АНДРИЙЧУК – профессор кафедры управления ракетными ударами и огнем артиллерии Михайловской военной артиллерийской академии, полковник запаса, доктор военных наук (Санкт-Петербург) V. <...> ГОРЕЛОВ – старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра (по физической подготовке и военно-прикладным видам спорта в Вооруженных Силах Российской Федерации) Военного института физической культуры, полковник запаса, доктор педагогических наук, профессор (Санкт-Петербург) A. <...> И.Н. КАРАВАЕВ – заведующий кафедрой гуманитарных и социальноэкономических дисциплин Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации», полковник запаса, доктор военных наук, доцент (Москва) I. <...> Н.С. КУЖЕКИН – профессор кафедры Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, кандидат философских наук, заслуженный работник высшей школы РФ (Санкт-Петербург) N. <...> Е.В. КУЧИНСКИЙ – начальник управления военного образования – заместитель начальника Главного управления кадров МО РФ, генерал-майор, доктор химических наук, профессор (Москва) Ye. <...> Petersburg) В.С. МИЛЬБАХ – заведующий кафедрой гуманитарных и социальноэкономических дисциплин Михайловской военной артиллерийской академии, полковник запаса, доктор исторических наук, профессор (Санкт-Петербург) V. <...> Дело в том, что идея создания журнала по тематике «военное образование» назревала давно, но возможность его создания долгое время тормозилась по разным причинам. <...> Так что таким боевым составом мы просто обязаны создать интересный, а самое главное, полезный журнал не только для профессорско-преподавательского состава, как планировалось изначально, но и для выпускников военных вузов, а также для любознательного читателя. <...> Это — Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, Военно-медицинская академия им. <...> MINKO Troops are making demands А.Е. ПРИВАЛОВ, А.М. ЗУБАЧЕВ, А.А. ФЕДИРКО Применение деловых игр для формирования <...>
Вестник_военного_образования_№1_2016.pdf
Колонка редактора В НОМЕРЕ:
мер нашего журнала.
И, конечно же, первое, о
Д
чем хотелось бы Вам рассказать,
— это как создавался
журнал.
Дело в том, что идея создания
журнала по тематике «военное
образование» назревала
давно, но возможность его
создания долгое время тормозилась
по разным причинам.
И в прошлом, 2015-м, году по инициативе статс-секретаря —
заместителя Министра обороны РФ Николая Панкова, начальника
Главного управления кадров Министерства обороны РФ
генерал-полковника Виктора Горемыкина и по решению
Министра обороны РФ генерала армии Сергея Шойгу журнал
был официально зарегистрирован.
1 марта 2016 года редакция в составе десяти человек
приступила к созданию первого номера журнала. В основной
состав редакции вошли журналисты и писатели с большим
опытом работы как в военных СМИ, так и в гражданских.
Среди них: два кандидата наук, два заслуженных работника
культуры, шестеро являются участниками боевых действий,
два участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, и
практически каждый имеет государственные и ведомственные
награды. Так что таким боевым составом мы просто обязаны
создать интересный, а самое главное, полезный журнал
не только для профессорско-преподавательского состава, как
планировалось изначально, но и для выпускников военных вузов,
а также для любознательного читателя.
В нашем журнале Вы сможете найти как материалы по общим
вопросам состояния и развития военного образования,
по образовательным технологиям и методикам обучения, так
и очерки о людях, работающих в сфере военного образования,
а также страницы истории и сегодняшней жизни вузов.
Уже сегодня в адрес журнала приходит много интересных
авторских статей. Особенно хочется отметить те вузы, которые
первыми откликнулись на нашу просьбу о подготовке
материалов для первого номера. Это — Военная академия
Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации,
Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, ВУНЦ
Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» и многие
другие военные вузы. Огромное им за это спасибо, ведь
первый номер — это как первенец в семье — событие долгожданное
и волнительное.
Именно поэтому уже с первого номера хотелось бы обратиться
к нашим будущим авторам, чтобы не было тех многочисленных
сокращений текстов нашими редакторами, как
было с уже состоявшимися авторами. Необходимо соблюсти
ряд рекомендаций по подготовке текстов своих материалов.
Дело в том, что чаще всего присылаются материалы, которые
предназначены для узкого круга ученых. Прошу помнить о
том, что наш журнал не научно-методический, а научно-популярный
и мы должны думать обо всех своих читателях, и в
первую очередь о том, чтобы любой материал, написанный
нашими уважаемыми авторами, был понятен как можно более
широкому кругу читателей.
Мы не будем утруждать Вас подробным описанием всех
рекомендаций, но основное, на что хотелось бы обратить внимание
всех будущих авторов нашего издания, — перед тем
как приступать к написанию текста, внимательно ознакомьтесь
с требованиями, предъявляемыми к статьям, они размещены
на нашем сайте.
Будем рады Вашим предложениям и замечаниям.
Главный редактор Александр ДРОБЫШЕВСКИЙ
орогой читатель! Вы держите
в руках первый ноНапутствие
журналу. . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Выпуск-2016 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
В.П. ГОРЕМЫКИН
Настоящие интеллектуалы
еще не перевелись! . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
НАУКА И МЕТОДИКА . . . . . . . . . . . . . . . 15
С.В. ЧВАРКОВ
Учебная нагрузка на преподавателя
и сложность дисциплин . . . . . . . . . . . . . . .16
S.V. CHVARKOV
Training load of lecturers and complexity of disciplines
В.С. ИВАНОВСКИЙ
В приоритете компетентностная модель . . . .23
V.S. IVANOVSKY
The competence pattern as a priority
А.А. МИНКО
Войска предъявляют требования . . . . . . . . .29
A.A. MINKO
Troops are making demands
А.Е. ПРИВАЛОВ, А.М. ЗУБАЧЕВ, А.А. ФЕДИРКО
Применение деловых игр
для формирования управленческой
компетентности выпускников . . . . . . . . . . .37
A.E. PRIVALOV, A.M. ZUBACHEV, A.A. FEDIRKO
How to use simulation games for formation of control competence
of graduates
А.В. КУЗНЕЦОВ, С.А. ПРИВЕТЕНЬ
Из лазерного тира — на поле боя. . . . . . . . .43
A.V. KUZNETSOV, S.A. PRIVETEN'
From the laser shooting gallery to the battlefield
В.И. НЕМКИН
Видеоконференцсвязь —
высокой четкости . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50
V.I. NEMKIN
Videoconferencing of high-definition
В.А. БОЛДИН
Целесообразность включения в систему
подготовки офицеров в учебных
военных центрах дисциплины
«Физическая подготовка» . . . . . . . . . . . . . .56
V.A. BOLDIN
The reasons for inclusion of discipline ‘Physical training’
into officers’ training at educational and military centres
Е.В. ДЖУР
Русский как иностранный . . . . . . . . . . . . . .61
E.V. DZHUR
Russian as a foreign language
2
АВГУСТ 2016 № 1 (1)
Стр.2
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
В.В. НЕСТЕРОВ
Как изыскать нужный временной бюджет? . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
V.V. NESTEROV
How to find the adequate time budget
Н.В. ЗУБРИЦКАЯ
Выпускники об образовательном процессе
в военно-морском институте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
N.V. ZUBRITSKAYА
Graduates about the educational process at naval institutes
ДОВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
А.М. КАСЬЯНОВ
В СВУ назрела проблема «военизации» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
A.M. KASIANOV
At Suvorov military schools there is the problem of "militarisation"
И.В. АГЕЕВА
Формирование информационной культуры суворовцев . . . . . . . . . . 84
I.V. AGEEVA
Formation of information culture of pupils of Suvorov military schools
Л.Ю. МАКСИМОВА
Индивидуальный подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
L.Y. MAXIMOVA
Individual approach
ЛИЧНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
Н.Н. ДРОБЫШЕВСКАЯ
Профессор Налетов: дорогами судьбы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
Ю.М. ЗАЙЦЕВ
С любовью к флотской службе и к ТОВВМУ . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
А.М. СТАСОВСКИЙ
От Шкловского благородного училища
до Московского кадетского корпуса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
Министр обороны вручил орден Жукова
Михайловской артиллерийской академии . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
Строится Тульское суворовское училище . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
АВГУСТ 2016 № 1 (1)
3
Стр.3