Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Вопросительные реплики в немецкой диалогической речи и их функциональные особенности

0   0
АвторыАрефьева Виктория Сергеевна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц45
ID368200
АннотацияДанная дипломная работа посвящена рассмотрению и изучению характеристик диалога, особенности вопросно-ответных единств, специфики вопросительных конструкций и их функциональных особенностей.
Вопросительные реплики в немецкой диалогической речи и их функциональные особенности / В.С. Арефьева .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2016 .— 45 с. — URL: https://rucont.ru/efd/368200 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» (ФГБОУ ВО МГЛУ) Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Moscow State Linguistic University» (MSLU) ЕВРАЗИЙСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ Кафедра немецкой филологии Арефева Виктория Сергеевна Вопросительные реплики в немецкой диалогической речи и их функциональные особенности Выпускная квалификационная работа студента группы: ЕАЛИ9-8-43 Направление подготовки/ специальность: 45.03.02 Лингвистика Направленность (профиль): «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» Научный руководитель: к.филол.наук, доцент кафедры немецкой филологии Кутянина Елена Михайловна ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий кафедрой: к.филол.наук, доцент Кутянина Елена Михайловна ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий выпускающей кафедрой теоретической лингвистики д. филол. наук, профессор, заведующая кафедрой Казыдуб Надежда Николаевна ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Иркутск 2016 2 Содержание Введение …………………………………………………………………………. <...> Формы организации вопросительных реплик в диалогической речи немецкого языка и их функциональные особенности ………………………. <...> ……………………………….42 3 Введение Речевое общение является одним из важнейших достижений человека. <...> Речь – сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, опосредованная языком и сконструированная на основе определенных правил. <...> Процесс речи предполагает формулирование и формирование мыслей через языковые средства, а так же восприятие и понимание этих самых конструкций. <...> Основной формой разговорной разновидности языка является диалогическая речь. <...> Диалог, или диалогическая речь определяется как процесс общения, в котором происходит непосредственный обмен информацией, мыслительным содержанием. <...> Процесс <...>
Вопросительные_реплики_в_немецкой_диалогической_речи_и_их_функциональные__особенности.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» (ФГБОУ ВО МГЛУ) Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Moscow State Linguistic University» (MSLU) ЕВРАЗИЙСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ Кафедра немецкой филологии Арефева Виктория Сергеевна Вопросительные реплики в немецкой диалогической речи и их функциональные особенности Выпускная квалификационная работа студента группы: ЕАЛИ9-8-43 Направление подготовки/ специальность: 45.03.02 Лингвистика Направленность (профиль): «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» Научный руководитель: к.филол.наук, доцент кафедры немецкой филологии Кутянина Елена Михайловна ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий кафедрой: к.филол.наук, доцент Кутянина Елена Михайловна ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий выпускающей кафедрой теоретической лингвистики д. филол. наук, профессор, заведующая кафедрой Казыдуб Надежда Николаевна ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Иркутск 2016
Стр.1
2 Содержание Введение ………………………………………………………………………….3 Глава 1. Диалогическая речь и ее особенности………….…………...................6 1.1. Понятие диалога и его определение………………………………………...6 1.2.Диалог как интеракция………………………………………………………11 1.3.Коммуникативные единицы в диалогической речи.....................................14 1.4.Речевые стереотипы диалогического общения……………………………19 Выводы по главе 1…………………………………………………………….....21 Глава 2. Вопросительные реплики в немецкой диалогической речи………...23 2.1.Специфика немецких вопросно-ответных диалогических единиц и их особенности………………………………………………………………………23 2.2.Формы организации вопросительных реплик в диалогической речи немецкого языка и их функциональные особенности ………………………..29 Выводы по главе 2……………………………………………………………….38 Заключение ……………………………………………………………………..39 Библиографический список………….………………………………..............42
Стр.2
3 Введение Речевое общение является одним из важнейших достижений человека. Речь – сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, опосредованная языком и сконструированная на основе определенных правил. Процесс речи предполагает формулирование и формирование мыслей через языковые средства, а так же восприятие и понимание этих самых конструкций. Устная речь приобрела главенствующую роль над письменной, и на данный момент она является ведущей. В связи с быстрыми темпами развития современности очень важное преимущество устной речи моментальность. Основной формой разговорной разновидности языка является диалогическая речь. Именно в такой разновидности особенно проявляется коммуникативная функция. Диалогичность всегда была свойственна познавательной деятельности, мышлению и взаимодействию людей. Поэтому исследование диалога, в том числе и диалогической речи, начавшееся еще с древности, продолжается и в настоящее время. Диалог, или диалогическая речь определяется как процесс общения, в котором происходит непосредственный обмен информацией, мыслительным содержанием. В основе диалога лежит реплицирование, что обозначает обмен репликами. Основа же диалога – вопросы и ответы притягивает все большее внимание со стороны лингвистов, социологов и философов. Процесс диалогического общения является одной из важнейших сфер в жизни человека. С диалогом связано все наше представление в межличностной коммуникации или же взаимодействии. Исходя из этого, не удивительно, что именно к диалогу проявляется столь большое внимание при рассмотрении человеческих отношений. Следует так же заметить, что диалог - это осо
Стр.3
4 бый яркий и естественный случай коммуникации, так как истинное представление языка можно обнаружить только в диалоге. Ситуация употребления языка – прежде всего отмечается как ситуация речевой интеракции, главным условием которой является наличие хотя бы двух говорящих. С помощью вопроса происходит постановка новых проблем в науке, получают новую информацию в социальной, производственной и ежедневной практике. Познавательная функция вопроса связана с восполнением и уточнением ранее полученных представлений о предметах и явлениях действительности, и реализуется в форме ответа на поставленный вопрос. Данная дипломная работа посвящена рассмотрению и изучению характеристик диалога, особенности вопросно-ответных единств, специфики вопросительных конструкций и их функциональных особенностей. Актуальность данной темы обусловлена диалогической организацией языка. Диалог находится на особом месте при изучении иностранного языка и является неотделяемым компонентом обучения, поэтому следует обратить на данный вопрос особое внимание. Явление вопросительности следует рассматривать как особую категорию и важный элемент диалогического общения. Вопросительность является неким толчком, который приводит диалог в движение и является направленностью на получение новой информации. Целью дипломной работы явилось теоретическое изучение особенностей вопросительных реплик в немецкой диалогической речи и их функциональных особенностей. Для реализации поставленной цели требуется выполнить следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать научную литературу по теме исследования. 2. Дать определение диалогической речи, выявить и охарактеризовать ее особенности. 3. Рассмотреть основные классификации вопросительных реплик и их реализацию на примерах немецкой литературы.
Стр.4
5 4. Дать характеристику для понятия коммуникативной единицы диалогической речи. 5. Рассмотреть формы организации вопросительных реплик на примере вопросно-ответных диалогических конструкций из художественной литературы. Материалом исследования является диалогическая речь, извлеченная из произведений различных авторов, вопросительные диалогические единства, диалоги – клише. Для решения указанных задач были использованы следующие методы исследования: критический анализ литературных источников, описательный метод. Теоретической базой для данной работы выступили труды отечественных исследователей в области лингвистики, таких как И.П Сусов, Л.П Якубинский, Л.В., Щерба и др. Дипломная работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения и библиографического списка. В первой главе рассматривается теоретические положения, касательные диалогической речи, ее особенности, а так же рассматривается диалог как интеракция. Во второй главе рассматриваются непосредственно специфика вопросительных конструкций немецкого языка, их использование в немецкой диалогической речи на примере художественной литературы и видеофрагментов, а также их функциональные особенности.
Стр.5