Бескин Э. Волынский // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
Т. 2. - [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. - Стб. 302-304.
http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le2/le2-3021.htm
ВОЛЫНСКИЙ Аким Львович [1863-1926] (литературный псевдоним, настоящая фамилия -
Флексер) - литературный критик и искусствовед. Один из ранних идеологов русского модернизма,
известного вначале под названием "декадентства", позже отстоявшегося в школу импрессионизма и
символизма. - Сейчас же по окончании университета [1889] В. принимает участие в журнале "Северный
вестник", культивирующем первые ростки художественного модернизма. Здесь он помещает свою
первую большую философскую статью "Критические и догматические элементы философии
Канта" ("Сев. вестник", 1889, кн. VI, IX-XII), которую рассматривает как "попытку пропаганды
критического идеализма". Этот критический идеализм вскоре сделался лозунгом возродившегося к концу
века среди русской интеллигенции философского умонастроения. Мировоззренчески эта философия
обосновывала идеи этического индивидуализма, которые должны были нанести удар "перевернутому
вверх ногами Гегелю", то есть марксизму, а в своей общественно-политической программе
декларировала идеи "буржуазной свободы" или их анархо-романтические разновидности (вплоть до
прихода антихриста). В искусстве этот метафизический индивидуализм порождает импрессионизм.
Импрессионизм принимал мир только через ощущения художника, отрицая всякую реальность вне
такого субъективного его восприятия. Исчезает народническая вера в "просветительное" искусство, в
искусство-истину, искусство морально-демократических заданий. Идет искусство, отворачивающееся от
"вопросов суетной политики" и целиком окунувшееся в мистические глубины субъективных
переживаний.
Статьи В. о "русских критиках", печатавшиеся в "Северном вестнике" в период 1890-1895 под
заглавием "Лит-ые заметки" (и потом вышедшие отдельной книгой: "Русские критики", Лит-ые очерки,
СПБ., 1896), резко восстают против всякого позитивизма в искусстве и в системе художественной мысли.
В. против Добролюбова за то, что он не знал "никаких широких увлечений с кипением всех чувств",
против Чернышевского за "грубость и неискусность" его "материалистических положений", против
"реалистического утилитаризма" Писарева и т. д. За "русских критиков" на В. в свое время жестоко
обрушился Г. В. Плеханов, к-рый в статье "Судьбы русской критики" (в сборнике "За двадцать лет",
СПБ., 1905; 2-е изд., СПБ., 1906; 3-е изд., СПБ., 1909; перепеч. в сб. статей "Лит-pa и критика", т. I,М.,
1922 и в "Сочинениях", т. X, Гиз,М., 1924; первонач. в "Новом слове", 1897, VII) показал, что если В.
кажется, что он полностью преодолел те философские грехи, к-рые накопились за русской общественной
мыслью, то в действительности имеет место нечто совершенно иное. "На самом же деле его взгляды
являются возведением этих самых грехов в квадрат, если не в четвертую степень. Его теоретическая
философия сводится к совершенно бессодержательным фразам; его практическая философия есть не
более, как чрезвычайно плохая пародия на нашу "субъективную социологию"". Плеханов едко высмеял и
стиль писаний В.
В. определяет, напр., Пушкина с таким импрессионистским пафосом: "Светлый гений Пушкина
широк и грустен, как русская природа. Раздолье без конца, простор, необъемлемый глазом, бесконечные
леса, по которым пробегает таинственный шум, и во всем этом какое-то мленье невыразимой тоски и
печали, - таков гений русской жизни, такова русская душа" и т. д. Или о Гоголе: "Повсюду чувствуется
стремление оторваться от земной жизни, не оставляющей в душе ничего кроме отчаяния, страстный
порыв к небу с широко раскрытыми от ужаса глазами, ищущими пристанища и спасения для
измученного сердца".
Социально-философский импрессионизм влечет В. то к культу Леонардо да Винчи, к-рому он
посвящает большой и восторженный труд ("Леонардо да Винчи", издание Маркса, СПБ., 1900; 2-е изд.,
Киев, 1909; первоначально в "Северном вестнике", 1897-1898), то к какому-то мистически надрывному
увлечению Достоевским ("Книга великого гнева", СПБ., 1904; "Царство Карамазовых", СПБ., 1901; "Ф.
М. Достоевский", СПБ., 1906; 2-е изд., СПБ., 1909), то к схоластически-теософской проповеди
"иудаизма" в журнале "Новый путь".
Широко образованный искусствовед, В. много внимания уделял театру, а после революции -
особенно балету. В 1925 он выпустил капитальный труд - "Книга ликований" (Азбука классического
танца, Ленинград, изд. Хореографического техникума) - посвященный обоснованию и защите так наз.
"классического балета". Возглавлял ленинградский Хореографический техникум. Печатал ряд статей по
вопросам искусства (преимущественно танца) в ленинградском журнале "Жизнь искусства". Был
председателем правления ленинградского отделения Союза писателей [1920-1924], председательствовал
в коллегии "Всемирной лит-ры". Но своим "этическим" и "эстетическим" теориям он оставался слепо
верен до конца своей жизни, не осознав их общественной реакционности, даже в условиях совершенно
изменившейся социальной обстановки.
Стр.1