Е. А. Дергач
С. К. Рябинина
ухоД из СпоРтА:
пРичины и оСобЕнноСти
Монография
Институт физической культуры, спорта и туризма
Стр.1
Министерство образования и науки Российской Федерации
Сибирский федеральный университет
Е. А. Дергач, С. К. Рябинина
УХОД ИЗ СПОРТА:
ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ
Монография
КрасноярсК
сФУ
2012
Стр.2
УДК 796. 07
ББК 75. 4
Р е ц е н з е н т ы: Г. В. Барчукова, д-р пед. наук, проф. Каф. теории
и методики индивидуально-игровых видов спорта Российского государственного
университета физической культуры, спорта и туризма, засл. работник
высшей школы РФ;
Д. А. Завьялов, д-р пед. наук, проф. каф. борьбы Института физической
культуры, спорта и здоровья им. И. Ярыгина ГБОУ ВПО «Красноярский
государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Дергач, Е. А.
Д36 Уход из спорта: причины и особенности : монография /
Е. А. Дергач, С. К. Рябинина. – Красноярск. – Сиб. федер. ун-т. –
2012. –176 с.
ISBN 978-5-7638-2386-5
На основании исследования авторов в монографии раскрываются
основные причины преждевременного ухода из спорта спортсменов юношеского
возраста.
Представленные аналитические материалы будут интересны и необходимы
тренерам, работающим с начальным звеном и со взрослыми спортсменами.
Предназначена
тренерам, работающим в системе вузовского спорта,
педагогам-организаторам, слушателям курсов повышения квалификации
и всем специалистам, заинтересованным в сохранении контингента занимающихся
различными видами спорта.
УДК 796. 07
ББК 75. 4
ISBN 978-5-7638-2386-5
© Сибирский федеральный
университет, 2012
Стр.3
ОглАвлЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ........................................................................................... 5
Глава 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОЦЕССА ПЕРЕХОДА
ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ И ИХ АДАПТАЦИЯ В
СПОРТЕ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ ................................... 12
1.1. Периодизация юношеского возраста .................................... 12
1.1.1. Ранняя юность, или старший школьный возраст ....................14
1.1.3. Переход к ранней зрелости .........................................................16
1.2. Спортивный талант и общий стаж занятий спортом ............17
1.3. Особенности выбора профессии юными спортсменами ...... 26
1.4. Сложности адаптации юных спортсменов в спорте высших
достижений ................................................................... 28
1.5. Организация учебной и спортивной деятельности в период
обучения в вузе ............................................................ 30
Глава 2. ФаКТорЫ УХоДа ИЗ сПорТа ................................................... 34
2.1. Причины ухода из спорта юношей, не попавших в сборные
команды ......................................................................... 38
2.2. Причины ухода из спорта юношей, попавших в сборные
команды ......................................................................... 49
2.3. Основные причины завершения спортивной карьеры ..........55
ГлАВА 3. основнЫЕ ПрИЧИнЫ УХоДа сПорТсМЕнов
ИЗ ЮноШЕсКоГо сПорТа И оБоснованИя УсловИЙ
УсПЕШноГо ПЕрЕХоДа во вЗрослЫЙ сПорТ ......... 62
3.1. Причины ухода спортсменов из спорта в возрасте от 16
до 18 лет ............................................................................... 65
3.2. Причины ухода из спорта спортсменов в возрасте от 19
лет до 21 года........................................................................ 70
3.3. Причины ухода из спорта спортсменов в возрасте от 22
до 25 лет ................................................................................75
3.4. Сравнительный анализ факторов, влияющих на успешность
спортивной карьеры ................................................... 80
Глава 4. влИянИЕ ФИнансовоЙ сосТавляЮЩЕЙ на
сПорТИвнУЮ КарЬЕрУ сПорТсМЕна ................................. 97
4.1. Эффективность работы современной системы финансирования
спортивных школ ................................................ 97
4.2. Последствия недостаточного финансирования занятий
спортом ................................................................................102
Глава 5. ролЬ сЕМЬИ в сПорТИвноЙ КарЬЕрЕ ЮнЫХ сПорТсМЕнов
........................................................................................ 107
3
Стр.4
Введение
5.1. Влияние родителей..............................................................108
5.2. Влияние сестер и братьев ................................................... 111
5.3. Влияние трагических ситуаций в семье ............................. 114
Глава 6. оБУЧЕнИЕ сПорТсМЕнов в ПЕрИоД ИХ ПроФЕссИоналЬнЫХ
ЗаняТИЙ сПорТоМ ......................................116
6.1. Специфика выбора профессии ............................................ 117
6.2. Неспортивный профиль обучения ......................................120
6.3. Спортивный профиль обучения ..........................................122
6.4. Совмещение спортивных и учебных занятий .....................124
Глава 7. АНАлИЗ ПРИЧИН ПРЕЖДЕВРЕМЕННОГО ЗАВЕРШЕНИЯ
СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ
В РАЗлИЧНЫХ ВИДАХ СПОРТА ....................129
7.1. Финансовая нестабильность ............................................... 131
7.2. Наличие травмы, перетренированности .............................132
7.3. Снижение спортивной мотивационной деятельности ........134
7.4. Отсутствие тренера, команды .............................................138
7.5. Трудность совмещения спортивных и учебных занятий
в вузе ...................................................................................140
7.6. Отсутствие возможности смены вида спорта (переход
в другой вид спорта) ...........................................................142
7.7. Отсутствие результата после перехода из юниоров во
взрослый спорт .................................................................... 143
ЗаКлЮЧЕнИЕ .............................................................................................. 147
БИБлИоГраФИЧЕсКИЙ сПИсоК ............................................................. 149
4
Стр.5
Введение
ввЕДЕНИЕ
Влияние спорта на общественную жизнь и политики на жизнь
спортивную оставалось неизменно значимым на протяжении всей советской
истории [148]. Значительная роль воспитания молодого поколения
нашей страны принадлежит спорту. Развитие юношеского
спорта в Советском Союзе считалось делом большой государственной
важности. Спортивные занятия с детьми, подростками, юношами и
девушками стали составной частью их всестороннего и гармоничного
развития [198]. В спортивных школах и спортивных секциях общеобразовательных
школ занимались сотни тысяч детей, подростков, юношей
и девушек.
Основу физического воспитания в СССР составлял Всесоюзный
комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО). Он состоял из трех
ступеней. Ступень комплекса «Будь готов к труду обороне СССР»
(БГТО) была рассчитана на школьников 14–15 лет. Она ставила задачу
укрепления здоровья школьников и вовлечения их в систематические
занятия физической культурой и спортом. Первая ступень комплекса
ГТО (ГТО – I) была рассчитана на юношей и девушек в возрасте 16–
18 лет и ей соответствовало определенное количество нормативов из
различных видов спорта: гимнастики, лыжных гонок, плавания, легкой
атлетики, велокросса, стрельбы. Вторая ступень комплекса ГТО
была установлена для взрослых физкультурников в возрасте 19 лет и
старше. В основном она содержала те же нормативы, что и первая ступень,
но с более высокими требованиями, соответствующими возможностям
взрослых людей. Новый комплекс отличался от всех прежних
тем, что оценка результатов производилась по очкам, набранным сдающими
нормы комплекса в соревнованиях. Чтобы получить значок,
надо было набрать за выполнение 7 норм, в общей сложности – 175
очков [218].
Также образовывались спортивные общества – добровольные
массовые общественные объединения трудящихся и учащейся молодёжи,
нацеленные на развитие физической культуры, спорта и туризма.
В 1975 г. действовало 7 Всесоюзных спортивных обществ – «Буревестник»,
«Водник», «Динамо», «Зенит», «локомотив», «Спартак», «Трудовые
резервы». Существовало 30 республиканских добровольных
спортивных обществ, 15 объединяющих коллективы физической культуры
промышленных и других предприятий, крупнейшие – «Труд» в
РСФСР, «Авангард» в УССР, а также, 15 сельских, крупнейшие – «Урожай»
в РСФСР, «Колос» в УССР. 32 спортивных общества являлись
5
Стр.6
Введение
профсоюзными. Физкультурно-спортивную работу в системе ДОСААФ
СССР осуществляли спортивно-технические клубы, в Вооруженных
Силах – армейские спортклубы (крупнейший – ЦСКА) [216].
«Массовость плюс мастерство» – это был девиз созданного в
1957 г. студенческого спортивного общества «Буревестник», призванного
усилить всю физкультурную и спортивную работу среди студентов,
аспирантов, представителей профессорско-преподавательского
состава и сотрудников, а также членов их семей. Задача организации
состояла в том, чтобы всю практическую деятельность направить на
обеспечение более успешной работы по подготовке в вузах специалистов
для народного хозяйства страны и одновременно на проведение
широкого комплекса мероприятий по оздоровлению студенчества,
прикладной подготовке и совершенствованию мастерства студентовспортсменов.
Было престижно и почетно выступать за какое-либо
общество. Кроме того, это давало спортсмену социальную защищенность
[217].
Следуя своему лозунгу, ВССО «Буревестник» развивало как массовый
спорт (общество имело 1,5 млн членов, а занятия во всех
спортивных секциях были бесплатными), так и спорт высших достижений.
В
1961 г. студенты СССР впервые завоевали первое место на Всемирной
универсиаде. С тех пор и до конца 80-х гг. прошлого века советская
команда не опускалась ниже 3-го общекомандного места на
этих соревнованиях [217].
В 1973 г. Всемирная универсиада проводилась в Москве, и это
был единственный раз. Она закончилась полным триумфом сборной
СССР, которая опередила сборную США (второе место) по общему
количеству медалей почти в три раза, а по количеству золотых – более
чем в 5 раз. Для того чтобы обеспечить полный «разгром американцев»
в Москве, в «студенты» были временно зачмслены практически
все сильнейшие спортсмены страны в возрасте до 28 лет
(в том числе – из ЦСКА, «Динамо» и других спортивных обществ)
[216].
Однако и в самом «Буревестнике» за его тридцатилетнюю историю
была воспитана целая плеяда великих спортсменов – чемпионов
Олимпийских игр, мира, Европы и СССР. Выдающие спортивные достижения
показывали известные нам: л. латынина, В. Муратов (гимнастика);
В. Брумель, И. Тер-Ованесян, В. Борзов (лёгкая атлетика);
л. Скобликова, л. Титова (конькобежный спорт); А. Медведь (вольная
борьба); В. Смыслов, Н. Гаприндашвили (шахматы) и другие. Всесоюз6
Стр.7
Введение
ное спортивное студенческое общество «Буревестник» просуществовало
30 лет. В 1987 году, в начале «горбачёвской» перестройки, ВССО
«Буревестник» (и его материально-техническая база) вновь были переданы
в систему Центрального комитета профсоюзов. К этому времени
международное молодёжное движение «распалось» на отдельные «неполитические»
течения, а всемирные универсиады «отошли в тень»
Олимпийских игр. А вскоре на повестку дня мировой политики был
поставлен вопрос о существовании самого СССР [216; 217].
После распада СССР в декабре 1991 г. по инициативе спортивной
общественности России был проведён внеочередной съезд профсоюзных
спортивных организаций бывших республик СССР. Цель его была
одна: поддержать и укрепить спортивные связи, сложившиеся между
республиками за долгие десятилетия, сохранить накопившийся опыт
профсоюзной спортивной работы [184].
Основной формой подготовки спортивных резервов в постсоветской
России являлась сложившаяся и проверенная система разнообразных
детско-юношеских спортивных учреждений и соревнований,
истоки которой уходят своими корнями в историю отечественной школы
спорта 30-х гг. ХХ века [222]. Главным звеном в этой системе выступали
спортивные школы разных профилей.
Глубокие изменения в социально-экономической, политической
и культурной сферах российского общества в конце 80- начале
90-х гг. оказали существенное влияние и на физкультурноспортивное
движение страны, в том числе на систему клубной
физкультурно-спортивной работы. Вследствие недостаточного финансирования
резко сократилось число спортивных секций, кружков
и клубов. Серьезные изменения коснулись не только материальной
базы и организационной структуры, но также идеологии
спортивных клубов. Ряд форм клубной работы, использовавшейся
в советское время, перестал отвечать требованиям нового времени
и либо утратил свое значение, либо прекратил свое существование
[131].
К середине 1998 г. в России функционировало 4635 спортивных
школ всех типов: специализированные детско-юношеские спортивные
школы олимпийского резерва (СДЮСШОР), школы высшего спортивного
мастерства (ШВСМ), училища олимпийского резерва (УОР),
детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), школы-интернаты
спортивного профиля (ШИСП). Во всех них России занималось
2,5 млн юных спортсменов по олимпийским и неолимпийским видам
спорта [184].
7
Стр.8