Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635254)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Право как социальный регулятор этнокультурного взаимодействия на Европейском Севере России: монография (290,00 руб.)

0   0
Первый авторХалтурин Анатолий Николаевич
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц268
ID638579
АннотацияМонография посвящена актуальным проблемам этнокультурного развития и взаимодействия в регионах Европейского Севера России. Современные этнотрансформационные процессы, затрагивающие жизненные пространства коренных народов и эмигрантских диаспор, выдвигают на передний план национальной политики проблемы взаимодействия этнических общностей с окружающей их социальной системой, известного как этнокультурное взаимодействие. В работе предпринята попытка исследовать регулирующее начало взаимодействия в правовом поле российской цивилизации.
Кому рекомендованоИздание адресовано специалистам в области социальной философии, социологии, этнокультуры.
ISBN978-5-261-01071-5
Халтурин, А.Н. Право как социальный регулятор этнокультурного взаимодействия на Европейском Севере России: монография / А.Н. Халтурин .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2015 .— 268 с. — ISBN 978-5-261-01071-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/638579 (дата обращения: 14.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Право_как_социальный_регулятор_этнокультурного_взаимодействия_на_Европейском_Севере_России_монография.pdf
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Министерство образования и науки Российской Федерации «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» А.Н. Халтурин Право как социальный регулятор этнокультурного взаимодействия на Европейском Севере России Монография Архангельск САФУ 2015
Стр.1
УДК [316+1](470.1/.2)(035.3) ББК 87.6(231) Х50 доктор социологических наук О.В. Овчинников доктор философских наук А.А. Дрегало, Рецензенты: Х50 Халтурин, А.Н. Право как социальный регулятор этнокультурного взаимодействия на Европейском Севере России: монография / А.Н. Халтурин; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: САФУ, 2015. – 268 с. ISBN 978-5-261-01071-5 Монография посвящена актуальным проблемам этнокультурного развития и взаимодействия в регионах Европейского Севера России. Современные этнотрансформационные процессы, затрагивающие жизненные пространства коренных народов и эмигрантских диаспор, выдвигают на передний план национальной политики проблемы взаимодействия этнических общностей с окружающей их социальной системой, известного как этнокультурное взаимодействие. В работе предпринята попытка исследовать регулирующее начало взаимодействия в правовом поле российской цивилизации. Издание адресовано специалистам в области социальной философии, социологии, этнокультуры. УДК [316+1](470.1/.2)(035.3) ББК 87.6(231 ISBN 978-5-261-01071-5 © Халтурин А.Н., 2015 © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2015
Стр.2
Оглавление Введение ................................................................................................... Глава 1. Этническая среда и этническое сознание 1.1. Среда как источник этничности .......................................... 1.2. Этническое сознание: общеэтнический и локальный уровни ........................................................................................... Глава 2. Обычное право северных народов как проблема социального регулирования ....................................................... Глава 3. Международное право и социальные стандарты этнокультурного взаимодействия 3.1. Международно-правовое регулирование этнокультурного взаимодействия: от эволюции до конструкции ................... 3.2. Международные организации на Севере Европы: опыт правового регулирования этнокультурных контактов ........... Глава 4. Институт этнического представительства: проблемное поле этнокультурного взаимодействия 4.1. Этническое представительство в странах Северной Европы ........................................................................................... 4.2. Институт этнического представительства как субъект этнокультурного взаимодействия .............................................. 4.3. Этнические общественные организации: стратегия и тактика этнокультурного взаимодействия ............................. 5 7 14 28 39 65 80 83 95 Глава 5. Региональное регулирование этнокультурного взаимодействия: социальные модели 5.1. Европейский Север России и региональная идентичность............................................................................................... 112 5.2. Структура концептуальной модели этнокультурного взаимодействия ............................................................................ 120 3
Стр.3
Глава 6. Этнокультурное взаимодействие на Европейском Севере России: региональные модели 6.1. Карельская модель: уникальное этнокультурное многообразие .......................................................................................... 145 6.2. Коми модель: этнокультурная природа угро-финского движения ....................................................................................... 170 6.3. Ненецкая модель: титульный народ в социальной системе ............................................................................................. 187 6.4. Кольская модель: этнокультурное развитие российских саамов ........................................................................................... 208 6.5. Архангельская модель: мультикультурный диалог этнических общественных организаций ........................................... 223 Заключение ............................................................................................. 241 Библиографический список ................................................................ 244
Стр.4
Введение Проблема сохранения и укрепления межнационального мира и согласия в обществе является сегодня одной из приоритетных задач национальной политики Российской Федерации. Исторический опыт российского государства, а также современное состояние межэтнических и межкультурных отношений в странах Евросоюза свидетельствуют о необходимости постоянного совершенствования межэтнических и мультикультурных социальных практик взаимодействия общества и этнических культур. Эта идея проходит красной нитью в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 года № 1666. Полагаем необходимым акцентировать внимание на стратегических целях, обозначенных в данной Стратегии: 1) обеспечение интересов государства, общества, человека и гражданина; 2) укрепление государственного единства и целостности России; 3) сохранение этнокультурной самобытности ее народов; 4) сочетание общегосударственных интересов и интересов народов России; 5) обеспечение конституционных прав и свобод граждан. Мы исходим из того, что в этом и заключается основной принцип построения не просто демократического, но демократического федеративного государства, поскольку федерализм несет в себе существенные особенности в структуре демократических ценностей. Практика мультикультурного диалога в ряде западноевропейских государств показала, что некоторые демократические идеалы моноэтнических государств совершенно неприемлемы для федеративного этноконфессионального общества. Важнейшим механизмом достижения стратегических целей становится этнокультурное взаимодействие, представляющее собой совместную деятельность органов государства, институтов гражданского общества и представителей этнических сообществ 5
Стр.5
по интеграции интересов всех взаимодействующих субъектов и направленное на сотрудничество социальных институтов во всех сферах жизнедеятельности общества. Поэтому этнокультурное взаимодействие превращается в мощный инструмент организации всестороннего сотрудничества государства, общества и национальных культур. Мы полагаем, что именно взаимодействие, а не конфронтация и искусственно сконструированное столкновение этнокультурных интересов должно стать магистральным направлением национальной политики. Этнокультурное взаимодействие осуществляется на разных уровнях – международном, федеративном, региональном и местном. Важнейшую нагрузку в формировании и осуществлении национальной политики несет региональный компонент, актуализирующий особенности этнокультурного ландшафта и социальноэкономического развития региона. Этнокультурная мозаика каждого региона отличается уникальным сочетанием различных факторов этнического калейдоскопа. Дело в том, что этническая сфера регионального сообщества неоднородна. В ней причудливым образом сочетаются культурные архетипы коренных народов, проживающих на территориях своих предков с незапамятных времен, культурные стереотипы пришлых народов, недавних мигрантов советского периода и современных трудовых мигрантов. Сочетание интересов этнических культур настолько разнообразно, что представляется необходимым рассмотреть сущность этнокультурного взаимодействия в рамках конкретных моделей, уникальных для каждого региона. Социально-философский дискурс выбран не случайно, поскольку этнокультурное взаимодействие пронизывает все сферы общества, интегрирует интересы различных социальных общностей и групп. Социально-философский подход воспринимает этнокультурное взаимодействие как философскую категорию, обозначающую различные виды и формы воздействия социальных субъектов друг на друга, одним из которых является этническая общность. Представленная монография является одной из попыток систематизировать проблемы этнокультурного взаимодействия, возникающие на уровне регионов Европейского Севера России. 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ