Филология
РУССКАЯ
РАЗГОВОРНАЯ
РЕЧЬ БУРЯТИИ
ТЕКСТЫ В ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗАПИСИ
Хрестоматия
ИЗДАТЕЛЬСТВО
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РУССКАЯ РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ
БУРЯТИИ
ТЕКСТЫ В ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗАПИСИ
Хрестоматия
Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ
в качестве учебного пособия для обучающихся по направлениям
подготовки 45.03.01 Филология, 45.04.01 Филология
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
2016
Стр.3
УДК 811.161.1(075.8)
ББК 81.411.2я73-3
Р 892
Утверждено к печати
редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Р е ц е н з е н т ы
Э. В. Хилханова, д-р филол. наук, профессор
М. В. Бохиева, канд. филол. наук, доцент
М. Б. Матанцева, канд. филол. наук, доцент
Р 892
Русская разговорная речь Бурятии. Тексты в орфографической
записи: хрестоматия : учебное пособие / сост. А. П. Майоров, И. Ж. Степанова.
— Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета,
2016. — 384 с.
ISBN 978-5-9793-0888-3
В хрестоматии представлены аутентичные тексты русской разговорной речи,
записанные в г. Улан-Удэ и в поселках городского типа на территории Республики
Бурятия. Корпус текстов содержит специфический языковой материал по фонетике,
лексике, синтаксису устно-разговорной речи. В языке текстов отражаются и
региональные особенности, обусловленные ситуацией двуязычия в Республике
Бурятия. Издание служит вспомогательным материалом при освоении курсов по
современному русскому языку, общему языкознанию и других учебных
лингвистических дисциплин.
Для студентов-филологов (бакалавров, магистрантов), аспирантов.
Spoken Russian in Buryatia. Texts in Orthographic Recording: a reader :
manual / comp. A. P. Mayorov, I. Zh. Stepanova. — Ulan-Ude: Buryat State
University Publishing Department, 2016. — 384 p.
ISBN 978-5-9793-0888-3
The anthology presents the authentic texts of spoken Russian, recorded in Ulan-Ude
and urban settlements of the Buryat Republic. Corpus of texts contains the specific
language material on phonetics, vocabulary, and syntax of oral speech. The language of
texts reflects the regional characteristics, due to the situation of bilingualism in Buryatia.
This book serves as supplementary material for courses in modern Russian language,
general linguistics and other linguistic disciplines.
The manual is intended for students of philology (undergraduate, graduate), graduate
students.
УДК 811.161.1(075.8)
ББК 81.411.2я73-3
ISBN 978-5-9793-0888-3
© Бурятский государственный университет, 2016
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ
В современной системе филологических знаний разговорная речь
выступает в качестве первоочередного объекта изучения различных учебных
дисциплин, представляющих те или иные разделы лингвистики речи -
теорию речевой коммуникации, лингвистическую прагматику, теорию
референции, дискурсивную лингвистику, теорию речевых актов,
коллоквиалистику и др.
В хрестоматии представлены тексты по русской разговорной речи,
записанные на территории Республики Бурятия.
Настоящая хрестоматия предназначена для практических занятий по
дисциплинам «Введение в языкознание», «Введение в спецфилологию»,
«Основы филологии», «Современный русский язык» (лексикология,
морфология, синтаксис, стилистика) и «Общее языкознание» на
филологических факультетах высших учебных заведений. Данное пособие
должно быть востребовано по следующим направлениям подготовки:
45.03.01 Филология (Отечественная филология, русский язык и
литература),
45.03.01 Филология (Преподавание филологических дисциплин),
45.01.01 Филология (Филологическое образование),
45.04.01 Филология (Отечественная филология),
45.04.01 Филология (Русский язык и межкультурные коммуникации).
Работа с текстами по русской разговорной речи будет способствовать
формированию компетенций, которыми учащийся овладевает при освоении
указанных учебных дисциплин.
В хрестоматию не включены учебные задания, поскольку, во-первых,
жанр этого вида учебного издания предусматривает их включение, вовторых,
исключительное разнообразие и потенциальная многоаспектность
исследования языкового материала разговорных текстов предполагают
методическую разработку заданий и контрольных вопросов в соответствии с
проблематикой учебной дисциплины, в рамках которой данная хрестоматия
будет использоваться.
Предлагаемые вниманию учащихся тексты дают представление о
разговорной речи в ее разных ипостасях: как основной функциональной
разновидности кодифицированного литературного языка, как устной форме
общенародного языка в основных социально-территориальных проявлениях,
как системе языковых знаков, специфика которых предопределена
спонтанностью разговорной речи.
* * *
Сегодня вряд ли кто будет оспаривать то, что устно-разговорная речь -
это главный источник изменений, которые затрагивают саму суть языковой
системы. Теоретическую значимость исследования устных текстов впервые
осознали младограмматики, призывавшие изучать народные говоры, которые
хранят следы исторического развития языка в течение многих сотен лет.
3
Стр.5
Интерес к устно-разговорной речи как самостоятельному объекту
исследования формируется и резко возрастает в 1960-е гг. в связи с
открывшимися техническими возможностями точной фиксации устных
текстов. Публикации записей спонтанной разговорной речи учеными
отечественного языкознания Е. А. Земской, М. В. Китайгородской,
Е. Н. Ширяева, О. А. Лаптевой, О. Б. Сиротининой в то время произвели
эффект разорвавшейся бомбы: как могут грамотные люди говорить так
неправильно?! Неслучайно Е. А. Земская, ввиду исключительного
своеобразия реализации языковых единиц разных уровней в разговорной
речи, понимает ее как самодостаточную языковую систему.
Примечательно также мнение ученых, рассуждающих о перспективах
применения приемов корпусной лингвистики в исследовании разговорной
речи: «Теоретическая лингвистика последних десятилетий затратила
огромные усилия на анализ сложных синтаксических явлений. Однако с
точки зрения корпусного подхода эта работа не всегда полезна, поскольку
многие такие явления в речевой деятельности не обнаруживаются или
обнаруживаются крайне редко. В то же время исключительно частотные
явления устной речи, такие как хезитация, речевые сбои, регуляторные
дискурсивные маркеры, парцелляции и т. д., практически не замечены в
лингвистической теориии» [Подлесская, Кибрик, с. 27].
Впоследствии, с бурным развитием новых направлений
антропоцентристской парадигмы языкознания, расширяется круг подходов и
методов исследования разговорной речи: это социолингвистический,
коммуникативный, лингвокультурологический, психолингвистический
аспекты ее исследования. Тем не менее, на наш взгляд, в исследовании
разговорной речи корпусный подход является приоритетным.
Данное собрание текстов русской речи в Бурятии представляет собой
пока небольшой вклад в копилку корпуса разговорной речи. Тем не менее
даже эти представленные к публикации тексты предоставляют любопытный
материал для будущих исследований по лексике, морфологии, синтаксису,
стилистике современного русского языка.
Природа разговорной речи проявляет себя в варьировании
разноуровневых языковых единиц, обусловленном прежде всего такими
социальными факторами, как возраст, пол, социальный статус, образование,
профессия говорящих. Это предопределило принцип структурирования
хрестоматии. Собранные тексты разговорной речи распределены по
разделам, которые представляют речь информантов, дифференцированную
по возрасту и по уровню их образования. Соответственно, выделяются
разделы «Речь молодёжи» и «Речь людей среднего и пожилого возраста».
В последнем разделе тексты разговорной речи классифицированы по уровню
образования информантов: разграничиваются «Речь людей с высшим
образованием» и «Речь людей малограмотных и имеющих среднее
образование». Отдельно представлен раздел «Беседа людей разного
возраста».
4
Стр.6
При составлении сборника текстов мы учитывали своеобразие
языковой ситуации Республики Бурятия, проявляющееся в особенностях
словесной организации устно-разговорного текста двуязычных информантов.
Их тексты даны в разделе «Русская речь бурят-билингвов».
Поскольку характеристика информанта по возрасту и уровню
образования для разговорного текста является лингвистически
существенной, сведения о говорящих даются сразу после заголовка текста
(А - студент-практикант, Б - женщина 76 лет, уроженка пос. УстъБаргузин).
Буквенными символами, А Б, В и т. п. обозначаются участники
речевого акта.
В книге применяются некоторые технические принципы публикации,
которые необходимо оговорить специально.
Письменное воспроизведение устно-разговорной речи представляет
собой определенную проблему. В ходе преобразования исходного устного
дискурса в графический текст бывает востребована дискурсивная
транкрипция. Однако, поскольку актуализирован лексико-синтаксический
аспект представления материала, тексты даны в орфографической записи.
Исключение в применении орфографического принципа записи слов
составляют написания, передающие частотные произносительные явления в
ряде лексикализованных форм типа скока, грит ‘говорит’, щас ‘сейчас’, чё
‘что’ и др. В некоторых случаях речевая долгота гласных, связанная с какимто
коммуникативным заданием, передается написанием через дефис ряда
букв, обозначающих этот звук (а-а-а, за-ачем?). Определенные диалектные
особенности произношения, встречающиеся в речи сельских информантов,
как правило, людей малограмотных или имеющих среднее образование,
сохранены там, где это необходимо для адекватной передачи устной речи.
В книге с определенными функциями используются пунктуационные,
надстрочные и другие графические знаки. Знак ударения ставится только в
двух случаях: 1) у региональных слов - топонимов (с. Караган), 2) у слов, в
произношении которых ритмико-интонационный рисунок отличается
сильной экспрессией (неужели?). В этом случае помимо знака ударения
ударный гласный дополнительно подчеркивается.
Запятые при передаче разговорного текста, в отличие от письменного
г
литературного языка, применяются в несколько иной роли. Они ставятся не
согласно пунктуационным правилам, а выполняют функцию ритмикоинтонационного
членения, характерного для устно-разговорной речи (Я знаю
что, мне надо было). Сохраняются пунктуационные знаки, характеризующие
цель сообщения в предложении: точка, вопросительный и восклицательный
знаки.
Паузы в речевом потоке на письме обозначаются двумя, тремя или
четырьмя точками, то или иное количество точек условно передает
длительность паузы. Если пауза занимает более 10 секунд, в ломаных
скобках следует комментарий <пауза>.
5
Стр.7
Кавычки ставятся только в том случае, когда в них заключаются какиелибо
собственные наименования (книга «Тёма и Жучка»).
Фамилия, имена, отчества реальных лиц в тексте устранены, и вместо
них в ломаных скобках пишется <фамилия, имя, отчество>. Исключение
составляют имена собственные, существенно важные для понимания текста.
Например, А - А-а-а... Это, Восстание это чё?.. Б - А Восстаний вот одину
нас он сын, сын первого секретаря, поэтому Ананенко Восстаний, был..
Примечания, содержащие комментарии невербального поведения
л
говорящих, даются в ломаных скобках и выделяются курсивом <смеётся>,
<прицокивает>. Также в ломаных скобках формулой «так в речи
информанта!» поясняются те необычные формы, сочетания слов,
неожиданные синтаксические конструкции, которые могут вызвать у
читателя сомнения в точности воспроизведения речевых явлений:
Я педучилище заканчивала Иркутске <так в речи информанта!>.
* * *
Авторы-составители выражают благодарность членам лаборатории
эколингвистики Института филологии и массовых коммуникаций, а также
студентам, предоставившим материалы записей живой разговорной речи.
6
Стр.8
СО Д Е РЖА Н И Е
Предисловие.......................................................................................................... 3
ТЕКСТЫ
I. РЕЧЬ МОЛОДЁЖИ
1. Школьная жизнь......................................................................................... 7
2. Летний отдых, семья................................................................................. 9
3. Как живёт семья........................................................................................ 11
4. О себе и планах на будущее...................................................................... 14
5. О Гусиноозёрске........................................................................................ 17
6. О чтении, жаргоне и мате.......................................................................... 18
7. О круге чтения............................................................................................ 19
8. Про дом и семью........................................................................................ 21
9. О стилягах, чуваках и прочих................................................................. 23
10. На кухне студенческого общежития....................................................... 24
11. Впечатления первокурсников: филолога, юриста и маркшейдера..... 26
12. Разговор студенток-журналисток.......................................................... 29
13. Воспоминания о студенческих годах.................................................... 31
14. Интервью со студентом, учащимся в Англии....................................... 33
15. Беседа в кафе о политике........................................................................ 37
16. Про ужастики и саспенс.......................................................................... 39
17. Про хоррор и компьютерные игры......................................................... 41
18. У кого стоит брать автографы................................................................. 44
19. Как попасть на крышу............................................................................. 46
20. Ванильные люди...................................................................................... 49
II. РЕЧЬ ЛЮДЕЙ СРЕДНЕГО И ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
Речь людей с высшим образованием
21. Диалог через окошечко в операционном отделе офиса....................... 52
22. Дома, на семейной кухне........................................................................ 52
23. О жизни в Гусиноозёрске........................................................................ 55
24. О своей судьбе.......................................................................................... 56
25. О сыновьях................................................................................................. 58
26. О маме....................................................................................................... 59
27. О жизни в своём доме.............................................................................. 59
28. Первый учитель........................................................................................ 61
29. Пчеловодство и мёд.................................................................................. 63
30. Как отличить настоящий мёд.................................................................. 66
31. Про аллергию на мёд и укусы пчел........................................................ 68
32. Моя мама - целительница...................................................................... 69
33. Музыка всегда со мной............................................................................ 70
34. О семье и замужестве.............................................................................. 73
35. О работе судебных приставов................................................................. 76
36. О дочери.................................................................................................... 77
37. Музыкальный руководитель в жизни села............................................ 80
38. О школе, интернате и детях из соседних сел........................................ 82
39. О волках и медведях и рыси рядом с людьми...................................... 84
40. Изобилие ягод и грибов............................................................................ 88
41. Про заготовки на зиму............................................................................. 90
42. О змеях...................................................................................................... 92
43. Что растет в огороде................................................................................. 93
44. Как садить рассаду.................................................................................... 95
45. Про маленьких помощников...............................................................
97
46. Непоседливые внуки................................................................................. 99
47. Про холодный ключ................................................................................. 100
48. О родных и неродной сестре................................................................... 101
49. Четыре сестры.......................................................................................... 102
50. О профессии психолога.......................................................................... 104
51. Про доплатные письма и два слова по -бурятски.................................. 106
52. Про рогатую овцу..................................................................................... 108
53. Картошка и молоко.................................................................................. 109
54. О тех, кто пришел и кто не вернулся с фронта...................................... 111
Стр.384
55. Про первое сентября и тягу к знаниям................................................... 115
56. О детском чтении и словарях................................................................... 114
57. Школа и учителя военного времени....................................................... 115
58. Деревни Красноярского края................................................................... 119
59. Школьные подруги................................................................................... 121
60. Морковь и тыква...................................................................................... 122
61. Про стеклянную избушку........................................................................ 123
62. Встреча одноклассников через сорок лет............................................... 124
63. Судьбы одноклассников после школы................................................... 127
64. О судьбе высланных калмыков................................................................ 130
65. О братских народах................................................................................... 134
66. О Чечне....................................................................................................... 135
67. О гуманитарной помощи и поиске пропавших солдат......................... 137
68. О буднях Комитета солдатских матерей................................................. 139
69. О подарках солдатам в горячих точках................................................... 141
70. О патриотическом воспитании................................................................ 143
71. О помощи Комитета солдатских матерей............................................... 145
72. О трудностях работы................................................................................ 147
73. Мама занята работой................................................................................. 150
74. Я отвечаю за всё........................................................................................ 153
Речь людей, малограмотных и имеющих среднее образование
75. Усть-баргузинская бабушка................................................................... 156
76. Жизненные принципы............................................................................ 159
77. Разговор на улице Усть-Баргузина........................................................ 161
78. Знакомство с «комендантом» Усть-Баргузина..................................... 162
79. Чаепитие в Усть-Баргузине. Разговор первый.................................... 164
80. Чаепитие в Усть-Баргузине. Разговор второй....................................... 165
81. Чаепитие в Усть-Баргузине. Разговор третий...................................... 170
82. Про здоровье............................................................................................. 173
83. О студентах и студенческой жизни........................................................ 176
84. О картошке и стриженой собаке............................................................. 179
85. Про постройки, ревень и черемшу......................................................... 180
86. По мастерскую внучки............................................................................. 182
87. Разговор с начитанной бабушкой............................................................ 183
88. Фазенда и флигель..................................................................................... 185
89. Про благоустройство отдельного дома.................................................. 186
90. Мнение о нынешней политике................................................................ 188
91. Из истории Баргузина............................................................................... 189
92. Рассказ любящей бабушки...................................................................... 192
93. Рассказ о большой семье......................................................................... 194
94. О быте деревенской жизни....................................................................... 197
95. Рассказ о получении квартиры................................................................ 200
III. БЕСЕДА ЛЮДЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА
96. Разговор по телефону студентки с мамой.............................................. 202
97. Разговор по телефону о праздниках и подготовке к ним...................... 206
98. Разговор студенток с мамой по скайпу................................................... 208
99. В дороге за выпивкой................................................................................ 211
IV. РУССКАЯ РЕЧЬ БУРЯТ-БИЛИНГВОВ
100. О службе в армии и имени Рембо......................................................... 213
101. О различиях в бурятском произношении............................................. 215
102. О работе на угольном конвейере......................................................... 216
103. Про лето в бурятской деревне............................................................... 219
104. О поездках на малую родину................................................................ 220
105. О ламе - знакомом семьи...................................................................... 223
106. Об имени Софья..................................................................................... 223
107. Кухонные разговоры на разные темы................................................ 224
108. Про старого волка................................................................................... 228
109. О трудной судьбе родителей................................................................. 229
110. Про отца................................................................................................. 231
ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................................................................... 234
Стр.385