МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Э. М. Козлова, С. В. Нищитенко
СОЦИАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Специальность 37.05.02 Психология служебной деятельности
Специализация «Психологическое обеспечение
служебной деятельности в экстремальных условиях»
Ставрополь
2017
Стр.1
УДК 316.6 (075.8)
ББК 88.53 я73
К 59
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Козлова Э. М., Нищитенко С. В.
К 59 Социальная психология: учебное пособие. – Ставрополь:
Изд-во СКФУ, 2017. – 170 с.
Пособие составлено в соответствии с федеральным государственным
стандартом высшего образования, учебным планом
и программой дисциплины. Содержит курс лекций, включающих
теоретический материал, расположенный по системному принципу,
вопросы для самопроверки, словарь основных понятий, литературу.
Состоит из трех разделов и девяти тем.
Предназначено для студентов, обучающихся по направлению
подготовки (специальности) 37.05.02 Психология служебной
деятельности (специализация «Психологическое обеспечение
служебной деятельности в экстремальных условиях»), и будет
полезно для подготовки специалистов, ставящих целью своей
профессиональной деятельности достижение социального компромисса,
позитивного консенсуса, толерантности в различных
сферах жизни общества.
УДК 316.6 (075.8)
ББК 88.53 я73
Рецензенты:
канд. пед. наук, доцент Д.Т. Асланова,
д-р психол. наук, профессор М. И. Плугина
(ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный
медицинский университет»)
© ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2017
Стр.2
Содержание
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Раздел 1. Введение в социальную психологию
1. Социальная психология как наука . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2. История возникновения и развития социальнопсихологических
идей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
3. Основные теоретические ориентации современной
социальной психологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
4. Методология и методы социально-психологического
исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
5. Основные характеристики социальнопсихологической
среды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
Раздел 2. Социально-психологическая среда
6. Особенности больших групп и массовидных явлений 94
7. Психология малых групп. Динамические процессы
в малой группе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
Раздел 3. Социальная психология личности
8. Проблема соотношения личности и социума . . . . . . . 127
9. Проблема социализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
Краткий словарь основных понятий . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
Курс лекций
3
Стр.3
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Предисловие
Социальная психология относится к числу дисциплин специализации
«Психологическое обеспечение служебной деятельности
в экстремальных условиях» учебного плана образовательной
программы по специальности 37.05.02 – Психология служебной
деятельности и ориентирована на подготовку специалистов-психологов
для различных структур и ведомств.
В настоящее время изучение курса является особенно актуальным,
поскольку, специализируясь на изучении человеческого
поведения, он позволяет осмыслить реальный опыт взаимоотношений
между людьми, помогает находить способы развития
и усовершенствования межличностных и межгрупповых взаимодействий.
В
условиях социальных и политических перемен, происходящих
в России и сопровождающихся реализацией ряда социальных
программ и реформ, роль знаний, которыми располагает
социальная психология, значительно возросла. Без понимания
закономерностей психологических явлений, возникающих при социальном
взаимодействии людей, невозможно правильно сориентироваться
в жизни, наладить нормальные взаимоотношения с
другими людьми и общественными группами.
Современная социальная психология, являясь особым разделом
психологической науки, предстает как система научных
знаний по отдельным, наиболее важным компонентам социально-психологической
реальности и связанным с ними проблемами
жизни сообществ людей и человека в них.
Цель курса – формирование системных представлений о
современных социальных явлениях и процессах, механизмах
саморегуляции и саморазвития общества, а также о проблемах
взаимодействия общества и культуры, общества и личности посредством
овладения следующими профессиональными компетенциями:
1)
ПК-2 – способность выявлять специфику психического
функционирования человека с учетом особенностей возрастных
этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности
к профессиональной, гендерной, этнической и другим социальным
группам;
4
Учебное пособие
Стр.4
2) ПК-3 – способность описывать структуру деятельности профессионала
в рамках определенной сферы (психологический портрет
профессионалов), прогнозировать, анализировать и оценивать
психологические условия профессиональной деятельности;
3) ПК-4 – способность осуществлять профессиональный психологический
отбор лиц, способных овладевать и осуществлять
различные виды профессиональной деятельности;
4) ПК-7 – способность диагностировать психические свойства
и состояния человека, характеризовать психические процессы и
проявления в различных видах деятельности личного состава,
индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения
и рекомендации по их использованию.
Задачи:
– формирование представлений о социально-психологических
характеристиках (свойства, процессы и состояния) индивида
как субъекта социальных отношений, группы как целостных образований;
–
формирование представлений о закономерностях социального
поведения людей и групп;
– обучение психодиагностическим методам изучения социально-психологических
явлений.
После изучения курса обучающийся должен знать:
– методологические основы современной отечественной и зарубежной
социальной психологии;
– социальную значимость своей будущей профессии;
– основные направления, подходы, теории в социальной психологии
и современные тенденции развития социально-психологического
знания;
– основные категории и понятия социальной психологии;
– основные социально-психологические факты и их интерпретацию;
–
методы изучения личности в различных социо-культурных
средах;
– проблемы семьи и семейного воспитания; современными
методами педагогического взаимодействия с родителями, пропаганды
психолого-педагогических знаний среди населения;
– социально-значимые процессы и проблемы;
уметь:
– ставить прикладные задачи в определённой области применения
психологического знания;
Курс лекций
5
Стр.5
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
– использовать основные положения и методы социальных,
гуманитарных и экономических наук при решении социальных и
профессиональных задач;
– применять методы изучения личности в различных социокультурных
средах.
владеть:
– системой теоретических знаний по основным разделам социальной
психологии;
– профессиональным языком предметной области знаний,
– современными методами поиска, обработки и использования
информации;
– системой знаний о закономерностях психического развития;
факторах, способствующих личностному росту и направлять саморазвитие
и самовоспитание личности;
– системой знаний о закономерностях общения и способах
управления индивидом и группой;
– основными способами взаимодействия личности и социума;
– высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
–
знаниями об особенностях, факторах и динамики групповых
процессов.
Для освоения дисциплины необходимы знания, умения обучающихся,
приобретенные в результате изучения таких курсов, как
«Профессиональная этика и служебный этикет», «Социология»,
«Концепции современного естествознания», «Общая психология».
Знания, умения обучающихся, приобретенные в результате
изучения социальной психологии необходимы для освоения следующих
дисциплин: «Психиатрия катастроф», «Психология конфликта»,
«Психология стресса и стрессоустойчивого поведения».
Курс лекций построен по системному принципу и состоит из
трех разделов и девяти тем.
Первый раздел – «Введение в социальную психологию», в нем
дается представление о социальной психологии, как науке, ее
объекте, предмете, задачах, актуальных проблемах. В теме «Социальная
психология как наука» рассмотрена классификация социально-психологических
явлений, дано общее представление о
социальной психологии как научной дисциплине, описана эволюция
научных взглядов на предмет социальной психологии. Тема
«История возникновения и развития социально-психологических
идей» посвящена проблеме возникновения и развития социаль6
Учебное
пособие
Стр.6
ной психологии, социально-историческим и конкретно-научным
предпосылкам становления её как самостоятельной науки. В теме
«Основные теоретические ориентации современной социальной
психологии» дана классификация теоретических и практических
направлений в социальной психологии, описаны особенности необихевиористического,
интеракционистского, когнитивного, психоаналитическое
направлений. Четвертая тема – «Методология и
методы социально-психологического исследования» – включает
в себя понятие методологии научного исследования, специфики
научного исследования в социальной психологии, характеристики
методов социально-психологического исследования. Тема «Основные
характеристики социально-психологической среды» завершает
изучение первого раздела и описывает необходимость
социально-психологического контекста для жизни и развития
человека, особенности структуры и динамики социальной среды,
проблему группы в социальной психологии, отличительные
признаки социальной группы и критерии определения группы в
социальной психологии, раскрывает понятие социально-психологического
статуса и позиции личности в группе.
Второй раздел – «Социально-психологическая среда», он
посвящен особенностям больших групп и массовидных явлений,
а так же психологии малых групп, динамическим процессы в малой
группе. Открывающая его тема «Особенности больших групп
и массовидных явлений» посвящена психологии социальных
классов, социально-психологическим аспектам этноцентризма и
межэтнических конфликтов. Тема «Психология малых групп. Динамические
процессы в малой группе» рассматривает классификацию
малых групп, дает характеристику динамических процессов
в малой группе и групповой динамике.
Третий раздел называется «Социальная психология личности»,
здесь рассматриваются взаимоотношения человека с окружающими
его людьми, оказывающими влияние на непрерывный
процесс становления его личности, описывает индивидуальные
социально-психологические качества личности. В теме «Проблема
соотношения личности и социума» представлены социально-психологические
типологии личности, описана специфика
социально-психологического понимания Я-концепции. Тема
«Проблема социализации» рассматривает институты и стадии
социализации, процесс социализации в отрочестве и взрослом
возрасте.
Курс лекций
7
Стр.7