Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Обсерватория культуры  / №5 2015

«UT PICTURA POESIS»: ПОЭТИЧЕСКАЯ И ЖИВОПИСНАЯ ЭМБЛЕМА БАРОККО (66,00 руб.)

0   0
Первый авторCахно
Страниц8
ID447059
АннотацияВ статье рассматривается параллелизм двух видов искусств — поэзии и живописи — в эмблематических книгах эпохи барокко. В художественной культуре барокко эмблема как визуальная метафора сформировала стилевое своеобразие культуры XVI—XVII веков. Эмблема воплощала принцип симультанности — одновременно сосуществовали изображение, сопровождаемое кратким девизом, и текст дидактического или спиритуалистического характера. Эмблема являлась не только орнаментальной «вставкой», предметом инкрустированной графики, но и отражала барочный принцип остроумной игры. Готовые эмблемы могли обретать не только чисто пиктографическое значение, но и обладать символическими смыслами. В «Книге эмблем» Андреа Альциати (1531) можно найти словесные картины, иллюстрирующие абстрактные понятия. Синтез изображения и слова как аллегорический способ толкования мира и экзегетики библейских текстов открывал широкие возможности для эмблематической сигнификации. Барочная книга жанра Picta Poesis Бартелеми Анео «Графическая поэзия. Алхимия» (1552) содержала алхимическую символику, что отражало характер мировоззрения человека эпохи барокко. Тему бренности и суетности всего сущего развивают голландские художники XVII в. в эмблематическом натюрморте.
УДК7.034:75.057
Cахно, И.М. «UT PICTURA POESIS»: ПОЭТИЧЕСКАЯ И ЖИВОПИСНАЯ ЭМБЛЕМА БАРОККО / И.М. Cахно // Обсерватория культуры .— 2015 .— №5 .— С. 98-105 .— URL: https://rucont.ru/efd/447059 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

«UT PICTURA POESIS»: ПОЭТИЧЕСКАЯ И ЖИВОПИСНАЯ ЭМБЛЕМА БАРОККО1 В статье рассматривается параллелизм двух видов искусств — поэзии и живописи — в эмблематических книгах эпохи барокко. <...> В художественной культуре барокко эмблема как визуальная метафора сформировала стилевое своеобразие культуры XVI—XVII веков. <...> Эмблема воплощала принцип симультанности — одновременно сосуществовали изображение, сопровождаемое кратким девизом, и текст дидактического или спиритуалистического характера. <...> Эмблема являлась не только орнаментальной «вставкой», предметом инкрустированной графики, но и отражала барочный принцип остроумной игры. <...> Синтез изображения и слова как аллегорический способ толкования мира и экзегетики библейских текстов открывал широкие возможности для эмблематической сигнификации. <...> Барочная книга жанра Picta Poesis Бартелеми Анео «Графическая поэзия. <...> Алхимия» (1552) содержала алхимическую символику, что отражало характер мировоззрения человека эпохи барокко. <...> Тему бренности и суетности всего сущего развивают голландские художники XVII в. в эмблематическом натюрморте. <...> Ключевые слова: Picta Poesis, живописная эмблема, барочная книга, визуальная метафора, нарративная изобразительность, визуальный словарь, эмблематический натюрморт. <...> «Ut pictura poesis»: поэтическая и живописная эмблема барокко П араллелизм двух видов искусств — поэзии и живописи — замечен был античными поэтами. <...> Метафора «Ut pictura poesis» закрепила в истории поэтики и эстетике факт аналогии поэзии и живописи2 . <...> Живопись как пластически-пространственный вид искусства апеллирует к визуальному языку, формирование которого достигается при помощи таких зрительно-пластических элементов, как пространство, объем, цвет, ритм и т. д. <...> Симонид Кеосский (др. греч. Σιμωνίδης), один из значительных греческих поэтов, заметил, что поэзия — живопись в слове, которая «говорит»: «Блестящей антитезы греческого Вольтера, что живопись — немая поэзия, а поэзия — говорящая живопись <...>