Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»
Социально-гуманитарный институт
Кафедра литературы и русского языка
Н. В. Деева, А. А. Лушпей
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Учебное пособие
Кемерово 2017
1
Стр.1
УДК 808.5(075.8)
ББК 81.2Рус-923
Д26
Утверждено на заседании кафедры литературы и русского языка
24.03.2017 г., протокол № 6.
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом
Социально-гуманитарного института КемГИК 27.04.2017 г., протокол № 8.
Рецензенты:
А. Г. Апухтина, кандидат филологических наук,
зав. кафедрой общеобразовательных, общепрофессиональных
и профессиональных дисциплин ГБУ ДПО «Кузбасский региональный
институт развития профессионального образования»;
Э. С. Денисова, кандидат филологических наук,
доцент ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет».
Деева, Н. В., Лушпей, А. А.
Д 26
Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. пособие для обучающихся
по направлениям подготовки вузов культуры / Н. В. Деева,
А. А. Лушпей; Кемеров. гос. ин-т культуры. – Кемерово:
КемГИК, 2017. – 108 с.
ISBN 978-5-8154-0397-0
В учебном пособии раскрываются основные аспекты культуры речи, рассматриваются
отдельные виды норм и особенности функциональных стилей русского литературного
языка, излагаются рекомендации по подготовке публичного выступления.
Пособие предназначено для студентов нефилологических направлений подготовки.
УДК 808.5(075.8)
ББК 81.2Рус-923
ISBN 978-5-8154-0397-0
© Деева Н. В., главы 2–3, 2017
© Лушпей А. А., глава 1, 2017
© Кемеровский государственный институт культуры, 2017
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире коммуникативные качества человека ценятся
все больше и больше. Умение ясно и точно выражать свои мысли, адекватно
используя богатство словаря русского языка, умение говорить образно
и выразительно, а главное – правильно, необходимы специалисту
любой профессиональной области.
Замечательный русский писатель А. П. Чехов писал: «Для интеллигентного
человека дурно говорить так же неприлично, как не уметь читать
и писать». Действительно, трудно представить себе образованного человека,
не владеющего культурой речи. Произнесенное слово никогда не
будет весомым, убедительным, если произнесено небрежно, без учета
конкретной ситуации и особенностей адресата.
Человек, знающий, как распорядиться словом, чувствует себя уверенно
в любой ситуации, будь то деловое, профессиональное или бытовое
общение. Коммуникативно грамотному человеку легко установить контакт,
найти взаимопонимание даже с абсолютно незнакомым или малознакомым
человеком.
Цель данного учебного пособия – способствовать формированию
коммуникативных навыков и умений у обучающихся нефилологических
направлений подготовки. Основные задачи, направленные на достижение
обозначенной цели, связаны с усвоением студентами норм русского литературного
языка и их корректным применением в речевой практике; формированием
представлений о видах, принципах и правилах общения в
различных ситуациях; формированием практических умений ориентации
в различных речевых ситуациях, адекватной реализации личностных
коммуникативных намерений, владением профессионально значимыми
жанрами устной и письменной речи, грамотным оформлением устных и
письменных текстов на родном языке.
Большое внимание в пособии уделяется нормативному аспекту
культуры речи.
Структурно пособие представлено тремя главами. Глава первая, посвящённая
нормам русского литературного языка, включает разнообраз3
Стр.3
ный иллюстративный материал, который призван помочь студентам не
только научиться говорить правильно с точки зрения языковой нормы, но
и разобраться в том, как говорить не следует.
Знакомство с особенностями текстов (глава вторая), принадлежащих
к разным функциональным стилям русского литературного языка, поможет
обучающимся при создании собственных речевых произведений в устной и
письменной форме. Знание особенностей того или иного стиля позволит
избежать стилевых ошибок и неточностей при оформлении речи.
Материал третьей главы пособия нацелен на формирование умений
и навыков, необходимых для публичного выступления. Как подготовить
публичную речь, композиционно грамотно ее оформить, как научиться
уверенно и интересно выступать публично – вот основной круг вопросов,
освещаемых в разделе.
В целях организации самостоятельной работы обучающихся в конце
каждого параграфа пособия предлагаются вопросы и практические задания
для самоконтроля, тестовые задания, упражнения. В приложении
представлен обширный справочный материал, репрезентирующий слова с
кодифицированными вариантами ударения и произношения.
Учебное пособие позволит восполнить пробелы в области речевой
культуры обучающихся, сформирует навыки коммуникации в устной и
письменной формах русского языка, умение логически верно, аргументированно
и ясно строить свою речь.
4
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………. 3
Глава 1. СИСТЕМА НОРМ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО
ЯЗЫКА
1.1. Основные подходы к определению понятия «литературный
язык». Нормализация, кодификация как центральные характеристики
русского литературного языка……………………………………… 5
1.2. Акцентологические нормы современного русского литературного
языка………………………………………………………………... 8
1.3. Орфоэпические нормы современного русского литературного
языка…………………………………………………………………….... 12
1.4. Лексические нормы современного русского литературного языка.
Типология речевых ошибок……………………………………….... 16
1.5. Морфологические нормы современного русского литературного
языка…………………………………………………………….….. 24
1.6. Синтаксические нормы современного русского литературного
языка…………………………………………………………….….. 39
Глава 2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО
ЯЗЫКА
2.1. Понятие функционального стиля. Критерии выделения функциональных
стилей……………………………………………………… 48
2.2. Научный стиль……………………………………………………… 48
2.3. Официально-деловой стиль………………………………………... 53
2.4. Публицистический стиль………………………………………….. 58
2.5. Художественный стиль…………………………………………….. 62
2.6. Разговорный стиль……………………………………………….…. 66
Глава 3. ОСНОВЫ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
3.1. Подготовка публичного выступления…………………………….. 74
3.2. Логико-композиционное оформление публичной речи…………. 78
3.3. Выступление и контакт с аудиторией………………………….…. 82
3.4. Выступление с презентацией……………………………………… 85
Заключение………………………………………………………………. 92
Список литературы……………………………………………………… 94
Словари и справочники……………………………………………….… 96
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».. 98
Приложение...………………………………………………………….… 101
107
Стр.107