А.В. ВОЛОШИНОВ, Н.В. РЯЗАНОВА ЧИСЛО В БИБЛИИ И У ДОСТОЕВСКОГО Обсуждается выдающаяся роль тернарных и кватерниорных структур в мироздании и мировой культуре, приводятся аргументы, проясняющие эту роль. <...> Рассматривается символика и семантика чисел три и четыре в Библии и в творчестве Достоевского. <...> Особое внимание уделено проявлению христианской идеи Троицы в триадных структурах у Достоевского, в частности, в главной общекультурной триаде истины, красоты и добра. <...> Число и культура исло и слово, а точнее, счет и письмо — величайшие изобретения человека, изобретения, с которых начался путь человечества к культуре. <...> Поздняя иудейская традиция пошла еще дальше, утверждая, что буква сакральна сама по себе и бессмертна: можно сжечь свиток, но буквы неуничтожимы. <...> Число становится образом мира и важнейшим элементом мифопоэтических систем, а также средством для преодоления деструктивных хаотических тенденций и установления отношений порядка в картине мироздания. <...> Таким образом, число указало путь от Хаоса к Космосу. <...> Так называемые «особые» числа, с одной стороны, являющиеся количественными показателями в системе счета, но с другой, выступающие качественными характеристиками героев, ландшафта, предмета, обста6/2010 новки, способа действия, — неизменно обнаруживаются в мифологических повествованиях и ритуальной практике, философии и искусстве, мировоззрении и народных обычаях любого народа. <...> Вершиной триадного мифопоэтического космоса стал христианский символ веры Святая Троица: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух. <...> Тернарные структуры лежат в основе организации универсума: трехмерное пространство Вселенной (в быту это три координаты геометрического пространства длина—ширина—высота), троичное представление времени (прошлое—настоящее—будущее), триада динамической целостности (возникновение— развитие—упадок), триада качественных различий (положительное—нейтральное—отрицательное). <...> Это и три <...>