Учебник предназначен для реализации учебных дисциплин «Основы социологии», «Общая социология», «Теоретическая социология», «История социологии», входящих в образовательные программы академического бакалавриата по направлению «Социология». <...> Классическая социология (конец XIX — начало XX в.) <...> В результате изучения курса на основе учебника «Социология» студенты должны: — знать основные определения предмета социологии, основных структурных компонентов современной социологии, основные понятия и положения наиболее важных социологических парадигм, основные этапы подготовки и проведения социологического исследования, основные характеристики исторических типов общества, социологические определения социальной структуры, социальных институтов, социального неравенства, основных концепций социальных изменений; — уметь отличать социологический подход к изучению явлений и процессов от подходов других наук, описывать различные социальные явления и процессы, используя понятийный аппарат Предисловие • 7 социологических теорий, формулировать цель исследования, определять предмет и объект исследования, анализировать социальные явления с применением понятий социального института и социальной стратификации, анализировать социальные явления в динамике с применением классических и современных теорий трансформации общества; — владеть навыками социологической интерпретации явлений, описания социальных явлений и процессов с использованием различных теоретических подходов, владеть навыками обоснования применения различных методов сбора и анализа эмпирических данных, выявления признаков социального института в различных сферах жизнедеятельности людей, определения характеристик социальных групп в современном обществе, выявления тенденций социальных изменений в данных официальной статистики и социологических исследований. <...> В главах 5–8 «Общество», «Социальное взаимодействие <...>
Социология._Учебник.pdf
УДК 316(075.8)
ББК 60.5я73
C69
на сЭлектронные версии книг
айте www.prospekt.org
Печатается по решению ученого совета факультета социологии Санкт-Петербургского государственного
университета.
Авторы:
Иванов Д. В. — д-р соц. наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории социологии
Санкт-Петербургского государственного университета (предисловие, гл. 1–8, список терминов,
персоналии); Бороноев А. О. — д-р филос. наук, профессор кафедры теории и истории социологии
СПБГУ (гл. 3); Асочаков Ю. В. — канд. филос. наук, доцент кафедры теории и истории социологии
СПБГУ (гл. 5); Иванов О. И. — д-р филос. наук, профессор кафедры теории и истории социологии
СПБГУ (гл. 4, 6); Богомягкова Е. С. — канд. соц. наук, ст. преподаватель кафедры теории и истории
социологии СПБГУ (гл. 7, персоналии).
Рецензенты:
Дудина В. И. — канд. соц. наук, доцент, зав. кафедрой прикладной и отраслевой социологии
Санкт-Петербургского государственного университета; Козловский В. В. — д-р филос. наук,
профессор, зав. сектором истории российской социологии Социологического института РАН.
Под редакцией доктора социологических наук, профессора Д. В. Иванова.
C69
2016. — 320 с.
Социология : учебник / под ред. Д. В. Иванова. — Москва : Проспект,
ISBN 978-5-392-19216-8
В учебнике «Социология» интегрированы классические представления о предмете, теоретических
основах современной социологии, истории ее развития и инновационные подходы
к анализу новейших тенденций в теории и методологии социологии, к изучению социальных
процессов и социальных проблем, характерных для общества XXI в.
Учебник создан в полном соответствии с федеральными государственными стандартами
высшего профессионального образования по направлению подготовки «Социология» (квалификации
«бакалавр» и «магистр»). Учебник предназначен для реализации учебных дисциплин
«Основы социологии», «Общая социология», «Теоретическая социология», «История социологии»,
входящих в образовательные программы академического бакалавриата по направлению
«Социология». Также учебник может быть использован на уровне магистратуры по направлению
«Социология», особенно для студентов, обучающихся в магистратуре, имея степень бакалавра
по другим направлениям. Учебник может быть частично использован в преподавании учебной
дисциплины «Социология» в рамках образовательных программ уровня бакалавриата по другим
социогуманитарным направлениям.
УДК 316(075.8)
ББК 60.5я73
Иванов Дмитрий Владиславович,
Бороноев Асалхан Ользонович,
Асочаков Юрий Валентинович и др.
Учебное издание
СОЦИОЛОГИЯ
Учебник
Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет»
www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г.
Печать цифровая. Печ. л. 20,0. Тираж 200 экз. Заказ №.
ООО «Проспект»
Подписано в печать 20.10.2015. Формат 60×90 1/16
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
ISBN 978-5-392-19216-8
© Коллектив авторов, 2015
© ООО «Проспект», 2015
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ................................................................................................. 5
Глава 1. Предмет и структура социологии .................................................... 9
1.1. Объект и предмет социологии ......................................................... 10
1.2. Место социологии в системе социогуманитарного
знания ............................................................................................... 19
1.3. Структура современной социологии ............................................... 24
Глава 2. Парадигмы в социологии .............................................................. 37
2.1. Макросоциологические парадигмы ................................................ 38
2.2. Микросоциологические парадигмы ................................................ 48
2.3. Интегративные парадигмы в социологии ....................................... 59
2.4. Многообразие теорий и единство теоретической социологии ....... 74
Глава 3. История развития социологии ...................................................... 84
3.1. Предпосылки возникновения социологии как науки .................... 85
3.2. Протосоциология (середина — конец XIX в.) ................................. 88
3.3. Классическая социология (конец XIX — начало XX в.) .................. 96
3.4. Неоклассическая социология (1920 — 1950-е гг.) ..........................104
3.5. Постклассическая социология (1960 — 1970-е гг.) ........................112
3.6. Постмодернистская социология (1980 — 2010-е гг.) ......................119
Глава 4. Методология социологического исследования ............................136
4.1. Понятие и особенности методологии в социологии ......................137
4.2. Программа социологического исследования .................................144
4.3. Методы сбора данных в эмпирическом исследовании ..................159
Глава 5. Общество .....................................................................................170
5.1. Социологическое рассмотрение общества .....................................171
5.2. Общество как система .....................................................................180
5.3. Общество как феномен культуры ...................................................185
5.4. Общество как дискурс .....................................................................190
Глава 6. Социальное взаимодействие ........................................................196
6.1. Понятие социального взаимодействия ..........................................197
6.2. Статусно-ролевая регуляция взаимодействия ...............................201
6.3. Социальные группы ........................................................................204
Стр.3
4 •
Оглавление
6.4. Социализация и девиантное поведение .........................................206
Глава 7. Социальные структуры ................................................................222
7.1. Социальные институты ...................................................................223
7.2. Социальная дифференциация и стратификация ...........................230
7.3. Структурные факторы социальных проблем .................................237
Глава 8. Социальные изменения ................................................................243
8.1. Классические теории развития общества .......................................244
8.2. Модернизация .................................................................................249
8.3. Глобализация ...................................................................................252
8.4. Виртуализация .................................................................................265
Словарь терминов ......................................................................................296
Указатель персоналий ...............................................................................308
Ответы на контрольные вопросы (тестовые задания) ................................320
Стр.4