Ренессанс ислама в России и потребности в исламском образовании. <...> Становление конфессиональной политики в России: Опыт Татарстана . <...> Реформа религиозного образования и усиление исламистской активности в Пакистане. <...> Отмечено, что в качестве базы исследования выступают публикации и статистические сборники авторитетных организаций со всего мира – ВОЗ, МВФ, ВБР, в том числе подразделений ООН и департаментов США, а также отчет ЦРУ «Всемирная книга фактов». <...> Так вот, согласно отчету ЦРУ «Всемирная книга фактов», всеобщая грамотность в России (т.е. число лиц в возрасте более 21 15 лет, умеющих читать и писать) составляет 99,4%. <...> В разделе «количество лет учебы» стоит 13,6 года, хотя в другом отчете того же ЦРУ указано 14 лет. <...> Под рубрикой «здоровое продолжение жизни» в России в 2008 г. указано 68 лет, а в отчете ЦРУ – 66 лет. <...> , исламовед МУСУЛЬМАНСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ Мусульмане, являясь гражданами России, в большинстве своем являются также членами мусульманской уммы. <...> Мусульманское самоуправление в России, где мусульмане – это граждане страны (или подданные империи), следует рассматривать как внутриобщинную систему и как систему отношений между мусульманами в целом и государством. <...> Управление российской умой в целом осуществлялось через институт духовных собраний (в 1788 г. учреждено Оренбургское магометанское духовное собрание, в 1831 г. – Таврическое, в 1872 г. – Закавказское магометанское духовное правление шиитского учения и Закавказское магометанское духовное правление суннитского учения). <...> В ведении духовных собраний были вопросы открытия приходов, назначения к ним духовных лиц, прошедших испытания на знание основ религии, издание фетв, решение споров между духовными лицами с применением норм шариата, соблюдение за исполнением религиозных правил. <...> В целом мусульманское внутриприходское самоуправление не претерпело особых изменений, так как оно продолжало опираться на принципы коллективности и выборности <...>
Россия_и_мусульманский_мир_№8_2011.pdf
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ
РОССИЯ
И
МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР
2011 – 8 (230)
Научно-информационный бюллетень
Издается с 1992 года
Москва
2011
Стр.1
Центр гуманитарных
научно-информационных исследований
Редакционная коллегия:
Л.В. Скворцов – д-р филос. наук, шеф-редактор, А.Г. Бельский
– канд. ист. наук, автор проекта, научный консультант,
Е.Л. Дмитриева – главный редактор, О.П. Бибикова – канд. ист.
наук, первый зам. главного редактора, Д.Б. Малышева – д-р полит.
наук, А.В. Малашенко – д-р ист. наук, А.Ш. Ниязи – канд. ист.
наук, зам. главного редактора, В.Г. Садур – канд. ист. наук,
Д.Е. Фурман – д-р ист. наук, В.Н. Сченснович – отв. за выпуск.
Россия и мусульманский мир: Научно-информационный
бюллетень / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. –
М., 2011. – № 8 (230). – 184 с.
© ИНИОН РАН, 2011
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Олег Богомолов. Демократия и социально-экономический
прогресс .......................................................................................... 4
Юрий Бочаров. А судьи кто? (О рейтингах России в мире) ........ 19
А. Юнусова. Мусульманское самоуправление в России............... 28
В. Шаповалов. Ренессанс ислама в России и потребности
в исламском образовании............................................................ 34
Р. Мухаметшин. Становление конфессиональной политики
в России: Опыт Татарстана ......................................................... 40
О. Цветков. Адыгский (черкесский) вопрос на Кавказе .............. 56
Алексей Малашенко. 2020 год – последний шанс
для Кавказа?.................................................................................. 70
Ренат Беккин. Исламские методы финансирования
в Азербайджане............................................................................ 86
Аскар Акаев. Киргизстан: Тревожные предчувствия.................... 92
Аркадий Дубнов. Таджикистан: Новая оппозиция
старому президенту ................................................................... 108
Александр Скиперских. Интеллектуалы и становление демократических
институтов в постсоветском Узбекистане......... 112
Андрей Зюков. Межэтнические конфликты в государствах –
участниках СНГ ......................................................................... 121
М. Гареев. Россия и Афганистан: Что нам надо делать
в сложившейся обстановке?...................................................... 127
И. Серенко. Реформа религиозного образования и усиление
исламистской активности в Пакистане.................................... 138
Валид Фарес. Ветер ужаса и ветер надежды.
(Большой Магриб: Джихадисты и их заклятые враги)........... 145
Э. Ноймайер, Т. Плюмпер. Международный терроризм
и конфликт цивилизаций........................................................... 158
Р. Пашков. Доктринальные основы исламского государства.... 160
3
Стр.3