Министерство культуры Российской Федерации
Нижегородская государственная консерватория
(академия) им. М. И. Глинки
Кафедра иностранных языков
А. А. Фролов
СЛУХОВОЙ КОНТРОЛЬ
В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ
Учебное пособие по немецкому языку
Рекомендовано
в качестве учебно-методических материалов
Приволжским региональным учебно-методическим центром при
Учебно-методическом объединении по образованию в области
лингвистики для студентов, изучающих немецкий язык на
факультетах и в вузах искусства
Нижний Новгород
Издательство Нижегородской консерватории
2012
Стр.1
УДК 4И (Нем)
ББК 81.2 Нем.
Ф82
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Нижегородской государственной консерватории
(академии) им. М. И. Глинки
Ф82 Фролов А. А. Слуховой контроль в формировании
иноязычной лингвистической компетенции
студентов-музыкантов: Учебное пособие по немецкому
языку.
– Нижний Новгород: Изд-во ННГК
им. М. И. Глинки, 2012. – 56 с.
Предлагаемое учебное пособие
предназначено для
преподавателей и студентов музыкальных вузов и ориентировано на
развитие лингвистической компетенции у студентов-музыкантов в
процессе изучения немецкого языка. Пособие призвано
оптимизировать процесс обучения немецкому языку через
самоконтроль сформированности фонетических навыков. Материалы
пособия предназначены для самостоятельной и аудиторной работы.
Рецензенты:
Зинцова Ю.Н.,
кандидат филологических наук, доцент
Нижегородского государственного лингвистического университета
им. Н. А. Добролюбова;
Круговец В.С., кандидат филологических наук, доцент кафедры
иностранных языков Нижегородской государственной консерватории
(академии) им. М. И. Глинки.
УДК 4И (Нем)
ББК 81.2 Нем.
© Фролов А. А., 2012
© Нижегородская
государственная консерватория
(академия) им. М. И. Глинки,
2012
2
Стр.2
Качество владения иностранным языком студентами
неязыкового вуза зачастую не отвечает требованиям, предъявляемым
к специалистам в современных условиях. Студенты оказываются
несостоятельными в ситуациях межкультурного взаимодействия с
носителями изучаемого языка. В результате наблюдаются нарушения
межкультурного общения и коммуникативные сбои. Это, безусловно,
распространяется и на фонетическую сторону иноязычной речи.
Данный аспект характеризует уровень образованности говорящего,
является индикатором его социального положения и
профессионального статуса, несет определенную коммуникативную
нагрузку.
Сказанное обусловливает актуальность проблемы слухового
контроля (самоконтроля), действиям которого отводится все более
значительное место в общей структуре учебной деятельности.
Соответствие указанной проблематики запросам сегодняшнего
дня подтверждается и тем, что всякое учебное действие становится
произвольным, регулируемым и самоуправляемым только при
наличии контролирования (в нашем случае слухового) и оценивания
в структуре деятельности. Можно утверждать, таким образом, что
плохое владение иностранным языком (в том числе
произносительными и ритмико-интонационными его аспектами) есть
следствие несформированности механизма самоконтроля.
Как известно, компетентностный подход в обучении
иностранным языкам предполагает формирование трех основных
компетенций у студентов: лингвистической, межкультурной и
коммуникативной. Развитие последней возможно лишь на базе
лингвистической компетенции как одной из составляющих
иноязычной коммуникативной компетенции.
Лингвистическая (или языковая) компетенция подразумевает
владение системой сведений об изучаемом языке по его уровням:
фонетика, лексика, состав слова и словообразование, морфология,
синтаксис простого и сложного предложения, основы стилистики
текста. Студент обладает лингвистической компетенцией, если он
имеет представление о системе изучаемого языка и может
пользоваться этой системой на практике. На качество языковой
компетенции в изучаемом языке влияет не только степень владения
им, но и уровень компетенции студентов в родном языке. Языковая
компетенция означает способность понимать и продуцировать
неограниченное число правильных в языковом отношении
3
Стр.3
22. Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе:
Книга для учителя: Из опыта работы [Текст] / ред.-сост.
В. А. Слободчиков. – М.: Просвещение, 1986. – 109 с.
23. Миньяр-Белоручев, Р. К. Методика обучения французскому
языку: Учебное пособие для студ. пед. ин-тов [Текст] / Р. К. МиньярБелоручев.
– М.: Просвещение, 1990. – 224 с.
24. Огороднов, Д. Е. Методика комплексного музыкальнопевческого
воспитания и программа как методика воспитания
вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры [Текст]
/ Д. Е. Огороднов. – М., 1994. – 47 с.
25. Потапова, Р. К. Особенности немецкого произношения: Учеб.
пособие для ин-тов и фак. иностр. яз. [Текст] / Р. К. Потапова,
Г. Линднер. – М.: Высш. шк., 1991. – 319 с.
26. Рыжов, В. В. Психологическая диагностика способностей к
иностранным языкам: Учебное пособие [Текст] / В. В. Рыжов,
М. П. Гришаев. – М: Изд-во Русско-американского института, 2009. –
106 с.
27. Фролов, А. А. Слуховая дифференциальная чувствительность
как исходный психологический механизм фонетической стороны
речи на занятиях по немецкому языку в музыкальном вузе [Текст] /
А. А. Фролов // Киров: Вестник ВятГГУ, 2009. – Том 1. Педагогика и
психология. – № 3 (3). – С. 124-128.
28. Erhardt, H. Offizielle Heinz Erhardt Homepage [Текст]: H. Erhardt //
Электронный ресурс Интернет: http:// www.heinzerhardt.com.
29. Hey, J. Die Kunst des Sprechens [Текст] / J. Hey 2006:4.
30. Jandl, E. Serienfuß [Текст] / E. Jandl. – Sammlung Luchterhand. –
Luchterhand Literaturverlag GmbH Zürich. – 1992. – 86 S.
31. Stock, E. Deutsche Satzintonation [Текст] / E. Stock, Ch. Zacharias.
– VEB Verlag Enzyklopädie, Leipzig, 1971. – 168 S.
55
Стр.55
СОДЕРЖАНИЕ
Роль и место слухового контроля (самоконтроля)
в совершенствовании фонетической стороны иноязычной
речи……………………………………………………………….. 4
Совершенствование слухового самоконтроля на основе
механизма слуховой дифференциальной чувствительности….. 10
Тестирование слуховой дифференциальной чувствительности 15
Примеры для совершенствования слухового самоконтроля
на основе механизма слуховой дифференциальной
чувствительности………………………………………………… 32
Литература………………………………………………………... 53
Учебное издание
Фролов Алексей Андреевич
СЛУХОВОЙ КОНТРОЛЬ
В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ
Учебное пособие по немецкому языку
Компьютерная верстка Т. Б. Суханова
Ответственный за выпуск Т. Б. Суханова
Подписано в печать 17.10.2012. Формат 60*84/16.
Усл. печ. л. 3,26. Тираж 100 экз. Заказ № 2
Оригинал-макет и печать: ФГБОУ ВПО «Нижегородская государственная
консерватория (академия) им. М. И. Глинки»
603600, Нижний Новгород, ул. Пискунова, д. 40
56
Стр.56