Чарыкова Воронеж Издательский дом ВГУ 2015 1 Утверждено научно-методическим советом филологического факультета от 19 октября 2015 года, протокол № 1 Рецензент – доц. <...> Л. В. Рыбачева Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре общего языкознания и стилистики филологического факультета Воронежского государственного университета. <...> Рекомендовано для студентов дневных, вечерних и заочных отделений филологических факультетов университетов. <...> Все ли названия одинаково быстро приходят вам в голову? <...> А теперь перечислите названия пальцев на ноге. <...> Можно ли считать знаками следующие предметы: а) денежные купюры; б) номерок за сдаваемую в гардероб верхнюю одежду; в) серьгу в ухе; г) авторучку в нагрудном кармане пиджака? <...> Определите, какие звуки и слова получатся, если первый звук в следующих словах произнести: а) без напряжения голосовых связок – зову, бар, ваза, дело, жаль, густ; б) с опущенной нёбной занавеской – бак, бал, боль, дог, доска, дочь; в) с поднятой верхней частью спинки языка – воз, ваза, суда, лот, мать, лук, саду. <...> I. а) лабиализация, б) верхний подъём гласного, в) передний ряд гласного; II. а) мягкость согласного, б) назализация согласного, в) звонкость согласного, г) глухость согласного, д) твёрдость согласного. <...> Какие получатся слова, если: а) в словах год, вон, голос, бар, злой, жить первый согласный произнести без участия голосовых связок; б) в словах боль, било, бел, байка, дам, дочка, дядя первый согласный произнести с участием носовой полости (с опущенной нёбной занавеской); в) в словах мать, рад, томный, сок, бодро, тук, лук первый согласный произнести с участием средней спинки языка (приподнимающейся к твёрдому нёбу); г) в словах корь, дуб, тень, тело, крен, панты первый согласный произнести как щелевой, а не как смычный. <...> Определите и произнесите русские звуки, имеющие следующие артикуляционные признаки: а) гласный заднего ряда, среднего подъёма, лабиализованный; б) гласный среднего ряда, верхнего подъёма <...>
Практикум_по_курсу_Введение_в_языкознание.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ПРАКТИКУМ
по курсу «Введение в языкознание»
Учебно-методическое пособие для вузов
Составитель
О. Н. Чарыкова
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2015
1
Стр.1