Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
Институт педагогики и психологии
Психология
и современный мир
Материалы Всероссийской научной конференции
студентов, аспирантов и молодых ученых
с международным участием
(Архангельск, 28 апреля 2016 г.)
Выпуск 9
Часть 1
Архангельск
САФУ
2016
Стр.2
УДК 159.9(08)
ББК 88.37я43
П863
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом
Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
кандидат биологических наук, доцент е.в. Казакова
Рецензенты:
Составитель и ответственный редактор:
почетный работник высшего образования РФ н.Ю. Флотская
Психология и современный мир : материалы Всероссийской
заслуженный работник высшей школы РФ А.г. соловьев;
доктор психологических наук, профессор,
доктор медицинских наук, профессор,
П863 научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых
с международным участием (Архангельск, 28 апреля 2016 г.).
Вып. 9, ч. 1 / сост. и отв. ред. Е.В. Казакова; Сев. (Арктич.) федер.
ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: САФУ, 2016. – 369 с.
ISBN 978-5-261-01198-9
Сборник содержит статьи по актуальным проблемам психологии,
психологии семьи и детско-родительских отношений, психологическому
сопровождению студенчества, психологическим проблемам
профессиональной деятельности, психологии проблемного поведения,
психологии здоровья и междисциплинарным исследованиям на
стыке психологии и других наук.
Предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов вузов,
практических психологов, медицинских работников, сотрудников научно-исследовательских
учреждений, работающих в системе образования.
УДК
159.9(08)
ББК 88.37я43
ISBN 978-5-261-01198-9 (ч. 2)
ISBN 978-5-261-01197-2
© Казакова Е.В., составление,
2016
© Северный (Арктический)
федеральный университет
им. М.В. Ломоносова, 2016
Стр.3
Предисловие
Сборник статей составлен по материалам Всероссийской научной
конференции студентов, аспирантов и молодых ученых
с международным участием «Психология и современный мир»,
проходившей в институте педагогики и психологии Северного
(Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова
28 апреля 2016 года в г. Архангельске.
На конференции были вынесены для обсуждения актуальные
проблемы современной психологии, междисциплинарные исследования
на стыке психологии и других наук, психологии семьи и
детско-родительских отношений, психолого-педагогического сопровождеия
детства, социально-педагогического сопровождения
детей и подростков в образовательном процессе, психологических
аспектов обучения младших школьников, психологического сопровождения
студенчества, психологические проблемы профессиональной
деятельности, психологии проблемного поведения, психологии
здоровья.
Данные психологические проблемы в современном мире позволили
создать следующие секции на Всероссийской научной
конференции с международным участием: «Психология и современный
мир»: «Актуальные проблемы психологии», «Психология
семьи и детско-родительских отношений», «Психолого–педагогическое
сопровождение детства», «Социально–педагогическое
сопровождение детей и подростков в образовательном процессе»,
«Психологические аспекты обучения младших школьников»,
«Психологическое сопровождение студенчества», «Психологические
проблемы профессиональной деятельности, «Психология
проблемного поведения», «Психология здоровья», «Междисциплинарные
исследования н стыке психологии и других наук».
В конференции принимали активное участие студенты, магистранты,
аспиранты и молодые ученые Северного (Арктического)
федерального университета имени М.В. Ломоносова, Северо-Кавказского
федерального университета, Северо-Восточного федерального
университета имени М.К. Аммосова, Южного федерального
университета, Мурманского Арктического государственного
университета, Санкт-Петербургского государственного универси3
Стр.4
тета, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова,
Московского государственного педагогического университета,
Ярославского государственного педагогического университета
имени К.Д. Ушинского, Белорусского государственного
педагогического университета им. Максима Танка, Белгородского
государственного национального исследовательского университета,
Российского государственного социального университета, Российского
государственного педагогическго университета имени
А.И. Герцена, Государственного социально-гуманитарного университета
в г. Коломна, Института психологии Российской Академии
наук, Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова,
Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова,
Академии психологии и педагогики, Башкирского государственного
университета, Первого Московского государственного
медицинского университета имени И.М. Сеченова, Научно-исследовательского
иститута «Гигиены и охраны здоровья детей и подростков»,
Академии социального образования, профессиональной
школы Отсфрисланд/ Ольденбург/ Вильгельмсхафен, Университета
прикладных наук Эмбер/Леер в ФРГ, архангельских школ № 17,
43, 59, детского сада № 59, Центра семьи и брака «Гармония» г. Архангельска,
«Городской художественной культуры» г. Архангельска
и др.
Сборник может быть полезен как для преподавателей, аспирантов
и студентов вузов, практических психологов, медицинских
работников, сотрудников научно-исследовательских учреждений,
работающих в системе образования, так и для ученых, разрабатывающих
рассматриваемые на конференции проблемы.
4
Стр.5
содержАние
Предисловие ......................................................................................
АКтуАльные Проблемы Психологии
Александрова А.Н., Кузнецова О.Е. Современные исследования
психологии массовых коммуникаций...................................................
Багаури А.М., Кубышкина М.Л. Исследование зрелой личности
в современной психологии .....................................................................
Берлизова Е.А., Кубышкина М.Л. Сравнительный анализ социальной
идентичности сельских и городских учителей ......................
Богачева О.И. Сформированность пространственных представлений
у подростков с дефицитарным типом дизонтогенеза (на примере
ДЦП) ................................................................................................
Бызова В.М., Перикова Е.И. Этнокультурные аспекты автопортретирования
мужчин среднего возраста ............................................
Вереинова Н.Ф., Соловьева Т.А. Психологический анализ отношения
к мороженному у людей разного возраста (в контексте маркетинговых
исследований) .....................................................................
Гладышева К.М.Общение, опосредованное социальными сетями
Интернета ...........................................................................................
Дмитриева Н.С., Резниченко С.И., Бочавер А.А., Брагинец Е.И.
Модели домашней среды у подростков, живущих в разных социоэкономических
условиях ........................................................................
Дроздова А.А., Кубышкина М.Л. Понятие стремления к духовному
росту в психологии ........................................................................
Еленкова Д.В., Кузнецова О.Е. Анализ исследований психологического
воздействия мультфильмов на детей ......................................
Лифанова А.А., Карпова Е.В. Коррекция тревожности детей
младшего школьного возраста ...............................................................
Маргелите А.Г., Кузнецова О.Е. Особенности восприятия фильма-сказки
представителями разных направлений обучения .............
Матюшина М.Г. Взаимосвязь ресурсов субъективного благополучия
с уровнем ежемесячного дохода у взрослых с различными
формами занятости .................................................................................
Немировская Е.Г. Психологическое благополучие эмигрантов
еврейского происхождения ....................................................................
Никитина А.Н., Кубышкина М.Л. Понятие жизненного сценария
личности в психологии ...........................................................................
363
5
8
11
15
18
21
24
27
30
35
38
42
45
48
51
3
Стр.364
Попкова И.Н., Соловьева Т.А. Психологический анализ отношения
к Архангельску у разных групп населения ..................................
Прялухин Е.М. Общение, опосредованное социальными сетями
Интернета .................................................................................................
Рудакова Ю.Н., Кузнецова О.Е. Современные исследования детских
страхов в психологии .....................................................................
Саламатова А.А., Прохорова И.Ф. Представление людей об
успешности и их мотивация достижения .............................................
Шахова Л.И. Эмпирические показатели психологической безопасности
младших школьников...........................................................
Яковлева М.А., Новикова И.А. Психологическая помощь подросткам,
подвергшимся насилию ..........................................................
Психология семьи и детсКо-родительсКих
отношений
Березун Т.С., Булыгина Т.Б. Арт-терапия как средство оптимизации
отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными
возможностями здоровья ........................................................................
Бойцова Е.А., Маркова А.В. К вопросу категоризации феномена
студенческой семьи .................................................................................
Воюшина Е.А.Межпоколенные отношения в семье как ресурс
развития «акме» .......................................................................................
Дурасова Н.А., Ибрагимова А.И., Заозерская С.В. Особенности
воспитания мальчика в семье ................................................................
Елькина Е.В., Булыгина Т.Б. Особенности реализации российско-германского
проекта «Родительское кафе» с родителями детей
с ограниченными возможностями ........................................................
Иманалиева Г.К. Особенности представления и отношения к
материнству у беременных женщин из России и Казахстана: кросскультурный
аспект ..................................................................................
Лембович Ю.А. Гендерные особенности сформированности ролевых
ожиданий в браке в юношеском возрасте .................................
Мартынов А.Н., Николаева В.М. Социально-психологическая
73
76
79
81
84
88
91
дезадаптация детей младшего школьного возраста, живущих в семьях,
члены которых злоупотребляют алкоголем ..............................
Марьичева Е.В., Булыгина Т.Б. Теория кризиса и горя в психологическом
консультировании родителей детей с ОВЗ ..........................
Нигматулина В.А., Булыгина Т.Б. Изучение нормативных представлений
о социальной роли отца у старших подростков ................
Нижник Т.Р., Казакова Е.В. Семья как предмет исследования в
94
97
99
психологии ............................................................................................... 102
Нифонтова С.В., Булыгина Т.Б. Особенности психологического
364
сопровождения родителей детей с синдромом Дауна: к постановке
проблемы .................................................................................................. 105
54
58
61
63
66
69
Стр.365
денческая терапия как метод психологического консультирования
клиентов брачного агентства ................................................................. 108
Полякова С.А.Социально-психологическое сопровождение приПетрушова
Е.А., Булыгина Т.Б. Рационально-эмотивная повеемной
семьи как условие профилактики ненормативных кризисов . 111
Соловьева М.В., Юмкина Е.А. Родительские наставления как
форма трансляции ценностныз ориентаций ........................................ 114
Федотова А.Н.Психологический анализ семейных отношений у
работников при вахтовой организации труда ...................................... 117
Флотский Н.С. Влияние образов отца и матери на формирование
половой идентичности у представителей мужского и женского
пола в юношеском возрасте .................................................................... 120
Чистоборская С.А. Личностные особенности матери и ее отновахтовому
труду средствами выездной научно-практической школы
............................................................................................................... 130
Жаринова Г.Н., Булыгина Т.Б., Хакманн В.Г. Трансфер европейПсихологичесКое
соПровождение
студенчествА
Бызова О.А. Развитие психологической готовности студентов к
ского опыта по обучению супервизии в образовательный процесс
российских вузов ..................................................................................... 132
Заварина М.В.Психологическая готовность к профессиональной
г. Архангельска ........................................................................................ 139
Крисман О.А., Прохорова И.Ф. Эмоциональная устойчивость
шение к ребенку младшего дошкольного возраста ............................. 123
Шипова Н.С. Ненависть партнеров в близких отношениях:
адаптация методики «Ролевые идентификации» ................................ 126
деятельности будущих специалистов нефтегазодобывающих предприятий
..................................................................................................... 136
Крисман В.А., Прохорова И.Ф. Гендерные стереотипы молодёжи
студентов из полных и неполных семей ............................................... 142
Кузнецова И.П., Кубышкина М.Л. Мотивация профессиональной
деятельности у выпускников юридических специальностей
САФУ и МИУ (г. Архангельск) .............................................................. 144
Латыпов И.А., Прохорова И.Ф. Сравнение систем ценностей
русских и узбекских студентов САФУ .................................................. 147
Лукьянова О.А.Самопрезентация в социальных сетях интернета
образовательной среды ВУЗа ................................................................. 153
Ляхова А.В., Петанова Е.И. Гендерные особенности взаимосвя365
у
студентов с различными личностными характеристиками ........... 150
Лыжина М.С., Новикова И.А. Психологическая безопасность
зи учебной адаптации и поведенческих защитных механизмов студентов-первокурсников
.......................................................................... 155
Стр.366
ным религиозным направлениям у студентов ВУЗа .......................... 158
Пуголовкина К.О., Бакаева И.А. Лидерские качества в структуре
Мичурина А.В., Ляпунова О.Е. Отношение к религии и различкомпетентности
современных студентов ............................................. 161
Таранчик А.А., Федотов Д.М., Скоблина Н.А. Различие в образе
жизни современных студентов Москвы и Архангельска ................... 163
М.А. Тункина, О.Е. Кузнецова Особенности межгруппового восприятия
в студенческих группах .......................................................... 165
Чурбанова А.С., Космынин В.Ю., Заозерская С.В. Восприятие
рекламы студентами (на примере Северного Арктического федерального
университета имени М.В. Ломоносова) ............................... 168
ПсихологичесКие Проблемы
ПроФессионАльной деятельности
культуры правоохранительных органов .............................................. 172
Гончарова Н.В. Рефлексия в профессиональной деятельности
Бендовская Е.Г., Кузнецова О.Е. Особенности организационной
педагога ..................................................................................................... 175
Горбатых А.В., Рогов Е.И. Взаимосвязь самоэффективности и
эмоциональной окраски профессиональных представлений студентов
........................................................................................................ 178
Грибоедова Ю.Г., Булыгина Т.Б.Супервизия как метод развития
профессионального самосознания специалистов разных профессий
....................................................................................................... 180
Гущина М.И., Тузова О.Н. Объективные социально-психологические
факторы создания эффективной управленческой команды .. 183
Демчук Д.Б. Менеджмент Социального Капитала в Организащих
инженеров к организационно-управленческой деятельности ... 189
Корельская М.М., Кубышкина М.Л. Проблема оценки эффективции
............................................................................................................. 186
Исупова Ю.Н., Михашина А.С. Диагностика готовности будуности
руководителей в прикладной психологии ................................. 192
Корнеева Я.А., Тюлюбаева Т.О., Симонова Н.Н. Психологический
анализ безопасности вахтовых работников различных профессиональных
групп нефтегазодобывающей компании в условиях
Арктики ............................................................................................... 195
Мастренко А.С., Леус Э.В. Акцентуации характера у подростков,
занимающихся экстремальными видами спорта ......................... 198
Нестеров М.А., Кузнецова О.Е. Психология корпоративной безопасности
как направление организационной психологии ................ 201
Никитина Н.М. Психологическая готовность к вахтовому труду
у персонала горнообогатительного комбината .................................... 203
Опякина О.В., Корнеева Я.А. Формирование профессиональной
направленности у учащихся политехнического техникума .............. 206
366
Стр.367
ников образовательного процесса ......................................................... 209
Порохина И.А., Симонова Н.Н. Социально-психологические каМатвеева
Н.В. Критерии успешности учителя глазами участчества
личности при различной эффективности профессиональной
деятельности вахтового персонала горно-обогатительного комбината
............................................................................................................ 212
Просфирова Т.С., Ляпунова О.Е. Факторы рабочей среды, влияющие
на развитие профессионального выгорания у автоинструкторов
.......................................................................................................... 215
Третьякова О.С., Кузнецова О.Е. Анализ готовности к инновационной
деятельности образовательной организации ....................... 219
Харламенкова Н.Е., Перелыгина М.О. Интенсивность психической
травматизации и индивидуально-психологические характеристики
личности при длительном влиянии неблагоприятных
стрессоров ................................................................................................ 223
Шутюк И.Л., Новикова И.А. Психологическая безопасность
личности сотрудников полиции общественной безопасности .......... 225
Психология Проблемного Поведения
Арефина М.С., Корнеева Я.А. Сравнение представлений о причинах
совершения преступлений у лиц, совершивших правонарушения
впервые и рецидивных подростков ........................................... 228
Ахмадеева Е.В., Бобб О.К. Особенности суицидального поведеструктуры
личности несовершеннолетних с противоправным поведением
................................................................................................... 233
Быкова О.А., Ляпунова О.Е. Психологический анализ форм прония
подростков в республике Башкортостан ....................................... 231
Бовыкина А.А., Корнеева Я.А. Особенности мотивационной
явления агрессии у подростков, склонных к компьютерной зависимости
......................................................................................................... 236
Григорьева С.С.Агрессивность в юношеском возрасте как предмет
изучения и коррекции ...................................................................... 239
Дружинина Е.Д., Прохорова И.Ф. Трудности в общении у молодежи,
зависимой от социальных сетей ................................................. 242
Катарина А.И., Кузнецова О.Е. Анализ причин возникновения
трудных ученических коллективов в средней образовательной
школе ......................................................................................................... 245
Лысенко М.А., Ляпунова О.Е. Особенности эмоциональной сфеностных
отношений в трудных ученических коллективах ............... 251
Панкова Е.Н., Новикова И.А. Особенности копинг-стратегий у
подростков с аддиктивным поведением ............................................... 254
367
ры подростков, склонных к компьютерной зависимости ................... 248
Обухов Д.Н., Кузнецова О.Е. Особенности структуры межлич
Стр.368
особенности трудных ученических коллективов ................................ 257
Смолкин И.В., Кубышкина М.Л. Понятие стратегии преодолеваПантелеева
К.Ю., Кузнецова О.Е. Социально–психологические
ющего поведения личности в психологии ............................................ 259
Психология Здоровья
Абрамова Ю.А., Казакова Е.В. Проблема влияния факторов риска
на психологическое здоровье........................................................... 264
Акимова Е.В., Суворова А.В. Личностно-психотипологические
предикторы совладающего поведения .................................................. 267
Белова С.В., Новикова И.А. Особенности профессионального
служебной деятельности в условиях террористического акта .......... 271
Бредихина А.В., Прохорова И.Ф. Представление об идеальной
на эмоциональное состояние детей среднего школьного возраста ... 277
Исурина Г.Л., Афанасьева А.С. Психологические факторы комвыгорания
сотрудников различных подразделений органов внутренних
дел .............................................................................................. 269
Богданова Т.В., Новикова И.А. Психологическое сопровождение
фигуре у женщин с различными типами пищевой зависимости ...... 274
Заева А.А., Кузнецова О.Е. Влияние «страшных» мультфильмов
плаенса у ВИЧ-инфицированных .......................................................... 279
Казакова Е.В. Основные компоненты психологического здоровья
детей младшего школьного возраста ............................................. 282
Коротяев Е.В. Взаимосвязь функциональных состояний человека
при работе в условиях Крайнего Севера и характеристик специальной
одежды ..................................................................................... 284
Малахов С.В. Экспертные оценки при изучении качества жизни
инвалидов по зрению .............................................................................. 288
Петраш М.Д., Туманьян К.Г. Особенности психологического
тивное функционирование личности ................................................... 293
Попова Е.Ф., Новикова И.А. Психотипы женщин с избыточной
благополучия у студентов в группах с разным уровнем самосохранительного
поведения ............................................................................. 290
Подлипняк М.Б. Влияние реального и идеального дома на позимассой
тела ............................................................................................... 296
Пулина Е.В.Отношение к спецодежде вахтового персонала, работающего
в условиях Крайнего Севера .............................................. 299
Пунанцева А.Д., Казакова Е.В. Психическая саморегуляция и
здоровье .................................................................................................... 302
Серегина С.А., Ляпунова О.Е. Копинг – стратегии активистов
школьного самоуправления ................................................................... 305
Старостин О.А. Роль образов телесных ощущений в авторской
368
холистической модели краткосрочной психотерапии психосоматических
расстройств ................................................................................. 307
Стр.369
вью студентов медицинского вуза......................................................... 310
Туманова М.А. Динамика функциональных состояний у специТомилова
М.И., Новикова И.А. Особенности отношения к здороалистов
различных профессиональных групп, работающих вахтовым
методом на Крайнем Севере .......................................................... 314
Федотов Д.М. Оценка использования электронных устройств
студентами с высоким уровнем тревожности ..................................... 317
Черная Ю.С., Хрусталева Н.С. Особенности психического здомеждисЦиПлинАрные
исследовАния
нА стыКе Психологии и других нАуК
знание в юношеском возрасте ................................................................ 323
Бечина В.А., Прохорова И.Ф. Отношение к смерти людей с разБелозерова
К.С., Пеньевская И.И. Влияние чтения на самопоным
уровнем субъективного контроля ................................................. 326
Воронцова А.А., Заозерская С.В. Анализ этической составляюденческой
молодежи САФУ (на примере стереотипов американца и
украинца) .................................................................................................. 332
Лукина Д.С., Некрасова Т.В., Шубина Т.Ф. Компьютерные игры
ровья русскоязычных эмигрантов второго поколения, на примере
Германии ................................................................................................... 320
щей рекламной деятельности и ее влияния на формирование нравственных
качеств личности ....................................................................... 329
Киосова К.В., Прохорова И.Ф. Этнические стереотипы у стукак
феномен виртуальной реальности .................................................. 234
Лукина И.С., Прохорова И.Ф. Представление об архитектурном
облике города Архангельска .................................................................. 338
Маркова А.В. Особенности организации гендерной среды вуза .. 340
Павлова Г.С. Чистописание в современной начальной школе ...... 343
Попов Е.В., Прохорова И.Ф. Авторитарные установки современной
молодежи (г. Архангельска) ............................................................ 346
сведения об авторах ........................................................................ 350
369
Стр.370