РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Б.М. Лапидус – старший советник президента
ОАО «РЖД», председатель редакционного совета,
доктор экономических наук, профессор
Т.В. Андранович – заместитель начальника
Департамента экономики ОАО «РЖД», кандидат
экономических наук
Л.И. Васина – проректор Московского
государственного университета путей сообщения
по связям с производством
И.А. Костенец – начальник Департамента
экономики ОАО «РЖД», кандидат технических наук
Э.К. Лецкий – заведующий кафедрой
«Автоматизированные системы управления» МИИТ,
доктор технических наук, профессор
Д.А. Мачерет – первый заместитель председателя
объединенного ученого совета ОАО «РЖД», доктор
экономических наук, профессор
Ю.О. Пазойский – заведующий кафедрой
«Железнодорожные станции и узлы» МИИТ,
доктор технических наук, профессор
Ф.С. Пехтерев – генеральный директор
ОАО «Институт экономики и развития
транспорта», доктор экономических наук
С.Б. Постников – заместитель начальника
Департамента экономической конъюнктуры
и стратегического развития ОАО «РЖД», кандидат
экономических наук
Н.П. Терешина – заведующая кафедрой
экономики и управления на транспорте
Института экономики и финансов МИИТ, доктор
экономических наук, профессор
А.В. Шаронов – ректор Московской школы
управления «Сколково»
УЧРЕДИТЕЛЬ: OOO KФЦ «Актион»
ИЗДАТЕЛЬСТВО: ЗАО «МЦФЭР»
129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20
РЕДАКЦИЯ
Гандельсман Т.А. – главный редактор,
gandelsman@mcfr.ru
Сидоров А.Б. – ответственный редактор,
sidorov@mcfr.ru
Артемова В.В. – выпускающий редактор
Соболев В.Ю. – компьютерная верстка
Калганова Н.Н. – секретарь редакции
Электронная версия журнала: e.e-zd.ru
Адрес редакции
127015, г. Москва, Новодмитровская ул., д. 5а, стр. 8
Тел.: 8 (495) 937-90-82, доб. 23-23
Для писем: 127015, г. Москва, а/я 100, «Актион»
ejd@mcfr.ru
РАЗМЕЩЕНИЕ РЕКЛАМЫ
Захарова М.Э. – руководитель,
mzaharova@mcfr.ru
Тел.: 8 (495) 660-17-18, 937-90-83
ОТДЕЛ ПРОДВИЖЕНИЯ
Барляева Л.И. – бренд-менеджер
LBarlyaeva@mcfr.ru
Тел.: 8 (495) 937-90-82, доб. 25-72
СЛУЖБА КЛИЕНТСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
Тел.: 8 (495) 937-90-82, sd@mcfr.ru
Претензии по доставке
направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62
sd@mcfr.ru
По вопросам подписки обращайтесь:
8 800 775-48-44
(по России звонок бесплатный)
Подписные индексы в каталогах:
«Роспечать» – 48866 (п/г), 79529 (годовой);
МАП – 99739, 16686;
АРЗИ – 84993, 84994
Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечатка материалов,
опубликованных в журнале, допускается только по согласованию с редакцией.
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64194 от 25.12.2015. Выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Подписано в печать 23.08.2016. Формат 70 Ч 108 1/16
Бумага офсетная. Усл. печ. л. 15,4. Уч.-изд. л. 12,4
Тираж 4000 экз. Зак. № 21578. Дата выхода в свет 07.09.2016.
Цена свободная. 12+
Отпечатано в ООО ПО «Периодика»
105082, г. Москва, Спартаковская площадь, д. 14, стр. 3.
Тел.: 8 (499) 267-44-57
© «Актион»-МЦФЭР, 2016
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
КОРОТКО О ВАЖНОМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
АНАЛИТИКА
Последствия ввода налога на прибыль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
По материалам пресс-релиза ИПЕМ
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
ЛАПИДУС Б.М., МАЧЕРЕТ Д.А.
Влияние экологической парадигмы на долгосрочное развитие
железнодорожного транспорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Формирование экологической парадигмы экономического развития, с
одной стороны, грозит значительным сокращением объемов перевозок
из-за ликвидации традиционных грузопотоков угля, мазута и других
топливных и сырьевых грузов, но, с другой, предоставляет возможность
повысить конкурентоспособность и эффективность благодаря более
высокой экологичности железных дорог по сравнению с другими видами
транспорта
ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ
ПРОКОФЬЕВА Е.С., РЫЖЕНКОВ А.В.
Доходность вагонного парка железнодорожного
оператора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Профессиональное и своевременное определение доходности позволяет
точно определить перспективы соответствующих инвестиций или
управленческих решений и является действенным механизмом оценки
рентабельности перевозок для оператора
3
Стр.5
РЕФОРМА
ИЛЬИН И.П.
Тарифы железнодорожного транспорта
в свете структурной реформы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
Преобразования в железнодорожной отрасли должны осуществляться
прежде всего исходя из экономической целесообразности и потребностей
общества в транспортных услугах, а также практических целей и задач
железнодорожного транспорта
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
СОКОЛОВ Ю.И., КОЖЕВНИКОВ Р.А., КОРИШЕВА О.В.
Вклад транспорта в национальную экономическую безопасность . . .49
Реализация Стратегии развития железнодорожного транспорта
в Российской Федерации до 2030 года является одним из ключевых
инструментов обеспечения национальной экономической безопасности
ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА
ХУСАИНОВ Ф.И., ОЖЕРЕЛЬЕВА М.В.
Экономические проблемы железнодорожных перевозок
каменного угля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Поскольку доходная ставка от перевозок угля существенно ниже, чем
средняя доходная ставка по всем грузам, перевозимым ОАО «РЖД»,
увеличение перевозок по железным дорогам угля в условиях ограниченных
пропускных (и провозных) способностей инфраструктуры означает
«вытеснение» с железной дороги более доходных грузов
СЛОБОДЯНИК А.Ю.
Влияние межвидовой конкуренции на структуру и объемы
железнодорожных перевозок грузов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .62
Оценивая уровень индексации тарифов, ОАО «РЖД» следует исходить
не только из прогнозного уровня инфляции, подготовленного
Министерством экономического развития, но и учитывать изменения
в структуре доходной базы Компании
4
Экономика железных дорог
№ 9 • 2016
Стр.6
ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
ЛЕВИЦКАЯ Л.П., КРЕТОВ М.А.
Стратегия развития городской транспортной
системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
Предлагаемый метод экономического обоснования стратегии развития
пассажирской транспортной системы базируется на комплексном
рассмотрении совокупности транспортных коммуникаций всех видов
и назначений, позволяющих людям перемещаться в рамках городского
пространства
ВОЛКОВА Е.М.
Комплексная оценка функционирования рынка пригородных
пассажирских перевозок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .75
Выделение пригородных перевозок в отдельный вид деятельности
в процессе реструктуризации отрасли изменило механизм
взаимодействия участников и регуляторов железнодорожного
пригородного комплекса
НОВЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
КАРПУЩЕНКО Н.И., БЫСТРОВ А.В.
Организация текущего содержания пути с использованием
данных вагонов-путеизмерителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
Предлагаемая методика определения затрат труда на текущее
содержание пути с использованием данных вагонов-путеизмерителей
реализована на Болотнинской и Инской дистанциях пути ЗападноСибирской
дирекции инфраструктуры
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
КАРЧИК В.Г.
Цифровые преобразования в отрасли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .92
Цифровые преобразования (ЦП) повлияют на мировую экономику
намного сильнее, чем интернет-революция 1995–2005. Прогнозы на рост
добавленной стоимости в отношении ЦП-возможностей в бизнесе
и промышленности
5
Стр.7
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Нормативные правовые акты и другие официальные
документы Российской Федерации
Обзор «в картотеку» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
Приказ Минфина России от 27.06.2016 № 98н
О введении документов Международных стандартов финансовой
отчетности в действие на территории Российской Федерации
и о признании утратившими силу некоторых приказов
Министерства финансов Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .118
Нормативные и другие официальные документы
ОАО «РЖД»
Обзор «в картотеку» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Распоряжение ОАО «РЖД» от 24.05.2016 № 967р
Об утверждении Порядка компенсации работникам ОАО «РЖД»
расходов на проезд по личным надобностям в поездах дальнего
следования в пассажирских вагонах сторонних перевозчиков . . . . . . .127
Распоряжение ОАО «РЖД» от 20.05.2016 № 933р
Об актуализации Перечня филиалов ОАО «РЖД», используемого
при формировании платежных балансов ОАО «РЖД» . . . . . . . . . . . . . . . . 132
Распоряжение ОАО «РЖД» от 13.07.2016 № 1400р
Об утверждении Технологии автоматизированного начисления платы
за нахождение вагонов на инфраструктуре железнодорожного
транспорта общего пользования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
Методика расчета заработной платы преподавателей учебных
центров филиалов ОАО «РЖД» от 16 мая 2016 г. № 346 . . . . . . . . . 147
6
Экономика железных дорог
№ 9 • 2016
Стр.8