания»
Цифровая детоксикация среди компьютерно-грамотных людей и групп, активно
интегрированных в цифровую экономику. Социальные сети и люди.
Появление в Кремниевой Долине растущей группы еретиков, выражающих
обеспокоенность тем, что социальные сети захватывают жизни людей.
Н.В. Кудрявая
Педагогика Л.Н. Толстого:
уч¸ный и исследование
К 120-летию со дня рождения
профессора В.А. Вейкшана
ЖИЗНЬ В ПРОФЕССИИ
177
Исследование педагогического наследия Л.Н. Толстого. История жизни
В.А. Вейкшана. Исследования и наследие учёного.
Стр.6
о огут ополяться и изеяться по решеию реакции. Автор вправе преложить свой
форат публикации.
справки а кажого автора с указаие:
Ôàèëèÿ, èÿ и отчество автора (ïîëîñòüþ).
îëæîñòü.
Ó÷¸àÿ ñòåïåü, çâàèå.
Место работы или уч¸бы.
Электроая почта.
Òåëåôî.
Требования к материалам, представляемым в редакцию для публикации
Преставлеые иже требоваия к аучы статья являются общепризаыи,
Íàó÷óþ работу ñëåóåò аправлять à àðåñ: narob@yandex.ru с ïðèëîæåèå авторской
Общие требоваия к офорлеию аучой статьи.
Иициалы и фаилия автора.
Назваие статьи.
В ачале статьи а русско языке указываются:
Ноер по Уиверсальой есятичой классификации (УК).
Краткая àîòàöèÿ (300–500 ïå÷àòûõ çàêîâ).
Ключевые слова (в форате журала).
Статья олжа, как правило, соержать:
цель публикации;
ïðîáëåó;
èçâåñòûå åòîû ðåøåèÿ;
ïðåëàãàåûå ðåøåèÿ;
çàêëþ÷åèå;
алее в той же послеовательости ифорация привоится а аглийско языке.
краткое ввееие;
результаты апробации и их обсужеие;
âûâîû;
постраичые соски при цитироваии;
список используеых источиков а русско языке и а латиице, офорлеой
по ГОСТ Р 7.05-2008.
Убедительно просим вас обращать внимание на сроки подписания журнала в печать.
Если журнал приходит к вам со значительным опозданием, просим сообщать об этом
в местное почтовое отделение, в редакцию и в агентство «Роспечать» по адресу:
123995, ГСП-5 Москва, просп. Маршала Жукова, д. 4. Тел. (495) 101-25-39.
Уважаемые коллеги!
Редакция не вступает в переписку с авторами по поводу содержания статей и рецензий. Мнение редакции может не совпадать
с мнением авторов. Ответственность за достоверность информации, содержащейся в публикуемых материалах, несут авторы.
Ответственность за содержание рекламных материалов несёт рекламодатель.
Подписано в печать 25.12.2019. Формат 84×108 1/16. Тираж 3550 экз.
Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ. л. 12. Усл.-печ. л. 20,16. Заказ №
109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2. Тел.: (495) 345-52-00.
АНО «Издательский дом «Народное образование»
Отпечатано в ООО Типография «Миттель Пресс».
Москва, ул. Руставели, д. 14, стр. 6.
Тел./факс +7 (495) 619-08-30, 647-01-89.
E-mail: mittelpress@mail.ru
Стр.7