Алексей Малашенко, доктор исторических наук 2020 год – ПОСЛЕДНИЙ ШАНС ДЛЯ КАВКАЗА? <...> Попытка заглянуть на десять лет вперед на Северном Кавказе (СК) наталкивается на целый ряд трудностей. <...> Во-первых, в этой части Российской Федерации (РФ) постоянно действуют противоречивые, даже взаимоисключающие тенденции; во-вторых, необходимо учитывать субъективный фактор, т.е. деятельность отдельных политиков, принимающих решения. <...> Личностный фактор в полутрадиционном кавказском обществе всегда играл очень большую, а подчас исключительную роль. <...> Развитие событий на СК неразрывно связано с положением дел в самой РФ, но и тут перспективы ближайшего десятилетия отличаются большой неопределенностью. <...> С другой стороны, самый трагический вариант – выход СК из состава РФ и тотальная гражданская война – все-таки не оправдался. <...> В 2010 г. власть предложила вариант выхода из северокавказского кризиса. <...> В конце 2009 г. Москва объявила о «перезагрузке» политики на кавказском направлении. <...> Президент РФ объявил о создании нового Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) и назначил полпредом СКФО А. Хлопонина <...> , возродив почти угасшие надежды на улучшение ситуации в регионе. <...> Создание СКФО, в который были включены регионы со схожими проблемами, дает надежду на комплексное решение, среди которых политическая напряженность, наличие вооруженной оппозиции, присутствие радикального ислама. <...> в качестве полпреда определялся двумя соображениями: во-первых, его успешной работой на предыдущем посту, а во-вторых, невовлеченностью в кавказские политические 70 интриги. <...> Благодаря независимости от местных элит он должен был принимать самостоятельные решения, оставаясь вне сложившихся клановых, бюрократических и коррупционных схем. <...> Новый курс и назначение Хлопонина были изначально сопряжены с определенными издержками. <...> К тому же далеко не все северокавказские политики были согласны с созданием нового округа. <...> Местных политиков беспокоили <...>