Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Образование в системе институтов гражданского общества России (330,00 руб.)

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц89
ID178452
АннотацияМонография посвящена проблемам развития института образования как части системы институтов гражданского общества Российской Федерации; изучению конституционно-правовых гарантий прав граждан на образование и конституционно-правовых гарантий реализации общеобразовательных и профессиональных программ российского образования. Проведено исследование места института образования в системе институтов гражданского общества и особенностей влияния институтов гражданского общества на формирование и развитие института образования в России. Работа может быть полезна студентам, аспирантам, преподавателям юридических и педагогических вузов и факультетов, научным сотрудникам, общественным деятелям, государственным служащим, работающим в сфере образования, а также всем, интересующимся вопросами реформирования российского образования и создания институтов гражданского общества в современной России
ISBN978-5-91677-120-6
Образование в системе институтов гражданского общества России / Новицкая Л.Ю. — : [Б.и.] .— 89 с. — ISBN 978-5-91677-120-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/178452 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Л.Ю. НОВИЦКАЯ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА РОССИИ ЮРКОМПАНИ Москва – 2012 УДК 347.254 ББК 67.404.2 (2 Рос) Н 35 ОГЛАВЛЕНИЕ Рецензенты: Миронов Василий Олегович – доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Владимирского филиала Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. <...> Автор: Новицкая Людмила Юрьевна – кандидат педагогических наук, автор более 30 публикаций по вопросам реформирования образования и образовательной деятельности. <...> . ISBN 978-5-91677-120-6 Монография посвящена проблемам развития института образования как части системы институтов гражданского общества Российской Федерации; изучению конституционно-правовых гарантий прав граждан на образование и конституционно-правовых гарантий реализации общеобразовательных и профессиональных программ российского образования. <...> Цели, задачи и место института образования в демократическом правовом государстве . <...> Конституционно-правовые гарантии прав граждан на образование . <...> Конституционно-правовые гарантии реализации общеобразовательных и профессиональных программ российского образования . <...> Институт образования в системе институтов гражданского общества в России . <...> Институты гражданского общества: зарождение, развитие и современное положение . <...> Место института образования в системе институтов гражданского общества . <...> Такая формулировка понятия «образование» оставляет за пределами содержания этого понятия дошкольное и дополнительное образование, в том числе повышение квалификации. <...> Государство обязано гарантировать гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего (в объеме 9 классов общеобразовательной школы), среднего (полного) общего образования (в объеме 10–11 классов) и начального профессионального образования. <...> Конституция РФ включает в данный перечень также дошкольное и среднее профессиональное образование <...>
Образование_в_системе_институтов_гражданского_общества_России.pdf
Серия «Серия «Актуальные юридические исследования» Л.Ю. НОВИЦКАЯ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА РОССИИ ЮРКОМПАНИ Москва – 2012
Стр.1
УДК 347.254 ББК 67.404.2 (2 Рос) Н 35 Рецензенты: Миронов Василий Олегович – доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Владимирского филиала Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Пылин Владимир Васильевич – доктор юридических наук, профессор, профессор Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета. Автор: Новицкая Людмила Юрьевна – кандидат педагогических наук, автор более 30 публикаций по вопросам реформирования образования и образовательной деятельности. Новицкая Л.Ю. Образование в системе институтов гражданского общества России: Монография. М.: ЮРКОМПАНИ, 2012. – 176 с. – (Серия «Актуальные юридические исследования»). ISBN 978-5-91677-120-6 Монография посвящена проблемам развития института образования как части системы институтов гражданского общества Российской Федерации; изучению конституционно-правовых гарантий прав граждан на образование и конституционно-правовых гарантий реализации общеобразовательных и профессиональных программ российского образования. Проведено исследование места института образования в системе институтов гражданского общества и особенностей влияния институтов гражданского общества на формирование и развитие института образования в России. Работа может быть полезна студентам, аспирантам, преподавателям юридических и педагогических вузов и факультетов, научным сотрудникам, общественным деятелям, государственным служащим, работающим в сфере образования, а также всем, интересующимся вопросами реформирования российского образования и создания институтов гражданского общества в современной России. По вопросам приобретения книги обращайтесь в юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ» www.law-books.ru Тел. 8(903) 672-55-88 УДК 347.254 ББК 67.404.2 (2 Рос) ISBN 978-5-91677-120-6 © ООО «ЮРКОМПАНИ», 2012 2 3 Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Глава 1. Конституционно-правовая природа института образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 § 1. Понятие, содержание и система российского образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 § 2. Цели, задачи и место института образования в демократическом правовом государстве . . . . . . . . . . . . . . . . . 28 § 3. Конституционно-правовые гарантии прав граждан на образование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39 § 4. Конституционно-правовые гарантии реализации общеобразовательных и профессиональных программ российского образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57 § 5. Система нормативно-правового регулирования образовательной сферы в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76 Глава 2. Институт образования в системе институтов гражданского общества в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95 § 1. Институты гражданского общества: зарождение, развитие и современное положение . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95 § 2. Место института образования в системе институтов гражданского общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120 § 3. Влияние институтов гражданского общества на формирование и развитие института образования в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143 Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154 Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157 ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.2
Введение ВВЕДЕНИЕ Под образованием в Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» «понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Такая формулировка понятия «образование» оставляет за пределами содержания этого понятия дошкольное и дополнительное образование, в том числе повышение квалификации. Право на образование – конституционное право на получение определенной суммы знаний в соответствии с государственными образовательными стандартами. Закрепляя право на образование, Конституция РФ (ст. 43) определяет различные подходы к получению основных видов образования. Государство обязано гарантировать гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего (в объеме 9 классов общеобразовательной школы), среднего (полного) общего образования (в объеме 10–11 классов) и начального профессионального образования. Конституция РФ включает в данный перечень также дошкольное и среднее профессиональное образование. Основное общее образование в РФ является обязательным. Получение полного общего образования – индивидуальное право каждого. Основные принципы организации системы образования и принципы государственной политики в сфере образования определены Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», который закрепляет права и обязанности обучающихся и преподавателей, определяет основы взаимоотношений между учебными заведениями и их учредителями. Федеральным законом от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» урегулированы отношения в области высшего и послевузовского профессионального образования. 4 Как отметил Президент РФ Д. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г.: «Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы. Ее прежние успехи были признаны во всем мире. Сегодня, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать лучшего. Надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже «откатились». И это становится самой серьезной угрозой нашей конкурентоспособности. Кроме того, система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации».1 Говоря об управлении высшими учебными заведениями, различают его в узком и широком смысле. Как отмечает С.В. Анюшин: «Управление высшим учебным заведением необходимо рассматривать, с одной стороны, как управление организацией, а в широком плане – как часть государственного управления».2 Образование в России является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Закон РФ «Об образовании» в рамках федеральной компетенции является законом прямого действия, который должен одинаково применяться на всей территории России. В части компетенции субъектов Федерации Законом РФ «Об образовании» определены установочные нормы, на основе которых субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование в области образования. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессиональСм.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 05 ноября 2008 г. «Послание Президента РФ Федеральному Собранию» // 1 Российская газета. 2008. 6 ноября. 2 Цит. по: Анюшин С.В. Управление высшими учебными заведениями (новые тенденции). - М.: Академия труда и социальных отношений, 2000. С. 4. 5
Стр.3
Введение ного образования. Конституция РФ включает в данный перечень также дошкольное и среднее профессиональное образование. В то же время Закон РФ «Об образовании» (ч. 3 ст. 5) не гарантирует бесплатность дошкольного образования, а бесплатность среднего профессионального образования гарантируется на конкурсной основе. Согласно ст. 18 Закона РФ «Об образовании» государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения. При этом отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.1 Глава 1. КОНСТИТУЦИОННОПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ § 1. Понятие, содержание и система российского образования В соответствии с Конституцией РФ (ст. 43) государство устанавливает образовательные стандарты – нормативные образцы, содержащие комплекс требований к содержанию образования конкретного типа и вида образовательного учреждения. Существует два уровня таких стандартов: 1) федеральный, определяющий обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников, и 2) региональный, учитывающий особенности получения образования с учетом национальных и региональных особенностей. Всеобщая Декларация прав человека (ст. 26) закрепила обязательность, общедоступность, бесплатность начального образования, обозначив цель образования в мировом масштабе: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами, расовыми и религиозными группами».1 Однако Всеобщая декларация прав человека, являясь документом высокого нравственного гуманистического значения, лишь закрепила основные приоритеты, принципы, цели и задаКомментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.В. Лазарева. – М., 2002. С. 128. 1 6 Позднее, международное сообщество подтвердило это стремление в Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г. Кроме того, Всеобщая декларация прав человека закрепила приоритетное право родителей в выборе вида образования для своих малолетних детей. 1 7
Стр.4
Новицкая Людмила Юрьевна Образование в системе институтов гражданского общества России: Монография Ответственный редактор Л.Ю. Грудцына Литературный редактор Д.А. Сухарев Компьютерная верстка Г.Ю. Ефимова Дизайн обложки А.А. Черкасов ООО «Издательство «ЮРКОМПАНИ» www.law-books.ru E-mail: mail@law-books.ru Тел.: 8-903-672-55-88. Факс: (495) 672-55-22 Объединенная электронная редакция «ЮРКОМПАНИ» www.publish.law-books.ru E-mail: mail@law-books.ru Подписано в печать с готовых монтажей 10.11.2011 г. Формат 60х90/16. Объем 11,0 п.л. Печать офсетная. Бумага офсетная. Тираж 1500 экз. Заказ № ___. Отпечатано в ОАО «Орехово-Зуевская типография» г. Орехово-Зуево, Моск. обл., ул. Дзержинского, д. 1. E-mail: tipografiya-oz@rambler.ru.
Стр.89

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.