Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 499542)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."

Сценическая речь и эмоциональный слух (292,00 руб.)

0   0
Первый авторАвтушенко И. А.
ИздательствоМ.: ВГИК
Страниц121
ID621655
АннотацияАвтор учебного пособия, опираясь на данные современной науки и собственный опыт, дает внятные ответы на важные в обучении актера вопросы — какова роль эмоционального слуха (ЭС) и эмпатии в сценическом диалоге; как ЭС влияет на интонационную выразительность речи; можно ли и каким образом развивать эмоциональный слух и эмпатию будущих актеров и режиссеров. Учебное пособие включает в себя обширный практический материал: конкретные методики и упражнения, направленные на развитие у студентов интонационно-мелодической выразительности речи.
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области кинематографии и телевидения в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по специальности 070301 «Актерское искусство» и другим кинематографическим специальностям
Кому рекомендованоНастоящее издание предназначено для педагогов театральных вузов, специалистов по теории и практике сценической речи, а также всех, интересующихся искусством выразительной речи.
ISBN978-5-87149-133-1
УДК792.03
ББК85.334
Автушенко, И.А. Сценическая речь и эмоциональный слух : учеб. пособие / И.А. Автушенко .— М. : ВГИК, 2012 .— 121 с. — ISBN 978-5-87149-133-1

Предпросмотр (выдержки из произведения)

АВТУШЕНКО СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛУХ Допущено Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области кинематографии и телевидения в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по специальности 070301 «Актерское искусство» и другим кинематографическим специальностям Москва Редакционно-издательский отдел ВГИК 2012 УДК 792.03 ББК 85.334 А-228 Рецензенты: И.Ю. Промтова, завкафедрой сценической речи РАТИ, кандидат искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ М.С. <...> Брусникина, завкафедрой сценической речи «Школы-студии (института имени Вл. <...> Егорова, завкафедрой сценической речи ВГИК, кандидат искусствоведения, профессор Автушенко И.А. <...> Сценическая речь и эмоциональный слухам: учебное пособие / И.А. Автушенко. <...> : Автор учебного пособия, опираясь на данные современной науки и собственный опыт, дает внятные ответы на важные в обучении актера вопросы — какова роль эмоционального слуха (ЭС) и эмпатии в сценическом диалоге; как ЭС влияет на интонационную выразительность речи; можно ли и каким образом развивать эмоциональный слух и эмпатию будущих актеров и режиссеров. <...> Учебное пособие включает в себя обширный практический материал: конкретные методики и упражнения, направленные на развитие у студентов интонационно-мелодической выразительности речи. <...> Поэтому в театральной школе пристальное внимание уделяется овладению законами сценического диалога, и более всего это связано с работой над текстом. <...> Галендеев, выразил общую тревогу театральных педагогов: «Наши студенты не слышат так, как должен слышать артист»3 . <...> Исключительную роль в развитии слухового восприятия и речеголосовой выразительности играет ЭС, как особый род слуховой чувствительности, независимый от понятия «речевой слух». <...> Научно доказанная, устойчивая связь ЭС с такой психологической характеристикой, как эмпатия4 , свидетельствует о важной роли ЭС в сценическом <...>
«Сценическая_речь_и_эмоциональный_слух»_-_учебное_пособие.pdf
УДК 792.03 ББК 85.334 А-228 Рецензенты: И.Ю. Промтова, завкафедрой сценической речи РАТИ, кандидат искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ М.С. Брусникина, завкафедрой сценической речи «Школы-студии (института имени Вл.И.Немировича-Данченко)при МХАТ им. А.П. Чехова, профессор, заслуженная артистка РФ, лауреат государственной премии РФ А.Д. Егорова, завкафедрой сценической речи ВГИК, кандидат искусствоведения, профессор пособие / Автушенко И.А. Сценическая речь и эмоциональный слухам: учебное И.А. Автушенко. — М.: ВГИК, 2012. —*** с.: Автор учебного пособия, опираясь на данные современной науки и собственный опыт, дает внятные ответы на важные в обучении актера вопросы — какова роль эмоционального слуха (ЭС) и эмпатии в сценическом диалоге; как ЭС влияет на интонационную выразительность речи; можно ли и каким образом развивать эмоциональный слух и эмпатию будущих актеров и режиссеров. Учебное пособие включает в себя обширный практический материал: конкретные методики и упражнения, направленные на развитие у студентов интонационно-мелодической выразительности речи. Настоящее издание предназначено для педагогов театральных вузов, специалистов по теории и практике сценической речи, а также всех, интересующихся искусством выразительной речи. © Автушенко И.А., 2012 © Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова ISBN *************(ВГИК)
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ............................................................. 3 ВВЕДЕНИЕ ...................................................................7 ГЛАВА 1. СЛУХ И ЕГО РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ......... 11 1.1 РЕЧЕВОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛУХ ............................... 12 1.1.1 РЕЧЕВОЙ СЛУХ ................................................. 12 1.1.2. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧИ ...................... 14 1.1.3. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ .................. 16 1.1.4.ФУНКЦИИ ПРАВОГО И ЛЕВОГО ПОЛУШАРИЙ ................... 18 1.1.5. МЕХАНИЗМ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ........................ 21 1.1.6. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛУХ ..................................... 22 1.1.7. СЛУХ АКТЕРА .................................................. 28 1.1.8. ИНТОНАЦИОННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ....................... 30 1.2. ЗНАЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СЛУХА ............................. 31 1.2.1. ЭМПАТИЯ ..................................................... 32 1.2.2. «СОСТРАДАНИЕ, СОРАДОСТЬ, СОЛЮБОВЬ» ................... 35 1.2.3. ДИАЛОГ — ЭТО ЗАРАЖЕНИЕ ДРУГ ДРУГОМ .................... 37 1.3. Основные выводы к первой главе ................................. 39 ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СЛУХА .................. 41 2.1. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВОСПРИИМЧИВОСТИ .............................................. 41 2.1.1. ЦВЕТОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ЭМОЦИЙ .......................... 42 2.1.2. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ .............................. 43 2.1.3. ЗВУКОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМОЦИЙ ....................... 43 2.1.4. ТЕСТИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВОСПРИИМЧИВОСТИ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ...................................... 44 2.1.5. ИНТОНАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ .....47 2.1.6. О ПРИРОДЕ СЦЕНИЧЕСКИХ ЭМОЦИЙ ......................... 49 118
Стр.118
СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛУХ 2.1.7. СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР ЭМОЦИЙ ........................... 52 2.1.8. ТЕСТ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛУХ ............................ 53 2.1.8.1. Формы тестирования .................................... 54 2.1.8.2. Особенности теста ....................................... 55 2.1.8.3. Значение теста ........................................... 57 2.2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СЛУХА В ТЕАТРАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ... 58 2.2.1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СЛУХА СТУДЕНТОВ РАТИ ................ 59 2.2.3. К ОБСУЖДЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ................................ 60 2.2.4. КОММЕНТАРИИ ПЕДАГОГОВ ................................... 61 2.2.5. РЕЗУЛЬТАТЫ ПОВТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ................... 64 2.2.6. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛУХ РАЗВИВАЕТСЯ?! ..................... 66 2.3. Выводы ко второй главе ........................................... 67 ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СЛУХА И ЭМПАТИИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ ................ 69 3.1. МЕТОДИКА И ПРАКТИКА ............................................ 69 3.1.1. ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ ЭМПАТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РЕЧЕГОЛОСОВОМ ТРЕНИНГЕ ........... 71 3.1.2.1. Контакт и доверие ....................................... 71 3.1.2.2. Учимся слушать .......................................... 72 3.1.2.3. Чувство ансамбля ........................................ 74 3.1.2.4. Соревнование с партнером .............................. 76 3.1.3. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЗВУКА ............................. 77 3.1.3.1. Звук и цвет ............................................... 77 3.1.3.2. « Стать звуком» ........................................... 80 3.1.4. О РОЛИ ВООБРАЖЕНИЯ ....................................... 82 3.2. ТРЕНИНГ СЛУХОВОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВОСПРИИМЧИВОСТИ .... 83 3.2.1. НЕ ЧТО МЫ ГОВОРИМ, А КАК МЫ ГОВОРИМ ................... 86 3.2.1.1. Невербальные формы речевого общения ................ 86 3.2.1.2. Эстетические характеристики голоса человека .......... 92 3.2.2. ПОРТРЕТ ЧЕЛОВЕКА ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ ЕГО РЕЧИ ................................... 96 119
Стр.119
И.А. АВТУШЕНКО 3.2.2.1. Таблицы экстралингвистических характеристик голоса . 96 3.2.2.2. Примеры речевых портретов ............................ 98 3.2.3. ЧЕРЕЗ ПОДРАЖАНИЕ К ПОСТИЖЕНИЮ ....................... 100 3.2.3.1. Овладение диалектной речью .......................... 101 3.2.3.2. Освоение акцента ....................................... 104 3.2.4. ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ И ИМИТАЦИИ .......................... 107 3.2.4.1. Звукоподражания ....................................... 107 3.2.4.2. Имитация иностранной речи ........................... 110 3.2.4.3. Особенности речи китаянки Чан Син Тинг .............. 112 3.2.4.4. Характерные признаки американского произношения . 115 3.2.4.5. Звуковая «абракадабра» ................................ 116 3.2.5. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕЧЬ ..................................... 118 3.2.6. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ РЕЧИ .................. 120 3.2.6.1. Литературные примеры ................................ 121 3.2.6.2. Речеголосовые характеристики эмоциональной речи .. 125 3.2.7. ИЗУЧАЕМ ОПЫТ МАСТЕРОВ СЦЕНЫ .......................... 126 3.2.7.1. Ольга Книппер-Чехова .................................. 126 3.2.7.2. Василий Качалов ........................................ 128 3.2.8. ПОДРАЖАНИЕ ИСПОЛНЕНИЮ МАСТЕРА ...................... 132 3.3. Выводы к третьей главе ........................................... 133 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................. 135 ЛИТЕРАТУРА .............................................................. 139
Стр.120

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически