ПУБЛИЦИСТИКА Игумен ГЕННАДИЙ (ЭЙКАЛОВИЧ) Идея воссоздания Святой Руси Как былинный богатырь, будучи раненным, падал на мать сыру землю и получал от нее исцеление и восстановление сил, так и русский народ, для сохранения своего лица и своего имени, должен прибегать к идеологии Св. <...> Этой мыслью пронизана вся книга А. В. Карташева „Воссоздание Св. <...> Рассмотрим же, как ученый — историк и богослов — представляет себе возможность воплощения этой идеологии в новых исторических условиях. <...> Мы уже не имеем права полагаться только на один путь или метод мученического долготерпения. <...> 309 Карташев мудро сочетает в своем учении здоровые элементы прогрессизма с элементами освященной традиции; он считает, что „психология каждого религиозного человека имеет глубину к о н с е рв а т и в н у ю" и что ревнующая любовь человека к Богу является якорем „консерватизма, незаменимости, неизменности, верности". <...> Заглядывая в будущее, Карташев предостерегает: может быть так, что „святая ревность об истине и святыне выродится в дикую, животную месть. <...> Страсти должны быть преображены, жестокий и жесткий дух ветхозаветной ревности должен быть смягчен и облагорожен новозаветным духом любви и прощения. <...> Уже в самом начале даются пять основных тезисов: 1/ преображение страсти религиозной ревности; 2/ путь индивидуального спасения не исключает обязанности радеть о спасении соборном; 3/ наоборот, сама Церковь как Тело Христово 310 „призвана утолять запросы не только индивидуальных личностей, но и стад церковных, и целых народов, и всего человечества.: „и всех и вся! <...> ; 4/ историософская задача требует теократической оценки: что дружественно Царству Божию, а что ему враждебно; 5/ исторические неудачи тех, кто считал себя христианами, не дезавуируют Церкви, которая обнимает „всяческая". <...> Но подобно тому, как неоправданно, в качестве универсального правила, лишь личное спасение и оставление всего остального „историческому самотеку", так <...>