Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Стилистика русского научного дискурса : учебное пособие. Для студентов нелингвистических специальностей. Магистратура (190,00 руб.)

0   0
Первый авторГребенюк Н. И.
АвторыГусаренко С. В.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц179
ID578766
АннотацияПособие соответствует требованиям ФГОС ВО, призвано способствовать изучению стилистики русского научного дискурса как лингвокогнитивной сущности, содержательно интегрирующей научную картину мира, научный текст, научную коммуникацию на русском языке, овладению методологией и методикой научного исследования как основой сущностного анализа и проникновения в целостность объекта исследования, в его возникновение, становление и развитие, осуществлению научного познания, направленного на научное обоснование содержания исследования, научное творчество. Предназначено для студентов нелингвистических специальностей, обучающихся по программам магистратуры.
Кому рекомендованоПредназначено для студентов нелингвистических специальностей, обучающихся по программам магистратуры
УДК811.161.1
ББК81-5
Гребенюк, Н. И. Стилистика русского научного дискурса : учебное пособие. Для студентов нелингвистических специальностей. Магистратура / С. В. Гусаренко; Н. И. Гребенюк .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2015 .— 179 с. — URL: https://rucont.ru/efd/578766 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Пособие соответствует требованиям ФГОС ВО, призвано способствовать изучению стилистики русского научного дискурса как лингвокогнитивной сущности, содержательно интегрирующей научную картину мира, научный текст, научную коммуникацию на русском языке; овладению методологией и методикой научного исследования как основой сущностного анализа и проникновения в целостность объекта исследования, в его возникновение, становление и развитие; осуществлению научного познания, направленного на научное обоснование содержания исследования, научное творчество. <...> УДК 811.161.1 (075.8) ББК 81-5 я73 © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2015 ПРЕДИСЛОВИЕ Главным научно обоснованным содержанием лекционного курса является изучение стилистики русского научного дискурса как лингвокогнитивной сущности, содержательно интегрирующей научную картину мира, научный текст, научную коммуникацию на русском языке. <...> Содержание пособия «Стилистика русского научного дискурса» для студентов нелингвистических специальностей ориентировано на решение задач, сформулированных Федеральными государственными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС). <...> Студенты, овладевшие ОК-1, должны знать: методологию научного познания; основные понятия теории стилистики русского научного дискурса; лингвокогнитивную сущность русского научного дискурса, включающую науч3 ную картину мира, научный текст и научную коммуникацию; особенности порождения научных текстов в системе русского научного дискурса, его логичность как наличие смысловых, основанных законами логики, связей между последовательными единицами научного текста; логически выверенные научносмысловые конструкты, отражающие движение научной мысли от частного к общему или от общего к частному; уметь: создавать жанрово и содержательно адекватные тексты научного дискурса; проводить анализ текстов научного дискурса на основе понимания того <...>
Стилистика_русского_научного_дискурса_Учебное_пособие._Для_студентов_нелингвистических_специальностей._Магистратура.pdf
УДК 811.161.1 (075.8) ББК 81-5 я73 Г 79 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: д-р ист. наук, профессор В. В. Василенко, д-р филол. наук, профессор В. П. Ходус Г 79 Гребенюк Н. И., Гусаренко С. В. Стилистика русского научного дискурса: учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – 179 с. Пособие соответствует требованиям ФГОС ВО, призвано способствовать изучению стилистики русского научного дискурса как лингвокогнитивной сущности, содержательно интегрирующей научную картину мира, научный текст, научную коммуникацию на русском языке; овладению методологией и методикой научного исследования как основой сущностного анализа и проникновения в целостность объекта исследования, в его возникновение, становление и развитие; осуществлению научного познания, направленного на научное обоснование содержания исследования, научное творчество. Предназначено для студентов нелингвистических специальностей, обучающихся по программам магистратуры. УДК 811.161.1 (075.8) ББК 81-5 я73 © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2015
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Главным научно обоснованным содержанием лекционного курса является изучение стилистики русского научного дискурса как лингвокогнитивной сущности, содержательно интегрирующей научную картину мира, научный текст, научную коммуникацию на русском языке. При этом основополагающим является понимание того, что научный дискурс нацелен на получение методологически обоснованного, а потому истинного научного знания. Содержание пособия «Стилистика русского научного дискурса» для студентов нелингвистических специальностей ориентировано на решение задач, сформулированных Федеральными государственными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС). Цели курса: − формирование ответственного отношения к родному языку как языку российской науки, защита и развитие научной языковой культуры российского народа в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О государственном языке Российской Федерации» от 1 июня 2005 года № 53-ФЗ; − приобретение необходимой теоретической подготовки и практических навыков в структурном, коммуникативном и когнитивном анализе русского научного текста; формирование навыков и умений производства и восприятия научных текстов различного функционального назначения для обеспечения успешной профессиональной деятельности; − приобретение знаний о структуре и разновидностях научного дискурса в его взаимодействии с социальными, культурноисторическими, психологическими и другими факторами, необходимыми для исследовательского поиска, формулировки новых исследовательских задач и их научно обоснованных решений. Содержание пособия направлено на формирование компетенций: общекультурной (ОК-1), общепрофессиональной (ОПК1), профессиональной (ПК-2). Студенты, овладевшие ОК-1, должны знать: методологию научного познания; основные понятия теории стилистики русского научного дискурса; лингвокогнитивную сущность русского научного дискурса, включающую науч3
Стр.3
ную картину мира, научный текст и научную коммуникацию; особенности порождения научных текстов в системе русского научного дискурса, его логичность как наличие смысловых, основанных законами логики, связей между последовательными единицами научного текста; логически выверенные научносмысловые конструкты, отражающие движение научной мысли от частного к общему или от общего к частному; уметь: создавать жанрово и содержательно адекватные тексты научного дискурса; проводить анализ текстов научного дискурса на основе понимания того, что научная статья (диссертация, доклад) должна являть собою не только результат научного творчества, но также быть структурно организованным, логически завершенным текстом. владеть: компетенциями в области культуры русского научного дискурса и написании магистерской диссертации как формы представления научного знания, полученного в результате научного исследования; навыками организации и проведения научной коммуникации в процессе защиты выпускной магистерской диссертации. Студенты, овладевшие ОПК-1, должны знать: основы современной научной коммуникации в области их профессиональной деятельности; основы коммуникации в науке как сложной системы познания и познавательной деятельности; уметь: определять онтологический (связанный с сущностью объекта научного познания), гносеологический (связанный с научным обоснованием предмета исследования), методологический (связанный с методологией и методами исследования объекта исследования) и функциональный (связанный с использованием результатов исследования объекта познания) аспекты исследования в условиях научной коммуникации; владеть: навыками построения текста в научной коммуникации, который получает предельно широкую трактовку как знаковосимволическая форма представления научного знания Студенты, овладевшие ПК-2, должны знать: характеристики содержания магистерской диссертации: научность, уникальность, неповторимость и практическую значимость выводов; исследовательский материал как научную основу диссертации, включающий описание малоисследованных 4
Стр.4
явлений научного знания: систематизацию исходных предпосылок научного исследования, весь его ход и полученные результаты, описание научных фактов, их всесторонний анализ, рассмотрение типичных ситуаций, обсуждение имеющихся альтернатив; уметь: обосновывать тему магистерской диссертации, исходя из знания о том, что в зависимости от направленности исследования и характера решаемых задач выделяют три типа магистерских диссертаций: теоретический, методологический и историографический исследования; осуществлять научное познание, направленное на научно обоснованную тему исследования, на научное творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение и научное обоснование оригинальных, востребованных современной экономикой знания, идей; владеть: методологией и методами научно-теоретического и практико-прагматического исследования; сущностной основой проведения магистерского исследования как научным приближением и формулированием объективно истинного знания; методологией и методикой научного исследования как основой сущностного анализа и проникновения в целостность объекта исследования, в его возникновение, становление и развитие. 5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие……………………………………………… 3 Введение …………………………………………………. 6 1. Русский научный дискурс: стилистика дискурса……. 15 2. Лингвокогнитивная сущность русского научного дискурса…………………………………………………… 41 3. Научный текст в системе русского научного дискурса 63 4. Системная организация научного текста на смысловом, содержательном и структурном уровнях…………. 82 5. Научная коммуникация на русском языке в системе русского научного дискурса…………………………….. 99 6. Жанрово-стилистические особенности русского научного дискурса. Научная статья как жанр научного дискурса……………………………………………………. 119 7. Магистерская диссертация как жанр научного дискурса…………………………………………………… 136 8. Когнитивные основы формирования научного текста магистерской диссертации……………………………….. 162 Приложение………………………………………………. 172 178
Стр.178

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ