Усманова С.Н., магистрант,
Лупандина Е.А., магистрант,
Русакова Т.Г., доктор педагогических наук, профессор,
Оренбургский государственный педагогический университет
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ
ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРЕОГРАФИИ
Аннотация: в статье рассматривается содержание и структура понятия
эмоциональной отзывчивости; в качестве средства формирования
эмоциональной отзывчивости рассматривается хореографическое искусство;
описывается опыт формирования эмоциональной отзывчивости
дошкольников на занятиях по хореографии с помощью имитационных
образно-игровых упражнений.
Ключевые слова: эмоциональная сфера, эмоциональная отзывчивость,
дошкольный возраст, хореографическое искусство, имитационные образноигровые
упражнения.
Для современной социокультурной ситуации характерно обеднение
эмоциональной сферы человека. В связи с ускорением темпа жизни, ее
технократизации и «виртуализации», человек просто не успевает в полной
мере пережить все происходящие события своей жизни, отношения с
другими людьми. Наиболее чувствительны к данной ситуации именно дети,
так как их мир эмоций только еще начинает формироваться. В психологии и
педагогике проблеме формирования эмоциональной сферы ребёнка
уделяется огромное внимание.
Среди множества эмоциональных проявлений ребенка, на наш взгляд,
одним из важнейших является эмоциональная отзывчивость, именно с ней
связано богатство и теплота человеческих отношений. Однако понятие
«эмоциональная отзывчивость» в настоящее время разработано еще
недостаточно. В психологии обычно рассматривают близкое понятие, такое
как эмпатия. Вслед за мнением такими авторов, как В.К. Вилюнас, А.В.
Запорожец, Н.А. Корниенко, А.Е. Ольшанникова, мы считаем, что
эмоциональная отзывчивость занимает особое место в эмоциональной сфере
ребенка.
Эмоциональная отзывчивость на высоком уровне своего проявления
имеет отличие от часто употребляемого в психологии понятия эмпатия, так
как выражается в содействии, то есть не только сопереживание и сочувствие
характерно для эмоциональной отзывчивости, но и потребность в том, чтобы
оказать другим помощь, поддержку. Эмоциональная отзывчивость является
социальным явлением, поскольку проявляется прежде всего в качестве
«доминанты на Другом», причем значимость Другого выступает как особая
ценность.
Стр.1