Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 471231)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Волынский А. Л.: Биографическая справка

0   0
Страниц2
ID12558
АннотацияОб авторе (Волынский Аким Львович).
Кому рекомендованоОб авторе
Волынский А. Л.: Биографическая справка : Статья .— 1929 .— 2 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Бескин Э. Волынский <...> http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le2/le2-3021.htm ВОЛЫНСКИЙ Аким Львович [1863-1926] (литературный псевдоним, настоящая фамилия Флексер) - литературный критик и искусствовед. <...> Один из ранних идеологов русского модернизма, известного вначале под названием "декадентства", позже отстоявшегося в школу импрессионизма и символизма. <...> - Сейчас же по окончании университета [1889] В. принимает участие в журнале "Северный вестник", культивирующем первые ростки художественного модернизма. <...> Здесь он помещает свою первую большую философскую статью "Критические и догматические элементы философии Канта" ("Сев. вестник", 1889, кн. <...> VI, IX-XII), которую рассматривает как "попытку пропаганды критического идеализма". <...> Этот критический идеализм вскоре сделался лозунгом возродившегося к концу века среди русской интеллигенции философского умонастроения. <...> Мировоззренчески эта философия обосновывала идеи этического индивидуализма, которые должны были нанести удар "перевернутому вверх ногами Гегелю", то есть марксизму, а в своей общественно-политической программе декларировала идеи "буржуазной свободы" или их анархо-романтические разновидности (вплоть до прихода антихриста). <...> В искусстве этот метафизический индивидуализм порождает импрессионизм. <...> Импрессионизм принимал мир только через ощущения художника, отрицая всякую реальность вне такого субъективного его восприятия. <...> Исчезает народническая вера в "просветительное" искусство, в искусство-истину, искусство морально-демократических заданий. <...> Идет искусство, отворачивающееся от "вопросов суетной политики" и целиком окунувшееся в мистические глубины субъективных переживаний. <...> Статьи В. о "русских критиках", печатавшиеся в "Северном вестнике" в период 1890-1895 под заглавием "Лит-ые заметки" (и потом вышедшие отдельной книгой: "Русские критики", Лит-ые очерки, СПБ., 1896), резко восстают против всякого позитивизма в искусстве и в системе <...>
Волынский_А._Л._Биографическая_справка.pdf
Бескин Э. Волынский // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939. Т. 2. - [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. - Стб. 302-304. http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le2/le2-3021.htm ВОЛЫНСКИЙ Аким Львович [1863-1926] (литературный псевдоним, настоящая фамилия - Флексер) - литературный критик и искусствовед. Один из ранних идеологов русского модернизма, известного вначале под названием "декадентства", позже отстоявшегося в школу импрессионизма и символизма. - Сейчас же по окончании университета [1889] В. принимает участие в журнале "Северный вестник", культивирующем первые ростки художественного модернизма. Здесь он помещает свою первую большую философскую статью "Критические и догматические элементы философии Канта" ("Сев. вестник", 1889, кн. VI, IX-XII), которую рассматривает как "попытку пропаганды критического идеализма". Этот критический идеализм вскоре сделался лозунгом возродившегося к концу века среди русской интеллигенции философского умонастроения. Мировоззренчески эта философия обосновывала идеи этического индивидуализма, которые должны были нанести удар "перевернутому вверх ногами Гегелю", то есть марксизму, а в своей общественно-политической программе декларировала идеи "буржуазной свободы" или их анархо-романтические разновидности (вплоть до прихода антихриста). В искусстве этот метафизический индивидуализм порождает импрессионизм. Импрессионизм принимал мир только через ощущения художника, отрицая всякую реальность вне такого субъективного его восприятия. Исчезает народническая вера в "просветительное" искусство, в искусство-истину, искусство морально-демократических заданий. Идет искусство, отворачивающееся от "вопросов суетной политики" и целиком окунувшееся в мистические глубины субъективных переживаний. Статьи В. о "русских критиках", печатавшиеся в "Северном вестнике" в период 1890-1895 под заглавием "Лит-ые заметки" (и потом вышедшие отдельной книгой: "Русские критики", Лит-ые очерки, СПБ., 1896), резко восстают против всякого позитивизма в искусстве и в системе художественной мысли. В. против Добролюбова за то, что он не знал "никаких широких увлечений с кипением всех чувств", против Чернышевского за "грубость и неискусность" его "материалистических положений", против "реалистического утилитаризма" Писарева и т. д. За "русских критиков" на В. в свое время жестоко обрушился Г. В. Плеханов, к-рый в статье "Судьбы русской критики" (в сборнике "За двадцать лет", СПБ., 1905; 2-е изд., СПБ., 1906; 3-е изд., СПБ., 1909; перепеч. в сб. статей "Лит-pa и критика", т. I,М., 1922 и в "Сочинениях", т. X, Гиз,М., 1924; первонач. в "Новом слове", 1897, VII) показал, что если В. кажется, что он полностью преодолел те философские грехи, к-рые накопились за русской общественной мыслью, то в действительности имеет место нечто совершенно иное. "На самом же деле его взгляды являются возведением этих самых грехов в квадрат, если не в четвертую степень. Его теоретическая философия сводится к совершенно бессодержательным фразам; его практическая философия есть не более, как чрезвычайно плохая пародия на нашу "субъективную социологию"". Плеханов едко высмеял и стиль писаний В. В. определяет, напр., Пушкина с таким импрессионистским пафосом: "Светлый гений Пушкина широк и грустен, как русская природа. Раздолье без конца, простор, необъемлемый глазом, бесконечные леса, по которым пробегает таинственный шум, и во всем этом какое-то мленье невыразимой тоски и печали, - таков гений русской жизни, такова русская душа" и т. д. Или о Гоголе: "Повсюду чувствуется стремление оторваться от земной жизни, не оставляющей в душе ничего кроме отчаяния, страстный порыв к небу с широко раскрытыми от ужаса глазами, ищущими пристанища и спасения для измученного сердца". Социально-философский импрессионизм влечет В. то к культу Леонардо да Винчи, к-рому он посвящает большой и восторженный труд ("Леонардо да Винчи", издание Маркса, СПБ., 1900; 2-е изд., Киев, 1909; первоначально в "Северном вестнике", 1897-1898), то к какому-то мистически надрывному увлечению Достоевским ("Книга великого гнева", СПБ., 1904; "Царство Карамазовых", СПБ., 1901; "Ф. М. Достоевский", СПБ., 1906; 2-е изд., СПБ., 1909), то к схоластически-теософской проповеди "иудаизма" в журнале "Новый путь". Широко образованный искусствовед, В. много внимания уделял театру, а после революции - особенно балету. В 1925 он выпустил капитальный труд - "Книга ликований" (Азбука классического танца, Ленинград, изд. Хореографического техникума) - посвященный обоснованию и защите так наз. "классического балета". Возглавлял ленинградский Хореографический техникум. Печатал ряд статей по вопросам искусства (преимущественно танца) в ленинградском журнале "Жизнь искусства". Был председателем правления ленинградского отделения Союза писателей [1920-1924], председательствовал в коллегии "Всемирной лит-ры". Но своим "этическим" и "эстетическим" теориям он оставался слепо верен до конца своей жизни, не осознав их общественной реакционности, даже в условиях совершенно изменившейся социальной обстановки.
Стр.1