Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Уход из спорта: причины и особенности (150,00 руб.)

0   0
Первый авторДергач Е. А.
АвторыРябинина С. К.
ИздательствоСиб. федер. ун-т
Страниц175
ID211820
АннотацияНа основании исследования авторов в монографии раскрываются основные причины преждевременного ухода из спорта спортсменов юношеского возраста. Представленные аналитические материалы будут интересны и необходимы тренерам, работающим с начальным звеном и со взрослыми спортсменами.
Кому рекомендованоПредназначена тренерам, работающим в системе вузовского спорта, педагогам-организаторам, слушателям курсов повышения квалификации и всем специалистам, заинтересованным в сохранении контингента занимающихся различными видами спорта.
ISBN978-5-7638-2386-5
УДК796.07
ББК75.4
Дергач, Е. А. Уход из спорта: причины и особенности : монография / С. К. Рябинина; Е. А. Дергач .— Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2012 .— 175 с. — ISBN 978-5-7638-2386-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/211820 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

С. К. Рябинина уход из спорта: причины и особенности На основании исследования авторов в монографии раскрываются основные причины преждевременного ухода из спорта спортсменов юношеского возраста. <...> ISBN 978-5-7638-2386-5 На основании исследования авторов в монографии раскрываются основные причины преждевременного ухода из спорта спортсменов юношеского возраста. <...> Спортивный талант и общий стаж занятий спортом.............17 <...> Причины ухода из спорта юношей, не попавших в сборные команды.. <...> Причины ухода из спорта юношей, попавших в сборные команды.. <...> ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ УХОДА СПОРТСМЕНОВ ИЗ ЮНОШЕСКОГО СПОРТА И ОБОСНОВАНИЯ УСЛОВИЙ УСПЕШНОГО ПЕРЕХОДА ВО ВЗРОСЛЫЙ СПОРТ.......... 62 3.1. <...> Эффективность работы современной системы финансирования спортивных школ.. <...> АНАЛИЗ ПРИЧИН ПРЕЖДЕВРЕМЕННОГО ЗАВЕРШЕНИЯ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СПОРТА.. <...> Отсутствие результата после перехода из юниоров во взрослый спорт.. <...> Спортивные занятия с детьми, подростками, юношами и девушками стали составной частью их всестороннего и гармоничного развития [198]. <...> Следуя своему лозунгу, ВССО «Буревестник» развивало как массовый спорт (общество имело 1,5 млн членов, а занятия во всех спортивных секциях были бесплатными), так и спорт высших достижений. <...> Главным звеном в этой системе выступали спортивные школы разных профилей. <...> К середине 1998 г. в России функционировало 4635 спортивных школ всех типов: специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), училища олимпийского резерва (УОР), детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), школы-интернаты спортивного профиля (ШИСП). <...> После распада СССР, несмотря на экономические и финансовые трудности, в России развивались все олимпийские и многие неолимпийские виды спорта, сохраняя во многом прежние традиции. <...> Резкое сокращение государственного финансирования студенческого спорта высших достижений в 1991 – 1993 гг <...>
Уход_из_спорта_причины_и_особенности.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Уход_из_спорта_причины_и_особенности.pdf
Е. А. Дергач С. К. Рябинина ухоД из СпоРтА: пРичины и оСобЕнноСти Монография Институт физической культуры, спорта и туризма
Стр.1
Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет Е. А. Дергач, С. К. Рябинина УХОД ИЗ СПОРТА: ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ Монография КрасноярсК сФУ 2012
Стр.2
УДК 796. 07 ББК 75. 4 Р е ц е н з е н т ы: Г. В. Барчукова, д-р пед. наук, проф. Каф. теории и методики индивидуально-игровых видов спорта Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, засл. работник высшей школы РФ; Д. А. Завьялов, д-р пед. наук, проф. каф. борьбы Института физической культуры, спорта и здоровья им. И. Ярыгина ГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» Дергач, Е. А. Д36 Уход из спорта: причины и особенности : монография / Е. А. Дергач, С. К. Рябинина. – Красноярск. – Сиб. федер. ун-т. – 2012. –176 с. ISBN 978-5-7638-2386-5 На основании исследования авторов в монографии раскрываются основные причины преждевременного ухода из спорта спортсменов юношеского возраста. Представленные аналитические материалы будут интересны и необходимы тренерам, работающим с начальным звеном и со взрослыми спортсменами. Предназначена тренерам, работающим в системе вузовского спорта, педагогам-организаторам, слушателям курсов повышения квалификации и всем специалистам, заинтересованным в сохранении контингента занимающихся различными видами спорта. УДК 796. 07 ББК 75. 4 ISBN 978-5-7638-2386-5 © Сибирский федеральный университет, 2012
Стр.3
ОглАвлЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ........................................................................................... 5 Глава 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОЦЕССА ПЕРЕХОДА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ И ИХ АДАПТАЦИЯ В СПОРТЕ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ ................................... 12 1.1. Периодизация юношеского возраста .................................... 12 1.1.1. Ранняя юность, или старший школьный возраст ....................14 1.1.3. Переход к ранней зрелости .........................................................16 1.2. Спортивный талант и общий стаж занятий спортом ............17 1.3. Особенности выбора профессии юными спортсменами ...... 26 1.4. Сложности адаптации юных спортсменов в спорте высших достижений ................................................................... 28 1.5. Организация учебной и спортивной деятельности в период обучения в вузе ............................................................ 30 Глава 2. ФаКТорЫ УХоДа ИЗ сПорТа ................................................... 34 2.1. Причины ухода из спорта юношей, не попавших в сборные команды ......................................................................... 38 2.2. Причины ухода из спорта юношей, попавших в сборные команды ......................................................................... 49 2.3. Основные причины завершения спортивной карьеры ..........55 ГлАВА 3. основнЫЕ ПрИЧИнЫ УХоДа сПорТсМЕнов ИЗ ЮноШЕсКоГо сПорТа И оБоснованИя УсловИЙ УсПЕШноГо ПЕрЕХоДа во вЗрослЫЙ сПорТ ......... 62 3.1. Причины ухода спортсменов из спорта в возрасте от 16 до 18 лет ............................................................................... 65 3.2. Причины ухода из спорта спортсменов в возрасте от 19 лет до 21 года........................................................................ 70 3.3. Причины ухода из спорта спортсменов в возрасте от 22 до 25 лет ................................................................................75 3.4. Сравнительный анализ факторов, влияющих на успешность спортивной карьеры ................................................... 80 Глава 4. влИянИЕ ФИнансовоЙ сосТавляЮЩЕЙ на сПорТИвнУЮ КарЬЕрУ сПорТсМЕна ................................. 97 4.1. Эффективность работы современной системы финансирования спортивных школ ................................................ 97 4.2. Последствия недостаточного финансирования занятий спортом ................................................................................102 Глава 5. ролЬ сЕМЬИ в сПорТИвноЙ КарЬЕрЕ ЮнЫХ сПорТсМЕнов ........................................................................................ 107 3
Стр.4
Введение 5.1. Влияние родителей..............................................................108 5.2. Влияние сестер и братьев ................................................... 111 5.3. Влияние трагических ситуаций в семье ............................. 114 Глава 6. оБУЧЕнИЕ сПорТсМЕнов в ПЕрИоД ИХ ПроФЕссИоналЬнЫХ ЗаняТИЙ сПорТоМ ......................................116 6.1. Специфика выбора профессии ............................................ 117 6.2. Неспортивный профиль обучения ......................................120 6.3. Спортивный профиль обучения ..........................................122 6.4. Совмещение спортивных и учебных занятий .....................124 Глава 7. АНАлИЗ ПРИЧИН ПРЕЖДЕВРЕМЕННОГО ЗАВЕРШЕНИЯ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В РАЗлИЧНЫХ ВИДАХ СПОРТА ....................129 7.1. Финансовая нестабильность ............................................... 131 7.2. Наличие травмы, перетренированности .............................132 7.3. Снижение спортивной мотивационной деятельности ........134 7.4. Отсутствие тренера, команды .............................................138 7.5. Трудность совмещения спортивных и учебных занятий в вузе ...................................................................................140 7.6. Отсутствие возможности смены вида спорта (переход в другой вид спорта) ...........................................................142 7.7. Отсутствие результата после перехода из юниоров во взрослый спорт .................................................................... 143 ЗаКлЮЧЕнИЕ .............................................................................................. 147 БИБлИоГраФИЧЕсКИЙ сПИсоК ............................................................. 149 4
Стр.5
Введение ввЕДЕНИЕ Влияние спорта на общественную жизнь и политики на жизнь спортивную оставалось неизменно значимым на протяжении всей советской истории [148]. Значительная роль воспитания молодого поколения нашей страны принадлежит спорту. Развитие юношеского спорта в Советском Союзе считалось делом большой государственной важности. Спортивные занятия с детьми, подростками, юношами и девушками стали составной частью их всестороннего и гармоничного развития [198]. В спортивных школах и спортивных секциях общеобразовательных школ занимались сотни тысяч детей, подростков, юношей и девушек. Основу физического воспитания в СССР составлял Всесоюзный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО). Он состоял из трех ступеней. Ступень комплекса «Будь готов к труду обороне СССР» (БГТО) была рассчитана на школьников 14–15 лет. Она ставила задачу укрепления здоровья школьников и вовлечения их в систематические занятия физической культурой и спортом. Первая ступень комплекса ГТО (ГТО – I) была рассчитана на юношей и девушек в возрасте 16– 18 лет и ей соответствовало определенное количество нормативов из различных видов спорта: гимнастики, лыжных гонок, плавания, легкой атлетики, велокросса, стрельбы. Вторая ступень комплекса ГТО была установлена для взрослых физкультурников в возрасте 19 лет и старше. В основном она содержала те же нормативы, что и первая ступень, но с более высокими требованиями, соответствующими возможностям взрослых людей. Новый комплекс отличался от всех прежних тем, что оценка результатов производилась по очкам, набранным сдающими нормы комплекса в соревнованиях. Чтобы получить значок, надо было набрать за выполнение 7 норм, в общей сложности – 175 очков [218]. Также образовывались спортивные общества – добровольные массовые общественные объединения трудящихся и учащейся молодёжи, нацеленные на развитие физической культуры, спорта и туризма. В 1975 г. действовало 7 Всесоюзных спортивных обществ – «Буревестник», «Водник», «Динамо», «Зенит», «локомотив», «Спартак», «Трудовые резервы». Существовало 30 республиканских добровольных спортивных обществ, 15 объединяющих коллективы физической культуры промышленных и других предприятий, крупнейшие – «Труд» в РСФСР, «Авангард» в УССР, а также, 15 сельских, крупнейшие – «Урожай» в РСФСР, «Колос» в УССР. 32 спортивных общества являлись 5
Стр.6
Введение профсоюзными. Физкультурно-спортивную работу в системе ДОСААФ СССР осуществляли спортивно-технические клубы, в Вооруженных Силах – армейские спортклубы (крупнейший – ЦСКА) [216]. «Массовость плюс мастерство» – это был девиз созданного в 1957 г. студенческого спортивного общества «Буревестник», призванного усилить всю физкультурную и спортивную работу среди студентов, аспирантов, представителей профессорско-преподавательского состава и сотрудников, а также членов их семей. Задача организации состояла в том, чтобы всю практическую деятельность направить на обеспечение более успешной работы по подготовке в вузах специалистов для народного хозяйства страны и одновременно на проведение широкого комплекса мероприятий по оздоровлению студенчества, прикладной подготовке и совершенствованию мастерства студентовспортсменов. Было престижно и почетно выступать за какое-либо общество. Кроме того, это давало спортсмену социальную защищенность [217]. Следуя своему лозунгу, ВССО «Буревестник» развивало как массовый спорт (общество имело 1,5 млн членов, а занятия во всех спортивных секциях были бесплатными), так и спорт высших достижений. В 1961 г. студенты СССР впервые завоевали первое место на Всемирной универсиаде. С тех пор и до конца 80-х гг. прошлого века советская команда не опускалась ниже 3-го общекомандного места на этих соревнованиях [217]. В 1973 г. Всемирная универсиада проводилась в Москве, и это был единственный раз. Она закончилась полным триумфом сборной СССР, которая опередила сборную США (второе место) по общему количеству медалей почти в три раза, а по количеству золотых – более чем в 5 раз. Для того чтобы обеспечить полный «разгром американцев» в Москве, в «студенты» были временно зачмслены практически все сильнейшие спортсмены страны в возрасте до 28 лет (в том числе – из ЦСКА, «Динамо» и других спортивных обществ) [216]. Однако и в самом «Буревестнике» за его тридцатилетнюю историю была воспитана целая плеяда великих спортсменов – чемпионов Олимпийских игр, мира, Европы и СССР. Выдающие спортивные достижения показывали известные нам: л. латынина, В. Муратов (гимнастика); В. Брумель, И. Тер-Ованесян, В. Борзов (лёгкая атлетика); л. Скобликова, л. Титова (конькобежный спорт); А. Медведь (вольная борьба); В. Смыслов, Н. Гаприндашвили (шахматы) и другие. Всесоюз6
Стр.7
Введение ное спортивное студенческое общество «Буревестник» просуществовало 30 лет. В 1987 году, в начале «горбачёвской» перестройки, ВССО «Буревестник» (и его материально-техническая база) вновь были переданы в систему Центрального комитета профсоюзов. К этому времени международное молодёжное движение «распалось» на отдельные «неполитические» течения, а всемирные универсиады «отошли в тень» Олимпийских игр. А вскоре на повестку дня мировой политики был поставлен вопрос о существовании самого СССР [216; 217]. После распада СССР в декабре 1991 г. по инициативе спортивной общественности России был проведён внеочередной съезд профсоюзных спортивных организаций бывших республик СССР. Цель его была одна: поддержать и укрепить спортивные связи, сложившиеся между республиками за долгие десятилетия, сохранить накопившийся опыт профсоюзной спортивной работы [184]. Основной формой подготовки спортивных резервов в постсоветской России являлась сложившаяся и проверенная система разнообразных детско-юношеских спортивных учреждений и соревнований, истоки которой уходят своими корнями в историю отечественной школы спорта 30-х гг. ХХ века [222]. Главным звеном в этой системе выступали спортивные школы разных профилей. Глубокие изменения в социально-экономической, политической и культурной сферах российского общества в конце 80- начале 90-х гг. оказали существенное влияние и на физкультурноспортивное движение страны, в том числе на систему клубной физкультурно-спортивной работы. Вследствие недостаточного финансирования резко сократилось число спортивных секций, кружков и клубов. Серьезные изменения коснулись не только материальной базы и организационной структуры, но также идеологии спортивных клубов. Ряд форм клубной работы, использовавшейся в советское время, перестал отвечать требованиям нового времени и либо утратил свое значение, либо прекратил свое существование [131]. К середине 1998 г. в России функционировало 4635 спортивных школ всех типов: специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), училища олимпийского резерва (УОР), детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), школы-интернаты спортивного профиля (ШИСП). Во всех них России занималось 2,5 млн юных спортсменов по олимпийским и неолимпийским видам спорта [184]. 7
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.