Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Концепт

Концепт №11 2019 (249,00 руб.)

0   0
Страниц178
ID644774
АннотацияЖурнал принимает к публикации статьи по трём научным специальностям группы 5.8. Педагогика (входят в Перечень ВАК): 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования; 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования); 5.8.7. Методология и технология профессионального образования. Кроме того, журнал размещает ранее не публиковавшиеся материалы, содержащие оригинальные результаты исследований по следующим группам научных специальностей (не входят в Перечень ВАК): 5.2. Экономика; 5.3. Психология. Журнал «Концепт» занимает 9-ое место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2020 год по тематике «Народное образование. Педагогика».
Кем рекомендовановключено в перечень ВАК
Концепт .— 2019 .— №11 .— 178 с. — URL: https://rucont.ru/efd/644774 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Концепт_№11_2019.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Концепт_№11_2019.pdf
ART 191066 Раздел 13.00.00 Педагогические науки 2019, № 11 (ноябрь) коммуникативно-деятельностного подхода к обучению Лукьянец Александр Анатольевич1 процесса формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов на основе Теория и практика Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, Москва, Россия 129554@yandex.ru Архипова Татьяна Николаевна2 Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, Москва, Россия arkhipova-tn@yandex.ru Аннотация. В статье подчеркивается актуальность проблемы формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению. Авторы исследования показывают, как применение коммуникативно-деятельностного подхода дает возможность реализовать процесс формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов на основополагающих принципах развивающего обучения (обучение на высоком уровне трудности, осознание учащимися процесса учения, высокий темп изучения материала, научности и системности и др.). Цель статьи – дать анализ теории и практики процесса формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов Российской армии, а также охарактеризовать путь и условия его эффективного осуществления. Наиболее перспективным авторам статьи представляется осуществление данного педагогического процесса на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению, который обеспечивает его адекватность требованиям усложняющейся военно-профессиональной деловой коммуникации. В качестве результата процесса формирования культуры деловой речи на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению выступает уровень сформированности у курсантов военных вузов культуры деловой речи (репродуктивный, продуктивный, творческий), а также группы умений обучающихся (имитативных, моделирующих и спонтанных). В статье дана характеристика особенностей исследуемого педагогического процесса и показана соотнесенность приобретенных курсантами умений, знаний и навыков, полученных в процессе формирования культуры деловой речи, с организационно-мыслительным, организационно-коммуникативным и организационно-деятельностным этапами обучения. Авторы приводят примеры использования различного рода деловых игр, которые способствуют совершенствованию речевой деятельности курсантов в условиях военно-профессионального делового общения. При этом в статье особо отмечается соответствие приобретенных военнослужащими знаний нормативному, коммуникативному и этическому аспектам культуры деловой речи. Результаты и выводы проведенного исследования расширяют представление о таких понятиях, как «речевая деятельность», «культура деловой речи и делового общения военнослужащих», «деловая игра», «коммуникативно-деятельностный подход к обучению». Статья может представлять интерес для ученых, проводящих исследования как в сфере деловой коммуникации, так и в сфере военно-профессионального образования. Ключевые слова: курсанты военных вузов, процесс формирования культуры деловой речи, речевая деятельность, деловая игра, коммуникативно-деятельностный подход, репродуктивный, продуктивный, творческий уровни сформированности культуры деловой речи курсантов, имитативные, моделирующие и спонтанные группы умений, организационно-мыслительный, организационно-коммуникативный и организационно-деятельностный этапы обучения. Поступила в редакцию Received Принята к публикации Accepted for publication 22.03.2019 01.11.2019 Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) 1 Лукьянец Александр Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГКВОУ ВО «Военный университет Министерства обороны Российской Федерации», г. Москва, Россия 2 Архипова Татьяна Николаевна, соискатель, преподаватель кафедры языкознания и литературы ФГКВОУ ВО «Военный университет Министерства обороны Российской Федерации», г. Москва, Россия Получена положительная рецензия Received a positive review Опубликована Published 28.10.2019 29.11.2019 УДК 378.147
Стр.1
А. А. Лукьянец, Т. Н. Архипова Введение Формирование культуры деловой речи курсанта является одним из существенных компонентов профессионального становления и саморазвития его личности. Это положение закреплено и в Федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования 3+, в котором отмечено, что выпускник военного вуза в совершенстве «должен знать основы деловой речи», способствующей формированию культуры деловой коммуникации и общей культуры военнослужащего [1]. Цель статьи: на основе анализа теории и практики процесса формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов показать возможности коммуникативно-деятельностного подхода к обучению; на примере характеристики репродуктивного, продуктивного и творческого уровней сформированности культуры деловой речи курсантов определить условия совершенствования речевой деятельности курсантов в процессе формирования культуры деловой речи. Обзор отечественной и зарубежной литературы В ходе анализа научной литературы было отмечено, что отечественные и зарубежные ученые, работающие в сфере военного образования, рассматривают культуру деловой речи прежде всего как существенную часть коммуникативной, военно-профессиональной и общей культуры военнослужащих. В проведенных ранее исследованиях деловая речь характеризуется как многоплановое явление и тесно связана с такими понятиями, как «интегративное качество личности», отражающееся в профессиональной и социокультурной сферах через коммуникативную деятельность в деловом общении [2]; «социокультурное качество личности», которое адекватно отражает общекультурную, профессиональную и личностную позицию будущего специалиста [3]; «базисный элемент» в сфере военно-профессиональной коммуникации [4]. Некоторые ученые рассматривают культуру деловой речи как необходимый раздел лингвистики, изучающий осознанную речевую деятельность по созданию целенаправленной и целесообразной, этически корректной эффективной деловой речи в заданных или смоделированных условиях делового общения [5]. Для более точного определения сущности, содержания и структуры процесса формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов необходимо было обратиться к таким понятиям, как «язык» и «речь», которые представляют собой единый феномен человеческого языка, взятого в определенном его состоянии. Под речью ученые-лингвисты понимают как сам процесс говорения, так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью и письмом). По их мнению, речь есть воплощение, реализация языка (кода), который обнаруживает себя в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное значение [6]. Несмотря на существенную разницу понятий «язык и речь», с точки зрения лингвистики, как отмечает Г. В. Колшанский, их дихотомия не всегда правомерна, кроме лингвистического описания этих понятий, поэтому в рамках нашего педагогического исследования данные термины мы будем использовать как синонимы [7]. Определение «деловой» (из сочетания «деловая речь») в терминологических и толковых словарях определяется как «относящийся к той разновидности официальной речи, которая, при сжатости и отсутствии стилистических украшений, не содержит, как правило, слов и выражений, характерных для канцелярского стиля речи» [8]. 2
Стр.2
Научно-методический электронный журнал «Концепт» Как показало исследование, термин «деловая речь» в современной научной литературе имеет разные толкования и обозначения: «официально-деловой текст (стиль, язык)», «официально-деловая коммуникация», «единица официального функционирования языка», «деловой дискурс». Несмотря на широкое употребление в лингвистике терминов «деловой язык», «деловая речь», «деловая письменность», «деловой стиль», дефиниции этих специальных слов до конца не сформированы. Одни ученые, указывая на синонимичность терминов «деловая речь» и «официально-деловой стиль речи», под деловой речью понимают убедительную и эффективную речь в различных видах и жанрах речевого общения, которая связана с различными видами предметной деятельности человека: коммерческой, производственной, научной, управленческой и др. [9] Ряд исследователей деловой речью называют тексты официально-делового стиля с явно выраженными их жанровыми признаками и рассматривают их с лингвистической точки зрения, заключающейся в выявлении системообразующих единиц деловой речи, определении взаимоотношений между ними, описании их обусловленности, отмечая, что подобный подход предполагает научный анализ как в системноструктурном, так и в функциональном аспектах [10]. Другие ученые деловую речь определяют как особый стилистический пласт литературного языка, который отличается от других стилей речи не только лексическими, морфологическими и синтаксическими особенностями, но и определенными композиционными стереотипными оборотами речи, практически удобными для ведения деловых бумаг [11]. В нашем исследовании понятие «деловая речь» использовано в более узком и конкретном его значении: оно характеризует речь в сфере военно-профессионального делового общения. Процесс формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов в данной работе соотнесен с тремя важнейшими компонентами культуры речи (нормативным, коммуникативным, этическим), разработанными Б. Н. Головиным [12], и обусловлен спецификой профессиональной коммуникации военнослужащих, для которой характерны официальность обстановки, стереотипность используемых языковых средств, кооперативность и информативность общения [13]. В связи с этим в процессе формирования культуры деловой речи особое внимание уделяется понятию «общение военнослужащих». Обращение к работам, в которых ученые затрагивают эту тему, дало возможность увидеть, в какой степени регламентированность профессионального общения военных специалистов влияет на процесс формирования культуры деловой речи. По мнению А. А. Шибаева, использование этикетных формул общения, написание деловых писем, культура ведения делового телефонного разговора – все это повышает уровень профессионального образования военного специалиста, от чего зависит не только его карьерный рост, но и важные личностные качества будущего офицера [14]. Тесно связывая понятия «информационная культура специалиста» и «деловое общение военнослужащих», З. Н. Бетина дает определение культуры деловой речи как социокультурного качества личности, которое адекватно отражает общекультурную, профессиональную и личностную позицию будущего специалиста, являющегося средством адаптации к изменяющимся экономическим, политическим, социальным условиям жизни и профессиональной деятельности через коммуникативный, этический и нормативный аспекты в деловом общении [15]. С. В. Лычагина считает, что 3
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ