Введение
На сегодняшний день мы переживаем эпоху, в которую
значительные изменения в различных сферах социальной жизни
приобретают все большую динамичность с каждым годом. Те
метаморфозы, которые охватили за последнее время
экономическую, политическую и культурную жизнь, как в России,
так и в области международных отношений, не могут не заставить
по-новому осмыслить задачи, стоящие перед высшими учебными
заведениями.
Появление новых подходов в обучении обусловлено
стремлением системы высшего образования соответствовать
потребностям стремительно меняющегося российского общества,
что не могло не отразиться на актуальных установках обучения
иностранным языкам. Именно понятие межкультурной
коммуникации возводится сегодня в ранг приоритетного в
современных теориях и практиках обучения иностранным языкам,
а, следовательно, приобретение обучающимися коммуникативной
компетенции рассматривается в качестве первостепенной цели
обучения. Подобные требования к образовательному минимуму
содержания обучения подтверждаются современным
государственным стандартом, в котором подчеркивается
приоритетная необходимость развития коммуникативных умений и
навыков на иностранном языке.
Так, согласно Госстандарту, грамматические навыки
должны обеспечить коммуникацию без искажения смысла при
письменном и устном общении в профессиональной сфере. Навыки
в аудировании должны вести к пониманию монологической и
диалогической речи в сфере бытовой и профессиональной
коммуникации. Особое внимание уделяется чтению и переводу
профессионально-ориентированных текстов.
Данное учебно-методическое пособие предназначено для
студентов факультета иностранных языков, и составлено в помощь
студентам, изучающим курс «Начальный уровень французского
языка».
Представленные в пособии материалы нацелены на
активизацию как самостоятельной работы студентов с текстами
3
Стр.3
коммуникативной направленности, так и непосредственной работы
на занятиях вместе с преподавателем.
Наряду с диалогами и текстами коммуникативной
направленности, в пособие включены материалы справочного
характера, подразделяющиеся на следующие аспекты: аспект
«Фонетика», аспект «Грамматика», аспект «Коммуникация»,
аспект «Лексика». Подобная структура выбрана не случайно, на
наш взгляд, она призвана обеспечить оптимальный, плавный и
логичный переход от одного языкового аспекта к другому, не
нарушая общий ход коммуникативного процесса в рамках
поставленных лингвистических задач. Важно отметить, что
учебные материалы подбирались, исходя из критериев
актуальности, соответствия современному уровню развития языка
как динамично развивающейся живой знаковой системы, а также
соответствия тем реалиям, которые являются продуктом эволюции
в сферах культуры и технического прогресса.
Приложение представляет собой материалы справочного
обобщающего характера по грамматике, и имеет своей целью
систематизировать изученный материал. Приложение содержит
также упражнения на контроль усвоения грамматического
материала.
Целями освоения дисциплины «Начальный уровень
французского языка» является формирование у студентов основ
грамматического, лексического и фонетического строя
французского языка, а также умения функционального применения
полученных знаний в устной коммуникации в соответствие с
нормой изучаемого языка в ситуациях повседневного общения.
Цель дисциплины состоит в формировании у студентов
коммуникативной компетенции, позволяющей практическое
применение языка, как в профессиональной деятельности, в
повседневных ситуациях межкультурной коммуникации, так и в
процессе дальнейшего самообразования.
4
Стр.4
Содержание
Введение…………………………………………………………..........3
Unité 1. Parlez-vous français?..............................................................7
Saluer et se présenter................................................................................7
L’alphabet français...................................................................................8
Avoir/être..................................................................................................8
Verbes en –er............................................................................................9
Les chiffres de 1 а 20.............................................................................10
L’article indéfini.....................................................................................11
Communiquer.........................................................................................14
Noms de pays/nationalités......................................................................16
L’article défini........................................................................................17
Le féminin des adjectifs de nationalités.................................................18
Présent de l’indicatif...............................................................................19
Présenter un ami.....................................................................................21
Négation.................................................................................................22
Il y a / il n’y a pas de..............................................................................23
C’est/ ce sont..........................................................................................24
Aller........................................................................................................25
Unité 2. Mes goûts. Mes centres d’intérêt..........................................27
Les nombres de 21 а 100........................................................................27
Demander des renseignments.................................................................29
Les possessifs.........................................................................................31
Faire........................................................................................................32
Parler de ses activités.............................................................................33
L’article partitif......................................................................................34
Parler du caractère..................................................................................35
Interroger sur les loisirs..........................................................................37
Ce que/ ce qui...c’est..............................................................................39
Formules de politesse.............................................................................43
Unité 3. Jour après jour......................................................................45
Les meilleurs moments de la semaine....................................................45
5
Стр.5
Les jours de la semaine..........................................................................46
L’heure en français................................................................................48
Des habitudes quotidiennes....................................................................51
S’informer sur l’heure, le moment, la fréquence....................................52
Aller/sortir..............................................................................................52
Verbes pronominaux..............................................................................53
Langue familière.....................................................................................54
Prendre....................................................................................................55
Lire/dire..................................................................................................56
Le passé récent.......................................................................................59
Unité 4. On fait les boutiques ............................................................62
Une semaine а Saint-Tropez...................................................................62
Adjectifs interrogatifs.............................................................................65
Adjectifs de couleur................................................................................66
Adjectifs démonstratifs...........................................................................68
Les vêtements et les accessoires.............................................................69
Faire les courses.....................................................................................71
Quel style ?.............................................................................................73
Féminin et pluriel des adjectifs de couleur.............................................74
Du shopping virtuel................................................................................77
Le futur proche.......................................................................................80
Unité 5. Et comme dessert ?................................................................84
Une alimentation équilibrée...................................................................84
Les articles partitifs – parler de quantités...............................................89
Commander et prendre une commande..................................................90
Demander des informations sur un plat..................................................91
Exprimer la quantité...............................................................................92
Ma cosommation alimentaire.................................................................93
Les pronoms compléments d’objet direct..............................................95
Les Français et la nourriture..................................................................97
Les repas en France..............................................................................100
Annexes................................................................................................105
6
Стр.6
Unité 1. Parlez-vous français?
Vous serez capables de
-saluer et se présenter
-épeler en français
-communiquer en classe
-différencier le tutoiement du vouvoiement
POINT COMMUNICATION
Bonjour! – Здравствуйте!
Je m’appelle – Меня зовут / Et vous ? – а вас?
Monsieur – Месье / Madame – Мадам
Alexandre comment ? – А фамилия? (как?)
Comme – Как
Activité 1. Bonjour tout le monde.
A.Votre professeur de français ne vous connaît pas encore. Présentezvous
/ Ваш преподаватель еще с вами не знаком. Представьтесь.
Bonjour Madame / Monsieur, je m’appelle Nathalie Vassilieva.
Bonjour Nathalie. Et vous ?
Bonjour Madame / Monsieur, je m’appelle Alexandre.
Alexandre comment ?
Alexandre Ivanov.
B. Notez votre prénom sur un carton et placez-le devant vous /
Запишите свое имя на карточке и поставьте перед собой.
7
Стр.7
Activité 2. B comme Bernard.
A.Voici l’alphabet français. Connaissez-vous des prénoms ou d’autres
mots français qui commencent par chacune de ces lettres ? / Б как
Бернар. Перед вами французский алфавит. Знаете ли вы имена или
другие французские слова, начинающиеся с каждой из этих букв?
a. [a] comme Amélie
b. [be] comme
Bernard
c. [se] comme Cécile
d.[de] comme............
e. [Ø] comme
Eugénie
f. [ɛf] comme Félix
g. [je] comme Gérard
h. [aʃ] comme
Hélène
i. [i] comme.............
j. [ʒi] comme Juliette
k. [ka] comme Karine
l. [ɛl] comme Léo
m. [ɛm] comme..........
n. [ɛn] comme Nicolas
o. [o] comme Olivier
p. [pe] comme ..........
q. [ky] comme
Quentin
r. [ɛr] comme............
s. [ɛs] comme Sophie
t. [te] comme table
u. [y] comme Ulysse
v. [ve]
comme.............
w. [dubləve] comme
Willy
x. [iks] comme
Xavier
y. [igrɛk] comme
Yves
z. [zɛd] comme Zoé
POINT GRAMMAIRE
AVOIR/ ÊTRE
AVOIR
j’ai
tu as
il/elle/on a
nous avons
vous avez
ils/elles ont
ÊTRE
je suis
tu es
il/elle/on est
nous sommes
vous êtes
ils/elles sont
8
Стр.8