Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 512342)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Социальная психология : учебное пособие (160,00 руб.)

0   0
Первый авторКозлова Э. М.
АвторыНищитенко С. В.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц170
ID642425
АннотацияПособие составлено в соответствии с ФГОС ВО, учебным планом и программой дисциплины. Содержит курс лекций, включающих теоретический материал, расположенный по системному принципу, вопросы для самопроверки, словарь основных понятий, литературу. Состоит из трех разделов и девяти тем.
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) 37.05.02 Психология служебной деятельности (специализация «Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях»), и будет полезно для подготовки специалистов, ставящих целью своей профессиональной деятельности достижение социального компромисса, позитивного консенсуса, толерантности в различных сферах жизни общества
УДК316.6
ББК88.53
Козлова, Э. М. Социальная психология : учебное пособие [Электронный ресурс] / С. В. Нищитенко, Э. М. Козлова .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2017 .— 170 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/642425

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Социальная_психология.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Социальная_психология.pdf
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Э. М. Козлова, С. В. Нищитенко СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Специальность 37.05.02 Психология служебной деятельности Специализация «Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях» Ставрополь 2017
Стр.1
УДК 316.6 (075.8) ББК 88.53 я73 К 59 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Козлова Э. М., Нищитенко С. В. К 59 Социальная психология: учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2017. – 170 с. Пособие составлено в соответствии с федеральным государственным стандартом высшего образования, учебным планом и программой дисциплины. Содержит курс лекций, включающих теоретический материал, расположенный по системному принципу, вопросы для самопроверки, словарь основных понятий, литературу. Состоит из трех разделов и девяти тем. Предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) 37.05.02 Психология служебной деятельности (специализация «Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях»), и будет полезно для подготовки специалистов, ставящих целью своей профессиональной деятельности достижение социального компромисса, позитивного консенсуса, толерантности в различных сферах жизни общества. УДК 316.6 (075.8) ББК 88.53 я73 Рецензенты: канд. пед. наук, доцент Д.Т. Асланова, д-р психол. наук, профессор М. И. Плугина (ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет») © ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2017
Стр.2
Содержание Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Раздел 1. Введение в социальную психологию 1. Социальная психология как наука . . . . . . . . . . . . . . . . 8 2. История возникновения и развития социальнопсихологических идей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 3. Основные теоретические ориентации современной социальной психологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42 4. Методология и методы социально-психологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 5. Основные характеристики социальнопсихологической среды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76 Раздел 2. Социально-психологическая среда 6. Особенности больших групп и массовидных явлений 94 7. Психология малых групп. Динамические процессы в малой группе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115 Раздел 3. Социальная психология личности 8. Проблема соотношения личности и социума . . . . . . . 127 9. Проблема социализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163 Краткий словарь основных понятий . . . . . . . . . . . . . . . . . 164 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168 Курс лекций 3
Стр.3
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Предисловие Социальная психология относится к числу дисциплин специализации «Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях» учебного плана образовательной программы по специальности 37.05.02 – Психология служебной деятельности и ориентирована на подготовку специалистов-психологов для различных структур и ведомств. В настоящее время изучение курса является особенно актуальным, поскольку, специализируясь на изучении человеческого поведения, он позволяет осмыслить реальный опыт взаимоотношений между людьми, помогает находить способы развития и усовершенствования межличностных и межгрупповых взаимодействий. В условиях социальных и политических перемен, происходящих в России и сопровождающихся реализацией ряда социальных программ и реформ, роль знаний, которыми располагает социальная психология, значительно возросла. Без понимания закономерностей психологических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей, невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными группами. Современная социальная психология, являясь особым разделом психологической науки, предстает как система научных знаний по отдельным, наиболее важным компонентам социально-психологической реальности и связанным с ними проблемами жизни сообществ людей и человека в них. Цель курса – формирование системных представлений о современных социальных явлениях и процессах, механизмах саморегуляции и саморазвития общества, а также о проблемах взаимодействия общества и культуры, общества и личности посредством овладения следующими профессиональными компетенциями: 1) ПК-2 – способность выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к профессиональной, гендерной, этнической и другим социальным группам; 4 Учебное пособие
Стр.4
2) ПК-3 – способность описывать структуру деятельности профессионала в рамках определенной сферы (психологический портрет профессионалов), прогнозировать, анализировать и оценивать психологические условия профессиональной деятельности; 3) ПК-4 – способность осуществлять профессиональный психологический отбор лиц, способных овладевать и осуществлять различные виды профессиональной деятельности; 4) ПК-7 – способность диагностировать психические свойства и состояния человека, характеризовать психические процессы и проявления в различных видах деятельности личного состава, индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию. Задачи: – формирование представлений о социально-психологических характеристиках (свойства, процессы и состояния) индивида как субъекта социальных отношений, группы как целостных образований; – формирование представлений о закономерностях социального поведения людей и групп; – обучение психодиагностическим методам изучения социально-психологических явлений. После изучения курса обучающийся должен знать: – методологические основы современной отечественной и зарубежной социальной психологии; – социальную значимость своей будущей профессии; – основные направления, подходы, теории в социальной психологии и современные тенденции развития социально-психологического знания; – основные категории и понятия социальной психологии; – основные социально-психологические факты и их интерпретацию; – методы изучения личности в различных социо-культурных средах; – проблемы семьи и семейного воспитания; современными методами педагогического взаимодействия с родителями, пропаганды психолого-педагогических знаний среди населения; – социально-значимые процессы и проблемы; уметь: – ставить прикладные задачи в определённой области применения психологического знания; Курс лекций 5
Стр.5
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; – применять методы изучения личности в различных социокультурных средах. владеть: – системой теоретических знаний по основным разделам социальной психологии; – профессиональным языком предметной области знаний, – современными методами поиска, обработки и использования информации; – системой знаний о закономерностях психического развития; факторах, способствующих личностному росту и направлять саморазвитие и самовоспитание личности; – системой знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой; – основными способами взаимодействия личности и социума; – высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; – знаниями об особенностях, факторах и динамики групповых процессов. Для освоения дисциплины необходимы знания, умения обучающихся, приобретенные в результате изучения таких курсов, как «Профессиональная этика и служебный этикет», «Социология», «Концепции современного естествознания», «Общая психология». Знания, умения обучающихся, приобретенные в результате изучения социальной психологии необходимы для освоения следующих дисциплин: «Психиатрия катастроф», «Психология конфликта», «Психология стресса и стрессоустойчивого поведения». Курс лекций построен по системному принципу и состоит из трех разделов и девяти тем. Первый раздел – «Введение в социальную психологию», в нем дается представление о социальной психологии, как науке, ее объекте, предмете, задачах, актуальных проблемах. В теме «Социальная психология как наука» рассмотрена классификация социально-психологических явлений, дано общее представление о социальной психологии как научной дисциплине, описана эволюция научных взглядов на предмет социальной психологии. Тема «История возникновения и развития социально-психологических идей» посвящена проблеме возникновения и развития социаль6 Учебное пособие
Стр.6
ной психологии, социально-историческим и конкретно-научным предпосылкам становления её как самостоятельной науки. В теме «Основные теоретические ориентации современной социальной психологии» дана классификация теоретических и практических направлений в социальной психологии, описаны особенности необихевиористического, интеракционистского, когнитивного, психоаналитическое направлений. Четвертая тема – «Методология и методы социально-психологического исследования» – включает в себя понятие методологии научного исследования, специфики научного исследования в социальной психологии, характеристики методов социально-психологического исследования. Тема «Основные характеристики социально-психологической среды» завершает изучение первого раздела и описывает необходимость социально-психологического контекста для жизни и развития человека, особенности структуры и динамики социальной среды, проблему группы в социальной психологии, отличительные признаки социальной группы и критерии определения группы в социальной психологии, раскрывает понятие социально-психологического статуса и позиции личности в группе. Второй раздел – «Социально-психологическая среда», он посвящен особенностям больших групп и массовидных явлений, а так же психологии малых групп, динамическим процессы в малой группе. Открывающая его тема «Особенности больших групп и массовидных явлений» посвящена психологии социальных классов, социально-психологическим аспектам этноцентризма и межэтнических конфликтов. Тема «Психология малых групп. Динамические процессы в малой группе» рассматривает классификацию малых групп, дает характеристику динамических процессов в малой группе и групповой динамике. Третий раздел называется «Социальная психология личности», здесь рассматриваются взаимоотношения человека с окружающими его людьми, оказывающими влияние на непрерывный процесс становления его личности, описывает индивидуальные социально-психологические качества личности. В теме «Проблема соотношения личности и социума» представлены социально-психологические типологии личности, описана специфика социально-психологического понимания Я-концепции. Тема «Проблема социализации» рассматривает институты и стадии социализации, процесс социализации в отрочестве и взрослом возрасте. Курс лекций 7
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически