Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Русская литература. Курс лекций (5000,00 руб.)

0   0
Первый авторСарычева А. М.
ИздательствоМ.: Проспект
Страниц191
ID632742
АннотацияВ учебном пособии в форме лекций раскрываются основные программные вопросы учебной дисциплины «Русская литература». Незаменимо при подготовке к экзаменам, зачетам, семинарам.
Кому рекомендованоДля школьников, студентов, аспирантов, преподавателей и всех интересующихся русской литературой.
ISBN978-5-392-19529-9
УДК821.161.1.0
ББК3.3(2=Рус)6я73
Сарычева, А.М. Русская литература. Курс лекций : [учеб. пособие] / А.М. Сарычева .— Москва : Проспект, 2016 .— 191 с. — ISBN 978-5-392-19529-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/632742 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ГРИБОЕДОВА-ДРАМАТУРГА В соответствии с иерархией литературных жанров, установленной эстетикой классицизма, комедия считалась низким жанром, но Грибоедов, как и впоследствии Гоголь, не соглашался с этим. <...> ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОМПОЗИЦИИ «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница». <...> Из письма А. С. Пушкина к П. А. Вяземскому, 4 ноября 1823 года Пушкин стремился создать пресыщенного, неудовлетворенного и скучающего героя, равнодушного к жизни и ее радостям, — настоящего героя времени, зараженного «болезнью века» — скукой. <...> Роман написан в форме беседы автора с читателем, отсюда создается впечатление, что он будто бы пишется на глазах читателя, делая последнего непосредственным участником всех событий. <...> Описывая характер главного героя, Пушкин отмечает, что Онегин был педантом, а в то время этим словом обозначали слишком скучных или заумных людей, что много говорит о глубине и развитии героя. <...> Татьяна читает французские романы, но больше ей интересны сказки няни; она засыпает с книгой под подушкой, но ей снится сон, наполненный образами из русского фольклора. <...> Лекция № 5 ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ АВТОРОМ И ЛЕНСКИМ В РОМАНЕ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» Владимир Ленский — романтический герой, со всеми присущими этому типу чертами. <...> ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ЛИРИКЕ ПУШКИНА В 1830 году Пушкин назвал себя «поэтом действительности». <...> Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина После восстания декабристов Пушкин оказался в одиночестве: нет друзей, читателей, а журналы, где печатался поэт, перестали издаваться. <...> Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина 23 В стихотворении «Пророк» отразилось превращение поэта-романтика в поэта-реалиста, происходит соединение автобиографического (частного) и общего. <...> Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина мены метафорично изображены в виде стихии. <...> В 1814 году Пушкин написал стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» («Навис покров угрюмой нощи…»), которое 8 (20) января 1815 года <...>
Русская_литература._Курс_лекций._Учебное_пособие.pdf
ББК 83.3(2=Рус)6я73УДК 891.712.09 С20 Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org С20 Сарычева А. М. Русская литература. Курс лекций : учебное пособие. — Москва : Проспект, 2016. — 192 с. ISBN 978-5-392-19529-9 В учебном пособии в форме лекций раскрываются основные программные вопросы учебной дисциплины «Русская литература». Незаменимо при подготовке к экзаменам, зачетам, семинарам. Для школьников, студентов, аспирантов, преподавателей и всех интересующихся русской литературой. УДК 891.712.09 ББК 83.3(2=Рус)6я73 Учебное издание Сарычева Анастасия Максимовна РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Курс лекций Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет» www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84 Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г. Подписано в печать 14.08.2015. Формат 70×100 1 Печать офсетная. Печ. л. 6,0. Тираж 100 экз. Заказ №. ООО «Проспект» /32 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4. © Сарычева А. М., 2015 ISBN 978-5-392-19529-9 © Колотилова Е. А., дизайн обложки, 2014 © ООО «Проспект», 2015
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Лекция № 1. Новаторство А. С. Грибоедова-драматурга ...................... 3 Лекция № 2. «Евгений Онегин» как роман в стихах. Особенности жанра и композиции .................................. 6 Лекция № 3. Автор и его герой в «Евгении Онегине» ........................... 9 Лекция № 4. Образ Татьяны в «Евгении Онегине». Отношение автора к героине .......................................... 13 Лекция № 5. Отношения между автором и Ленским в романе «Евгений Онегин» ............................................................17 Лекция № 6. Лирика А. С. Пушкина-реалиста. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина ........................ 21 Лекция № 7. Пейзаж в лирике А. С. Пушкина..................................... 25 Лекция № 8. Историзм Пушкина ......................................................... 30 Лекция № 9. Романтическая лирика А. С. Пушкина ........................... 33 Лекция № 10. Жанровые особенности и своеобразие образов в драме «Борис Годунов» ................................................. 38 Лекция № 11. Мастерство А. С. Пушкина-прозаика ........................... 41 Лекция № 12. Лирический герой в поэзии М. Ю. Лермонтова ............ 44 Лекция № 13. Гражданская поэзия М. Ю. Лермонтова ......................... 47 Лекция № 14. Тема поколения в лирике М. Ю. Лермонтова ................ 51 Лекция № 15. Природа в лирике М. Ю. Лермонтова............................ 53 Лекция № 16. Тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова ... 56 Лекция № 17. Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» ..................................... 60
Стр.189
190 Оглавление Лекция № 18. Сюжет и композиция поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» .......................................................................... 64 Лекция № 19. Природа в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри».............. 67 Лекция № 20. Проблематика поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон» ....... 71 Лекция № 21. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова и «Евгений Онегин» А. С. Пушкина ............................... 76 Лекция № 22. Композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» ................................................. 81 Лекция № 23. Проблематика комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» ............ 84 Лекция № 24. Полемика вокруг комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Взгляды Гоголя на искусство .......................................... 87 Лекция № 25. Значение антитезы в образной системе поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» ......................................... 89 Лекция № 26. Чиновничество в изображении Н. В. Гоголя ................. 92 Лекция № 27. Жанровое своеобразие «Мертвых душ» Н. В. Гоголя .... 95 Лекция № 28. Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» .............................. 97 Лекция № 29. Повесть Н. В. Гоголя «Шинель»: проблематика и образ главного героя .................................................. 100 Лекция № 30. Образ Петербурга в повести Н. В. Гоголя «Шинель» ... 105 Лекция № 31. Проблема счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ........................................ 109 Лекция № 32. Проблематика лирики Н. А. Некрасова ........................114 Лекция № 33. Тема поэта и поэзии в лирике Н. А. Некрасова .............118 Лекция № 34. Особенности использования фольклора в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить... хорошо» ..........123 Лекция № 35. Процессы, происходящие в литературной среде в 1850-е годы. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Критика романа ..............................................................127 Лекция № 36. Проблематика романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» .................................................................131
Стр.190
Оглавление 191 Лекция № 37. Композиционная роль пейзажа в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» .......................................135 Лекция № 38. Тема любви в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева ...............................................................139 Лекция № 39. Проблематика повести И. С. Тургенева «Ася». Критика ..........................................................................133 Лекция № 39,5. «Лишние люди» в произведениях И. С. Тургенева ....... 146 Лекция№ 40. Формирование образа Обломова в романе И. А. Гончарова «Обломов» ............................................151 Лекция № 41. Образ Андрея Штольца в романе И. А. Гончарова «Обломов» ...................................................................... 154 Лекция № 42. Проблематика романа И. А. Гончарова «Обломов». Антикрепостническая направленность ........................157 Лекция № 43. Эволюция взглядов Достоевского. Основной конфликт «Преступления и наказания» ...................................................................161 Лекция № 44. Роль снов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» ........................................ 164 Лекция № 45. Система двойников в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (на примере Раскольникова, Свидригайлова, Лужина) ................... 168 Лекция № 46. Евангельские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» ...................................................................171 Лекция № 47. «Война и мир» Л. Н. Толстого как роман-эпопея .........176 Лекция № 48. Роль образов Наполеона и Кутузова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» ........................................180 Лекция № 49. Система образов в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Образы Болконского и Безухова ..........185
Стр.191