«UT PICTURA POESIS»: ПОЭТИЧЕСКАЯ И ЖИВОПИСНАЯ ЭМБЛЕМА БАРОККО1 В статье рассматривается параллелизм двух видов искусств — поэзии и живописи — в эмблематических книгах эпохи барокко. <...> В художественной культуре барокко эмблема как визуальная метафора сформировала стилевое своеобразие культуры XVI—XVII веков. <...> Эмблема воплощала принцип симультанности — одновременно сосуществовали изображение, сопровождаемое кратким девизом, и текст дидактического или спиритуалистического характера. <...> Эмблема являлась не только орнаментальной «вставкой», предметом инкрустированной графики, но и отражала барочный принцип остроумной игры. <...> Синтез изображения и слова как аллегорический способ толкования мира и экзегетики библейских текстов открывал широкие возможности для эмблематической сигнификации. <...> Барочная книга жанра Picta Poesis Бартелеми Анео «Графическая поэзия. <...> Алхимия» (1552) содержала алхимическую символику, что отражало характер мировоззрения человека эпохи барокко. <...> Тему бренности и суетности всего сущего развивают голландские художники XVII в. в эмблематическом натюрморте. <...> Ключевые слова: Picta Poesis, живописная эмблема, барочная книга, визуальная метафора, нарративная изобразительность, визуальный словарь, эмблематический натюрморт. <...> «Ut pictura poesis»: поэтическая и живописная эмблема барокко П араллелизм двух видов искусств — поэзии и живописи — замечен был античными поэтами. <...> Метафора «Ut pictura poesis» закрепила в истории поэтики и эстетике факт аналогии поэзии и живописи2 . <...> Живопись как пластически-пространственный вид искусства апеллирует к визуальному языку, формирование которого достигается при помощи таких зрительно-пластических элементов, как пространство, объем, цвет, ритм и т. д. <...> Симонид Кеосский (др. греч. Σιμωνίδης), один из значительных греческих поэтов, заметил, что поэзия — живопись в слове, которая «говорит»: «Блестящей антитезы греческого Вольтера, что живопись — немая поэзия, а поэзия — говорящая живопись <...>