Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Лекции по философии науки (660,00 руб.)

0   0
Первый авторМархинин Василий Васильевич
ИздательствоМ.: Логос
Страниц428
ID590605
АннотацияРаскрываются содержание и особенности философии науки как философской дисциплины, роль философии в генезисе и развитии науки. Рассмотрены этапы становления науки в Новое время. Охарактеризованы концепции философии науки от позитивизма до постпозитивизма, дан анализ воззрений К.Поппера, И.Лакатоса, Т.Куна, П.Фейерабенда. Изложена специфика социально-гуманитарных наук. Освещены актуальные проблемы философии науки. Пособие подготовлено на основе многолетнего опыта преподавания философии науки и в полной мере соответствует требованиям экзаменов кандидатского минимума по курсу "История и философия науки"
Кому рекомендованоДля аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук по всем научным специальностям. Представляет интерес для ученых и преподавателей, исследователей проблем науковедения, а также магистрантов и всех, кого интересуют проблемы роли философии в становлении и развитии науки.
ISBN978-5-98704-782-8
УДК87.3
ББК101.1
Мархинин, В.В. Лекции по философии науки : учебное пособие для магистрантов и аспирантов с присвоением квалификации (степени) "магистр", а также ученой степени "кандитат наук" / В.В. Мархинин .— Москва : Логос, 2014 .— 428 с. : ил. — (Философия науки) .— ISBN 978-5-98704-782-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/590605 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Охарактеризованы концепции философии науки от позитивизма до постпозитивизма, дан анализ воззрений К. <...> Философия и возникновение науки: первый этап (XV в. – сер. <...> Возникновение науки: третий, завершающий этап – создание Ньютоном физики как науки (сер. <...> От позитивистской к постпозитивистской философии науки . <...> Вопрос о существе специфики социально-гуманитарных наук . <...> Стадии и типы научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука . <...> Лекция 1 Что такое философия как проблема в эпоху доминирования науки Понятие «философия», напомним, восходит к древнегреческому слову (др.-гр. φίλοσοφία; в лат. написании: philosophia), составленному из слов филиа (др.-гр. φίλία; в лат. написании: philia), в переводе на русский – любовь, и софия (др.-гр. σοφία; в лат. написании sophia), в переводе на русский – мудрость. <...> Внутри спектра этих различных взглядов можно обнаружить также позицию, которая заключается – при всех нюансах в представлениях разделяющих ее философов – в идее о том, что философия и наука, хотя и взаимосвязаны, это, тем не менее, различные, особые виды познания, дающие каждая по-своему истинные знания о мире (А. <...> Из хорошо известных в общем фактов определенной исторической и генетической последовательности самоопределения философии и науки, казалось бы, с достаточной ясностью должен вытекать вывод, что философия и наука, находясь, безусловно, в определенной взаимосвязи друг с другом, в то же время представляют собой самостоятельные, особые виды познания. <...> Чтобы иметь дело с древнегреческим пониманием философии, древнегреческий образ философии необходимо прежде реконструировать, ибо в самой древнегреческой философии этот образ не дан в достаточно явной для нас форме. <...> Притом ведь эту реконструкцию древнегреческого образа философии мы не можем осуществлять безотносительно к познавательным возможностям Нового времени, поскольку сами принадлежим к нему. <...> То есть, чтобы реконструировать теоретический <...>
Лекции_по_философии.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.422
Стр.423
Стр.424
Стр.425
Стр.426
Стр.427
Стр.428
Лекции_по_философии.pdf
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Стр.1
Стр.2
В.В. Мархинин ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ НАУКИ Рекомендовано в качестве учебного пособия для магистрантов и аспирантов с присвоением квалификации (степени) «магистр», а также ученой степени «кандидат наук» Москва • 2014 • Логос
Стр.3
УДК 101.1 ББК 87.3 М25 Официальный рецензент системы рецензирования Министерства образования и науки Российской Федерации Государственный университет управления; регистрационный номер рецензии 390 от 10 сентября 2014 г. (ФГАУ ФИРО) Р е ц е н з е н т ы: А.Л. Симанов, доктор философских наук, профессор В.И. Полищук, доктор философских наук, профессор В.А. Карпин, доктор медицинских наук, доктор философских наук, профессор М25 Мархинин В.В. Лекции по философии науки: учебное пособие / В.В. Мархинин. – М.: Логос, 2014. – 428 с. ISBN 978-5-98704-782-8 Раскрываются содержание и особенности философии науки как философской дисциплины, роль философии в генезисе и развитии науки. Рассмотрены этапы становления науки в Новое время. Охарактеризованы концепции философии науки от позитивизма до постпозитивизма, дан анализ воззрений К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда. Изложена специфика социально-гуманитарных наук. Освещены актуальные проблемы философии науки. Пособие подготовлено на основе многолетнего опыта преподавания философии науки и в полной мере соответствует требованиям экзаменов кандидатского минимума по курсу «История и философия науки». Для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук по всем научным специальностям. Представляет интерес для ученых и преподавателей, исследователей проблем науковедения, а также магистрантов и всех, кого интересуют проблемы роли философии в становлении и развитии науки. УДК 101.1 ББК 87.3 ISBN 978-5-98704-782-8 © Мархинин В.В., 2014 © Логос, 2014
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ Тема 1. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА ..........................................................7 Лекция1. Что такое философия как проблема в эпоху доминирования науки ........................................................9 Лекция 2. Архетип философии .........................................................17 Лекция 3. Определение философии ................................................62 Тема 2. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНТУРЫ ........................................................................................73 Лекция 4. Предмет философии науки ............................................75 Лекция 5. Наука как особый вид познавательной деятельности .......................................................................80 Лекция 6. Философия в ее значении для научного познания ...............................................................................90 Лекция 7. Наука как социальный институт и сфера культуры: функции науки ............................................................... 114 Лекция 8. Проблема генезиса науки: наука и преднаука ..... 130 Тема 3. ФИЛОСОФИЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ ........ 149 Лекция 9. Философия и возникновение науки: первый этап (XV в. – сер. XVI в.)...................................................... 151 Лекция 10. Философия и возникновение науки: второй этап (сер. XVI в. – сер. XVII в.) ......................................... 158 Лекция 11. Возникновение науки: третий, завершающий этап – создание Ньютоном физики как науки (сер. XVII в. – конец XVII в.).................................. 173 Тема 4. КОНЦЕПЦИИ ФИЛОСОФИИ НАУКИ ......................... 183 Лекция 12. От позитивистской к постпозитивистской философии науки ........................................................ 185 Лекция 13. Философия науки К. Поппера................................. 195 Лекция 14. Философия науки И. Лакатоса ............................... 205
Стр.5
6 Содержание Лекция 15. Философия науки Т. Куна ......................................... 208 Лекция 16. Философия науки П. Фейерабенда ...................... 215 Тема 5. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ................................................................................................ 219 Лекция 17. Вопрос о существе специфики социально-гуманитарных наук ............................... 221 Лекция 18. Особенности предметной области социально-гуманитарных наук ............................... 230 Лекция 19. Философия и методология социально-гуманитарных наук ............................... 240 Лекция 20. Социально-гуманитарные науки, философия, идеология ......................................................................... 255 Лекция 21. Социально-гуманитарные науки, философия, искусство ......................................................................... 258 Тема 6. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ ............................................................................................ 297 Лекция 22. Стадии и типы научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука ................................................................................. 299 Лекция 23. Синергетика и синергетический подход в современной науке ................................................... 310 Лекция 24. Экологическая этика и современная наука ......... 349 Лекция 25. Гендерный подход в социально-гуманитарных науках ............................................................................... 384 Рекомендуемая учебная литература ...................................................... 426
Стр.6
422 щин; Тема 6. Актуальные проблемы философии науки – теоретические модели, которые включают мужчин и жен– эмпирические исследования, направленные на исследование общности и различий в положении мужчин и женщин; – анализ экономической политики, которая различным образом затрагивает каждый из полов» (цит. по: Мезенцева Е. Гендерная проблематика в экономической теории // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учеб. пособие / под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001). Заметим также, что в случае экономической теории, поскольку гендерный подход выступал не как отрицание феминистской позиции, а как ее восполнение, исследователи, применяющие гендерный подход, зачастую не отказываются от принадлежности к феминизму и не скрывают эту принадлежность. В гендерной экономической теории выделяются два основных направления: марксистское и неоклассическое; второе является по своему политическому характеру либерально-буржуазным. Известными представителями марксистского направления являются феминистки Эли Зарецки, Хайди Хартманн, Айрис Янг и многие другие. Экономические концепции названных авторов представляют собой некоторое дискуссионно-эвристическое единство. Х. Хартманн в программной статье «Несчастливый брак марксизма с феминизмом: путь к более прогрессивному союзу» (1979), провозглашая необходимость квалифицировать союз феминизма и марксизма как «несчастливый брак», расторгнув который, следует найти более «прогрессивный союз», имеет в виду не предложение порвать с марксизмом, а намерение совершить адекватное задачам феминизма обновление его союза с марксизмом. Ортодоксальный марксизм оперировал представлением о субъектах капиталистического производства безотносительно к их половой структуре, поэтому не замечал, что женщины эксплуатируются своего рода альянсом между мужчинами и капиталистами. В марксизме домашний труд рассматривался только как вспомогательный источник воспроизводства капиталистических отношений. Но домашний труд – это прежде всего способ производства патриархата. С другой стороны, феминизм внеисторичен, поскольку не видит связи иерархии полов с другими социальными институтами. Если устранить указанные недостатки марксизма и феминизма, то станет ясно, что в той мере, в какой мужчины преследуют инте
Стр.422
Лекция 25. Гендерный подход в социально-гуманитарных науках 423 ресы своего пола, эксплуатируя женщин, в такой мере они подрывают свои классовые интересы. А. Янг критически отнеслась к концепции Х. Хартманн по той причине, что в этой концепции капитализм и патриархат выступают как дуальная система, а не имея общего основания, не могут быть рационально поняты в своем единстве. Развив эту критику в ряде статей («Социалистический феминизм и ограниченность дуальных систем» (1980); «По ту сторону несчастливого брака марксизма и феминизма» (1981) и др.), Янг предложила интегрирующее видение, взяв за исходное положение, вслед за Ф. Энгельсом, разделение труда между полами. Она показывает, что разделение труда между полами, фактически действующее и при капитализме, не есть просто патриархатный пережиток, а является существенной чертой капитализма. Поэтому, как и Хартманн, но претендуя на большую последовательность, Э. Зарецки впервые опубликовала свои книги «Капитализм, семья, личная жизнь» и «Социалистический феминизм III: Социалистическая политика и семья» в 1970-х гг., но они остались актуальными и переиздавались в 1980-е гг., благодаря чему повлияли на формирование гендерного подхода и, соответственно, репрезентативны для этого подхода. Э. Зарецки, в отличие от Х. Хартманн и А. Янг, считает, что мужчины, хотя практически и участвуют в капиталистической эксплуатации женщин, но не получают от этого выгоды – ее пожинает класс капиталистов, поскольку платит меньше рабочим-мужчинам за счет бесплатного домашнего труда их жен. Таким образом, патриархатные отношения являются средством эксплуатации рабочего класса в целом – и мужчин и женщин. Капитал именно в целях максимизации прибыли утверждает неравенство полов, основанное на институте семьи и разделении трудовой занятости в домашнем хозяйстве и на производстве. Несмотря на концептуальные расхождения, все названные авторы, что, впрочем, относится ко всем представителям марксистского направления в гендерной экономической теории, согласны в том, что борьба мужчин вместе с женщинами за эмансипацию женщин – необходимое условие ниспровержения капитала и построения социализма. Очевидно, справедливо и обратное: борьба за социализм есть борьба за эмансипацию женщин. Неоклассическое направление в экономической теории возникло в конце XIX в. (основатели – У. Джевонс, А. Маршалл и др.).
Стр.423
424 Тема 6. Актуальные проблемы философии науки В рамках этого направления гендерная экономическая теория формируется в 1980–1990-е гг. Основателем и главной фигурой в неоклассической гендерной экономике является далекий от феминизма американский экономист Гэри Беккер (Нобелевский лауреат, 1992), выступивший, в частности, с трудом «Трактат о семье» (1981). Г. Беккер исследует экономику домохозяйства, брачное поведение, дискриминацию на рынке труда. Он рассматривает семью как производственную единицу, в которой производится «человеческий капитал» (иначе – «семейный капитал»). Семья использует ресурсы в виде товаров, покупаемых на рынке, и время членов семьи и выпускает «конечную продукцию» в виде благ, в которых она нуждается. Человеческий капитал – это самая ценная продукция семьи – это вложения в образование и профессиональную подготовку, в поиск работы; это капитал, поскольку предполагается, что названные вложения дадут отдачу – лучшую работу и более высокую зарплату. Решение каждого члена семьи, тратить ли ему свое время на работу дома или на производстве, зависит от соотношения стоимости благ, произведенных в домашнем хозяйстве, и заработков на рынке. Поскольку женщины обычно уступают мужчинам в объеме накопленного человеческого капитала рыночного типа, для семьи выгодно, чтобы муж работал на производстве, а жена в домашнем хозяйстве. Особенно важным для формирования семьи рынком является брачный рынок. Каждый его участник имеют определенную цену, в которой выражается обладание им благами, способными производить семейные блага, такие как дети, престиж, здоровье и др. Выбор партнера совершается в соответствии с двумя базовыми моделями: выбор по принципу либо сходства, либо различия. Основной принцип – принцип сходства – состоит в том, что высокоценные мужчины выбирают высокоценных женщин, и наоборот. Этот выбор оказывается оптимальным, когда качества партнеров являются взаимно дополнительными, усиливающими друг друга. Выбор по различию – это модель, в которой качества партнеров являются взаимно заменяющими. При этом оптимальный выбор тот, когда высокооплачиваемые мужчины выбирают в жены низкооплачиваемых женщин. Для оптимизации семьи необходимо, чтобы первые трудились на производстве, вторые – в домашнем хозяйстве.
Стр.424
Лекция 25. Гендерный подход в социально-гуманитарных науках Но в целом накопление человеческого (семейного) капитала 425 имеет гендерную асимметрию. Основные инвестиции женщин в него – выращивание детей, мужчин – в накопление рыночного капитала. Концепция Р. Беккера справедливо подвергается феминистской критике за ее скрытые андроцентризм и приверженность патриархату. Мы бы сказали, что у него, как и вообще в либерально-буржуазной неоклассической гендерной экономике, имеет место апология рыночных порядков – как будто бы исключительно рациональных – и, соответственно, предполагается, что будто бы «рука рынка» сама направляет гендерные отношения в сторону совершенства. В действительности же капиталистический рынок, как убедительно показывает марксистская гендерная экономика, сам по себе имеет своим условием воспроизводство социального неравенства женщин. Следовательно, нельзя не согласиться с марксистской экономической гендерной теорией, что освобождение женщины сопряжено с преобразованием рыночных отношений на социалистических началах.
Стр.425
Рекомендуемая учебная литература 1. Стёпин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М.; Гардарики, 2004. 2. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени / под ред. В.В. Миронова. М.: Гардарики, 2006. 3. История и философия науки: Основные имена и понятия: учеб. пособие / В.И. Полищук, Б.В. Емельянов, В.Д. Губин и др. / под ред. В.И. Полищука. М.: Prondo.RU, 2013. 4. Горохов В.Г. Технические науки: история и теория (история науки с философской точки зрения). М.: Логос, 2012 5. Стёпин B.C., Горохов В.Т., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Гардарики, 1996. 6. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М. .: Наука, 1998. 7. Мархинин В.В. О специфике социально-гуманитарных наук. Опыт философики науки. М.: Логос, 2013.
Стр.426
Учебное издание Мархинин Василий Васильевич ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ НАУКИ Учебное пособие Выпускающий редактор Ю.П. Голобокова Корректура и верстка Ю.В. Халфиной Оформление Т.В. Клейменовой Подписано в печать 04.09.2014. Формат 60×90/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Печ. л. 26,75. Тираж 1000 экз. Заказ №
Стр.427
По вопросам приобретения и издания литературы обращайтесь: 111024, Москва, ул. Авиамоторная, д. 55, корп. 31, офис 305 Тел. (495) 981-51-12; 955-78-30 Электронная почта: universitas@mail.ru Дополнительная информация на сайте http://www.logosbook.ru
Стр.428

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ