Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 497868)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."

Психология семьи : учебное пособие (160,00 руб.)

0   0
АвторыЛукьянова М. В., Офицерова С. В.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц138
ID642443
АннотацияПособие представляет курс лекций, составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению «Психология» и содержит материал для теоретической подготовки студентов.
Кому рекомендованоПредназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 37.03.01 Психология
УДК159.99
ББК88.56
Психология семьи : учебное пособие / М. В. Лукьянова, С. В. Офицерова .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2017 .— 138 с.

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Психология_семьи.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Психология_семьи.pdf
МИНИCTEРCTBО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» П СИХОЛОГИЯ СЕМЬИ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 37.03.01 Психология Бакалавриат Ставрополь 2017
Стр.1
УДК 159.99 (075.8) ББК 88.56 я73 П 86 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета (Ставропольский государственный педагогический институт), д-р психол. наук, профессор М. И. Плугина д-р психол. наук, профессор С. Г. Корлякова Рецензенты: (Ставропольский государственный медицинский университет) П 86 Психология семьи: учебное пособие / сост.: М. В. Лукьянова, С. В. Офицерова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2017. – 138 с. Пособие представляет курс лекций; составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению «Психология» и содержит материал для теоретической подготовки студентов. Предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 37.03.01 Психология. УДК 159.99 (075.8) ББК 88.56 я73 канд. психол. наук, доцент М. В. Лукьянова, канд. психол. наук, доцент С. В. Офицерова Составители: © ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2017
Стр.2
Содержание Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ СЕМЬИ 1. Становление семейной психологии как научной дисциплины . . 2. Становление семьи как социального института . . . . . . . . . . . . . . . . . 3. Функции семьи как института социализации личности . . . . . . . . . Раздел 2. ВЫБОР СУПРУГА И ФОРМИРОВАНИЕ СУПРУЖЕСКОЙ ПАРЫ 4. Концепции выбора брачного партнёра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5. Предбрачное ухаживание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6. Любовь как основа супружеских отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7. Готовность к браку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Раздел 3. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СЕМЬИ КАК СИСТЕМЫ 8. Жизненный цикл семьи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9. Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10. Развитие семейных отношений и удовлетворённость браком . Раздел 4. ТИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕМЬИ 11. Дестабилизация семейных отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12. Развод и постразводная ситуация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Раздел 5. ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА СЕМЬИ 13. Детско-родительские отношения в семье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14. Особенности психологического развития и воспитания ребенка в семье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Раздел 6. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 15. Методы диагностики и коррекции семейных отношений . . . . . . 16. Психотехнический инструментарий семейного консультирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 18 23 30 39 43 51 56 68 75 82 88 96 104 114 123 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136 Литература и Интернет-ресурсы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137 3 Учебное пособие
Стр.3
ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ Предисловие В современных исследованиях существенно возрос интерес к семье специалистов различных областей научного знания, как теоретиков, так и практиков. Демографическое положение в Росси привело к тому, что семья в настоящее время стала пространством полидисциплинарных исследований. Этот интерес к семье как объекту научного анализа связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а, следовательно, настоящего и будущего общества в целом. Изменения, происходящие в обществе, весьма существенно влияют на изменения внутрисемейных отношений. Кризисные интонации в развитии общества повлекли за собой увеличение числа проблемных семей. Всё чаще основные задачи и функции семьи понимаются все более упрощенно, материально, даже физиологично, с позиций собственного удобства. Поддержка семьи, психологическое сопровождение её развития, усиление ее психолого-педагогического потенциала требует от специалистов, работающих с семьей, глубоких системных знаний, умений определять точки приложения профессиональных усилий, находить адекватные средства и способы взаимодействия с ней. Целью данного пособия является подготовка студентов к работе на практических занятиях, формирование набора профессиональных и общекультурных компетенций бакалавра по направлению подготовки «Психология». Цель освоения дисциплины: Целью освоения дисциплины «Психология семьи» является формирование целостного, систематизированного представления о семейных отношениях: генезисе, историческом становлении семьи, закономерностях создания, функционирования, развития и разрушения семьи как коллективного субъекта, носителя смыслового «багажа», наработанного человечеством. Задачи учебной дисциплины: 1. Сформировать представления о семье и семейных отношениях как целостном, исторически сложившемся образовании, имеющем свои специфические особенности жизнедеятельности. 2. Задать общую логику работы с семьей как совокупным субъектом социального, кланового и внутрисемейного пространств, системного (поуровневого) анализа феноменологии конкретных семей. 3. Сформировать диагностические умения (дать методики, помогающие освоить общую логику работы с семьей как совокупным субъектом). 4
Стр.4
4. Ознакомить с научными и прикладными достижениями и трудностями психологии семьи как научной дисциплины и психологической практики. 5. Сформировать основы профессионального мышления и самосознания психологов. Место дисциплины в структуре образовательной программы Дисциплина относится к базовой части дисциплин (Б1.Б.34); к числу дисциплин, задающих характер профессионального мышления будущего бакалавра по направлению подготовки 37.03.01 Психология и обеспечивающих углубление профессиональной подготовки. Связь с предшествующими дисциплинами Освоение курса происходит с опорой на знания, умения, навыки, полученные в процессе изучения таких дисциплин, как • социальная психология (знания о функционировании малых групп); • психология общения, тренинг общения, социально-психологический тренинг (представления о структуре, динамике, функциях общения, представления о функциональной и нефункциональной коммуникации, навыки эффективного общения); • психология личности, возрастная психология и психология развития (факторы здорового и патологического развития личности); • общий психологический практикум (навыки наблюдения, беседы, измерения, навыки различения фактов и толкования, рефлексия схем толкования); • психодиагностика (навыки работы с диагностическими методиками). Связь с последующими дисциплинами Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: основы психологического консультирования, основы профессиональной деятельности психолога, основы патопсихологии, психология конфликта, психология стресса и др. В процессе обучения «Психологии семьи» студенты должны сформировать такие профессиональные компетенции как: • способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3); • способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: основные категории и понятия психологии семьи; принципы изучения семьи и преобразования семейных отношений, существующие в теории и практике различных подходов (психодинамического, бихевиорального, экспериментального, коммуникативного, когнитивного); 5 Учебное пособие
Стр.5
ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ иметь представление о методологических и прикладных трудностях изучения особенностей кризисных периодов семьи; стандартные базовые процедуры оказания психологической помощи семье с использованием традиционных методов и технологий. Уметь: комплексно диагностировать особенности семейных отношений как посредством стандартных методик, так и посредством наблюдения за взаимодействием членов семьи как целостной системы, ее коммуникацией. Владеть: культурой системного мышления, навыками выявления источников трудностей семьи; способностью анализировать семейную ситуацию и выявлять паттерны ее здорового или дезадаптивного функционирования; реализовывать стандартные программы, направленных на предупреждение отклонений в развитии семьи; первичными навыками консультирования семьи; методами исследовательской и просветительской деятельности. Пособие выступает в качестве информационного и практического источника и может быть использовано для очного, заочного и дистанционного обучения. 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически