Серия «Серия «Актуальные юридические исследования»
Л.Ю. НОВИЦКАЯ
ОБРАЗОВАНИЕ
В СИСТЕМЕ ИНСТИТУТОВ
ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
РОССИИ
ЮРКОМПАНИ
Москва – 2012
Стр.1
УДК 347.254
ББК 67.404.2 (2 Рос)
Н 35
Рецензенты:
Миронов Василий Олегович – доктор юридических наук, профессор,
профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Владимирского
филиала Российской академии государственной службы при Президенте
Российской Федерации.
Пылин Владимир Васильевич – доктор юридических наук, профессор,
профессор Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического
университета.
Автор:
Новицкая Людмила Юрьевна – кандидат педагогических наук, автор
более 30 публикаций по вопросам реформирования образования и образовательной
деятельности.
Новицкая Л.Ю. Образование в системе институтов гражданского
общества России: Монография. М.: ЮРКОМПАНИ, 2012. –
176 с. – (Серия «Актуальные юридические исследования»).
ISBN 978-5-91677-120-6
Монография посвящена проблемам развития института образования
как части системы институтов гражданского общества Российской
Федерации; изучению конституционно-правовых гарантий прав граждан
на образование и конституционно-правовых гарантий реализации
общеобразовательных и профессиональных программ российского образования.
Проведено исследование места института образования в системе
институтов гражданского общества и особенностей влияния институтов
гражданского общества на формирование и развитие института образования
в России.
Работа может быть полезна студентам, аспирантам, преподавателям
юридических и педагогических вузов и факультетов, научным сотрудникам,
общественным деятелям, государственным служащим, работающим
в сфере образования, а также всем, интересующимся вопросами
реформирования российского образования и создания институтов гражданского
общества в современной России.
По вопросам приобретения книги обращайтесь
в юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ»
www.law-books.ru Тел. 8(903) 672-55-88
УДК 347.254
ББК 67.404.2 (2 Рос)
ISBN 978-5-91677-120-6
© ООО «ЮРКОМПАНИ», 2012
2
3
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Глава 1. Конституционно-правовая природа института образования
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
§ 1. Понятие, содержание и система российского образования
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
§ 2. Цели, задачи и место института образования в демократическом
правовом государстве . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
§ 3. Конституционно-правовые гарантии прав граждан на
образование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
§ 4. Конституционно-правовые гарантии реализации общеобразовательных
и профессиональных программ российского
образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
§ 5. Система нормативно-правового регулирования образовательной
сферы в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
Глава 2. Институт образования в системе институтов гражданского
общества в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
§ 1. Институты гражданского общества: зарождение, развитие
и современное положение . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
§ 2. Место института образования в системе институтов
гражданского общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
§ 3. Влияние институтов гражданского общества на
формирование и развитие института образования в России
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.2
Введение
ВВЕДЕНИЕ
Под образованием в Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1
«Об образовании» «понимается целенаправленный процесс
воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства,
сопровождающийся констатацией достижения гражданином
(обучающимся) установленных государством образовательных
уровней (образовательных цензов)». Такая формулировка
понятия «образование» оставляет за пределами содержания
этого понятия дошкольное и дополнительное образование,
в том числе повышение квалификации.
Право на образование – конституционное право на получение
определенной суммы знаний в соответствии с государственными
образовательными стандартами. Закрепляя право на образование,
Конституция РФ (ст. 43) определяет различные
подходы к получению основных видов образования.
Государство обязано гарантировать гражданам общедоступность
и бесплатность начального общего, основного общего (в
объеме 9 классов общеобразовательной школы), среднего (полного)
общего образования (в объеме 10–11 классов) и начального
профессионального образования. Конституция РФ включает
в данный перечень также дошкольное и среднее профессиональное
образование. Основное общее образование в РФ является
обязательным. Получение полного общего образования –
индивидуальное право каждого. Основные принципы организации
системы образования и принципы государственной политики
в сфере образования определены Законом РФ от 10 июля
1992 г. № 3266-1 «Об образовании», который закрепляет права и
обязанности обучающихся и преподавателей, определяет основы
взаимоотношений между учебными заведениями и их учредителями.
Федеральным законом от 22 августа 1996 г. «О высшем и
послевузовском профессиональном образовании» урегулированы
отношения в области высшего и послевузовского профессионального
образования.
4
Как отметил Президент РФ Д. Медведев в своем Послании
Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г.: «Решающую роль
в формировании нового поколения профессиональных кадров
должно сыграть возрождение российской образовательной системы.
Ее прежние успехи были признаны во всем мире. Сегодня,
несмотря на некоторые позитивные сдвиги, положение дел
в образовании оставляет желать лучшего. Надо прямо сказать:
с передовых позиций мы уже «откатились». И это становится
самой серьезной угрозой нашей конкурентоспособности.
Кроме того, система образования в прямом смысле слова
образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает
новым поколениям ценности нации».1
Говоря об управлении
высшими учебными заведениями, различают его в узком и
широком смысле. Как отмечает С.В. Анюшин: «Управление
высшим учебным заведением необходимо рассматривать, с одной
стороны, как управление организацией, а в широком плане
– как часть государственного управления».2
Образование в России является предметом совместного ведения
Российской Федерации и ее субъектов. Закон РФ «Об
образовании» в рамках федеральной компетенции является
законом прямого действия, который должен одинаково применяться
на всей территории России. В части компетенции субъектов
Федерации Законом РФ «Об образовании» определены установочные
нормы, на основе которых субъекты РФ осуществляют
собственное правовое регулирование в области образования.
Государство
гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность
начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования и начального профессиональСм.:
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 05 ноября
2008 г. «Послание Президента РФ Федеральному Собранию» //
1
Российская газета. 2008. 6 ноября.
2
Цит. по: Анюшин С.В. Управление высшими учебными заведениями
(новые тенденции). - М.: Академия труда и социальных отношений,
2000. С. 4.
5
Стр.3
Введение
ного образования. Конституция РФ включает в данный перечень
также дошкольное и среднее профессиональное образование.
В то же время Закон РФ «Об образовании» (ч. 3 ст. 5) не
гарантирует бесплатность дошкольного образования, а бесплатность
среднего профессионального образования гарантируется
на конкурсной основе. Согласно ст. 18 Закона РФ «Об образовании»
государство гарантирует финансовую и материальную
поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает
доступность образовательных услуг дошкольного
образовательного учреждения для всех слоев населения. При
этом отношения между дошкольным образовательным учреждением
и родителями регулируются договором между ними,
который не может ограничивать установленные законом права
сторон.1
Глава 1.
КОНСТИТУЦИОННОПРАВОВАЯ ПРИРОДА
ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ
§ 1. Понятие, содержание и система российского
образования
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 43) государство устанавливает
образовательные стандарты – нормативные образцы,
содержащие комплекс требований к содержанию образования
конкретного типа и вида образовательного учреждения.
Существует два уровня таких стандартов: 1) федеральный, определяющий
обязательный минимум содержания основных образовательных
программ, максимальный объем нагрузки, требования
к уровню подготовки выпускников, и 2) региональный,
учитывающий особенности получения образования с учетом
национальных и региональных особенностей.
Всеобщая Декларация прав человека (ст. 26) закрепила обязательность,
общедоступность, бесплатность начального образования,
обозначив цель образования в мировом масштабе:
«Образование должно быть направлено к полному развитию
человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека
и основным свободам. Образование должно содействовать
взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами,
расовыми и религиозными группами».1
Однако Всеобщая декларация прав человека, являясь документом
высокого нравственного гуманистического значения,
лишь закрепила основные приоритеты, принципы, цели и задаКомментарий
к Конституции Российской Федерации / Под общ.
ред. В.В. Лазарева. – М., 2002. С. 128.
1
6
Позднее, международное сообщество подтвердило это стремление
в Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной
конференцией ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г. Кроме того, Всеобщая декларация
прав человека закрепила приоритетное право родителей в
выборе вида образования для своих малолетних детей.
1
7
Стр.4
Новицкая Людмила Юрьевна
Образование в системе институтов
гражданского общества России:
Монография
Ответственный редактор Л.Ю. Грудцына
Литературный редактор Д.А. Сухарев
Компьютерная верстка Г.Ю. Ефимова
Дизайн обложки А.А. Черкасов
ООО «Издательство «ЮРКОМПАНИ»
www.law-books.ru E-mail: mail@law-books.ru
Тел.: 8-903-672-55-88. Факс: (495) 672-55-22
Объединенная электронная редакция «ЮРКОМПАНИ»
www.publish.law-books.ru E-mail: mail@law-books.ru
Подписано в печать с готовых монтажей 10.11.2011 г.
Формат 60х90/16. Объем 11,0 п.л. Печать офсетная.
Бумага офсетная. Тираж 1500 экз. Заказ № ___.
Отпечатано в ОАО «Орехово-Зуевская типография»
г. Орехово-Зуево, Моск. обл., ул. Дзержинского, д. 1.
E-mail: tipografiya-oz@rambler.ru.
Стр.89