МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
ПРАКТИКУМ
Направление подготовки 15.03.05 Конструкторско-технологическое
обеспечение машиностроительных производств
Профиль подготовки: «Технология машиностроения»
Бакалавриат
Ставрополь
2017
Стр.1
УДК 81.1 (075.8)
ББК 81.2 Рус-9 я73
Т 33
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
(ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет»)
канд. пед. наук, доцент Л. Р. Вартанова,
канд. филол. наук, доцент Л. М. Бахаева
Рецензенты:
Т 33 Теория и практика профессиональной коммуникации
на русском языке: практикум / сост.: О. С. Гаврилова,
И. В. Желябова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2017. – 118 с.
Пособие составлено в соответствии с требованиями СУОС СКФУ и
включает тематический план изучения дисциплины, вопросы для обсуждения
и методические рекомендации к практическим занятиям, а также
задания для контроля владения компетенциями и литературу. Утверждено
на заседании кафедры культуры русской речи (протокол № 6 от 24
марта 2017 г.).
Предназначено для бакалавров очной и заочной форм обучения
по направлению 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение
машиностроительных производств, а также для преподавателей Института
строительства, транспорта и машиностроения.
УДК 81.1 (075.8)
ББК 81.2 Рус-9 я73
канд. филол. наук, доцент О. С. Гаврилова,
канд. филол. наук, доцент И. В. Желябова
Составители:
© ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2017
Стр.2
ПРАКТИКУМ
3
Содержание
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОММУНИКАЦИИ В МАШИНОСТОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ
1. Машиностроительная сфера как сфера профессионального
и делового общения (основные понятия, культура
профессионального общения) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Виды, структура и функции профессиональной
коммуникации в машиностроительной сферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Психогеометрические типы личности и способы
психологического влияния в профессиональной коммуникации . .
Раздел 2. ВЕРБАЛЬНАЯ И НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКА
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
4. Понятие коммуникативной компетентности
и коммуникативных барьеров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5. Невербальная коммуникация в профессиональной
деятельности работника машиностроительной сферы . . . . . . . . . . .
6. Правила подготовки и проведения служебных совещаний
в машиностроительной сфере . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
7. Конструктивная критика и конфликты в профессиональной
коммуникации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
8. Особенности официально-деловой документации
в машиностроительной сфере . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
29
42
53
63
72
Раздел 3. ЭТИКА И ЭТИКЕТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОММУНИКАЦИИ РАБОТНИКА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
9. Этикет в профессиональной коммуникации работника
машиностроительной сферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
7
15
21
Стр.3
4
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Предисловие
Пособие предназначено для студентов нефилологического профиля
«Технология машиностроения», обучающихся по направлению 15.03.05
Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных
производств. Пособие написано в соответствии с действующей программой,
с учетом существующих требований контроля знаний, предъявляемых
студентам.
Дисциплина «Теория и практика профессиональной деятельности
на русском языке» относится к дисциплинам по выбору учебном плане
«Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных
производств». Данное пособие состоит из трех разделов, соответствующих
действующей рабочей программе. Каждый раздел включает теоретическую
часть, в которой кратко изложены основные теоретические
положения по данной теме, практическую часть, содержащую вопросы и
задания по теме, список рекомендуемой литературы.
Практические занятия играют важную роль в подготовке студентов
к профессиональной деятельности. Они составляют значительную часть
всего объёма аудиторных занятий, имеют важнейшее значение для усвоения
программного материала, стимулируют мышление, сближают учебную
деятельность с научным поиском и готовят будущего специалиста к
их практической деятельности в области своей профессии.
Материалы пособия отражают межпредметные связи в представлендисциплин,
преподаваемых студентам нефилологических направлений.
Обучение этому предмету преследует две в равной степени важные
цели: во-первых, ознакомление студентов с основами теории профессиональной
коммуникации; во-вторых, подробное рассмотрение главных
составляющих профессиональной коммуникации вообще и в нефтегазовой
сфере, в частности.
Цель пособия состоит в формировании у студентов-нефилологов
коммуникативно-речевых (ОК-5), психологических (ОК-3) и профессиональных
компетенций (ОПК-3) в области профессиональной коммуникации,
в развитии умения оптимально использовать средства русского
языка при устном и письменном профессиональном общении.
Профессиональная коммуникация – это один из сложных специфических,
уникальных видов коммуникации, без которого невозможно взаных
темах и вопросах. Разделы взаимосвязаны между собой.
Дисциплина призвана занять важное место в системе гуманитарных
Стр.4
ПРАКТИКУМ
5
имодействовать в различных профессиональных сферах. В то же время
профессиональная коммуникация в машиностроительной сфере – это
сложный, специфический, уникальный вид профессиональной коммуникации,
возникающий при взаимодействии людей, работающих в машиностроительной
отрасли.
В пособии рассматриваются такие составляющие профессиональной
коммуникации, как виды, структура, функции, коммуникативно-речевые
умения личности, невербальное общение, коммуникативные барьеры,
правила подготовки и проведения совещаний, конфликты, особенности
официально-деловой документации, специфические черты профессионального
языка и этикета работников машиностроительной сферы. Таким
образом, условно пособие состоит из двух модулей. Первый посвящен
формированию знаний и умений в области устной профессиональной
коммуникации, а второй – в области письменной профессиональной
коммуникации. В рамках обоих разделов у студента формируются коммуникативно-речевые
и психологические компетенции, то есть, в результате
освоения дисциплины, студент должен знать:
– основные понятия общей теории профессиональной коммуникации;
– чем отличается деловое общение от профессионального;
– виды, структуру и функции профессиональной коммуникации в машиностроительной
сфере;
– составляющие коммуникативной компетенции и коммуникативных
барьеров;
– значение основных невербальных средств общения, а также важных
профессиональных слов машиностроительной сферы;
– правила подготовки и проведения совещаний, особенности этикета
работников машиностроительной сферы;
– требования, предъявляемые к составлению официально-деловой
документации;
уметь:
– применять базовые коммуникативно-речевые умения;
– избегать конфликтных ситуаций и коммуникативных барьеров;
– правильно воспринимать конструктивную критику;
– применять и воспринимать невербальные средства общения;
– правильно подготавливать и проводить совещания;
– писать официальную документацию;
– соблюдать правила этикета.
владеть навыками:
– предотвращения конфликтных ситуаций и коммуникативных барьеров;
–
анализа конструктивной критики;
Стр.5
6
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
– невербального общения;
– подготовки, проведения и анализа совещаний;
– оформления официальной документации;
Данная дисциплина выступает необходимым методологическим и
содержательно-методическим основанием для последующей профессиональной
деятельности студентов. Полученные знания, умения и навыки
в процессе изучения дисциплины помогут студентам почувствовать
легкость, свободу, гармонию в профессиональной коммуникации. Для
успешного освоения дисциплины студенты должны обладать общими
знаниями и навыками из университетских курсов по дисциплинам культуры
речи.
Стр.6