№ 2 Х.И. Мальсагова, асп. кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова* ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Н.И. <...> КАРЕЕВА Теория и методология социологии Н.И. Кареева опираются на переосмысленные принципы позитивизма, а также на авторское восприятие основ социально-духовной и циклической научной теории. <...> Автор утверждает, что Н.И. Кареев понимает социологию как интегральную науку о человеке и обществе, об их соотношении при приоритете первого, что сближает концепцию последнего с современными культурологическими подходами. <...> Kareev’s sociology relies on the rethinking principles of positivism, as well as the author’s perception of the social-spiritual and cyclic scientific theories. <...> Kareev understands sociology as an integrated science of man and society, and their relationship with the priority of man, which brings him together to modern cultural approach. <...> Поиски современной социологией новых способов осмысления человека в его взаимосвязи с обществом и культурой заставляют обращаться к опыту становления социологической мысли в России, что ценно по ряду причин: 1) исследование альтернативных социологических идей позволяет расширить границы методологии; 2) существующее на практике изменение общественных и индивидуальных ценностей заставляет пересматривать устоявшиеся социологические взгляды путем обращения к истории социологии. <...> В этой связи обращение к классике социологической мысли, в частности к наследию Николая Ивановича Кареева (1850—1931) как к социальной философии, рефлексирующей в границах идейно-теоретического поля позитивизма1, позволяет выявить особенности социологических подходов к различным вопросам в момент зарождения русской социологической школы. <...> Необходимо предварительно отметить, что субъективизм выступает в творчестве Н.И. Кареева наравне с позитивизмом в качестве теоретико-методологической установки, в соответствии с которой ∗ Мальсагова Хава Иссаевна, e-mail: Malsagovakh@gmail.com 1 См. <...> Проблема взаимосвязи государства и общества в философии русского позитивизма <...>