Современное медресе для современной уммы в России. <...> Состав дагестанского террористического подполья (боевики, пособники и сочувствующие им) и его перспективы на ближайшее десятилетие (2010–2020) . <...> Почему-то Ельцину и его окружению не приходила в голову очень простая мысль: Америка не заинтересована в успешном реформировании новой России, дабы та не стала центром сплочения стран СНГ в более тесный союз, чем-то напоминающий 17 СССР. <...> В то же время целый ряд арабских стран (Алжир, Йемен и др.) по-прежнему стоят перед острыми социальноэкономическими проблемами, что сказывается на их политической стабильности. <...> Объективные расхождения между потребностями и возможностями сопровождаются у мигрантов, и не только в России, абсолютизацией этнического сознания. <...> Абсолютизация этнического сознания 34 лежит в основе многих конфликтов между мигрантами и коренным населением, а также между отдельными группами мигрантов. <...> Абсолютизация этнического сознания негативно влияет и на качество рабочей силы. <...> Абсолютизация этнического сознания у мигрантов из стран СНГ во многом объясняется трудностями их жизни в России. <...> Фаизханова, кандидат политических наук СОВРЕМЕННОЕ МЕДРЕСЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ УММЫ В РОССИИ Система исламского профессионального религиозного образования в России в новейшей ее истории ведет отсчет от 1989 г., когда в Уфе под руководством муфтия, шейха Талгата Таджуддина было открыто медресе им. <...> В Татарстане находятся восемь из них (два высших медресе – «Мухаммадия» и Медресе им. <...> 1000-летия принятия Ислама, Казанский исламский колледж находятся в Казани, а также «Ак мечеть» в Набережных Челнах, «Рисаля» в Нижнекамске, медресе им. <...> Семь медресе представляют собой филиалы Российского исламского университета Центрального Духовного управления мусульман в городах: Астрахань («Хаджи-Тархан»), Ульяновск («Биляр»), Самара («Нур»), Оренбург («Хусаиния»), Октябрьск («Нурул-Ислам»), Батыревский район Чувашии («Гулистан <...>
Россия_и_мусульманский_мир_№3_2011.pdf
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ
РОССИЯ
И
МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР
2011 – 3 (225)
Научно-информационный бюллетень
Издается с 1992 года
Москва
2011
1
Стр.1
Центр гуманитарных
научно-информационных исследований
Редакционная коллегия:
Л.В. Скворцов – д-р филос. наук, шеф-редактор,
А.Г. Бельский – канд. ист. наук, автор проекта, научный консультант,
Е.Л. Дмитриева – главный редактор, О.П. Бибикова – канд.
ист. наук, первый зам. главного редактора, Д.Б. Малышева – д-р
полит. наук, А.В. Малашенко – д-р ист. наук, А.Ш. Ниязи – канд.
ист. наук, зам. главного редактора, В.Г. Садур – канд. ист. наук,
Д.Е. Фурман – д-р ист. наук, В.Н. Сченснович – отв. за выпуск.
Россия и мусульманский мир: Научно-информационный
бюллетень / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ.
исслед. – М., 2011. – № 3 (225). – 176 с.
© ИНИОН РАН, 2011
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Николай Шмелёв. Модернизация и международные
интересы России............................................................................ 4
Алексей Кива. Россия и страны Востока после краха
реального социализма и распада СССР.................................... 16
Е. Новикова. Внешняя и внутренняя миграция: Какие
мигранты нужны в России ......................................................... 32
Дамир Мухетдинов. Современное медресе для современной
уммы в России............................................................................. 37
Р. Нуруллина. Конфессиональная система в Татарстане............. 45
Сергей Слуцкий. Состав дагестанского террористического
подполья (боевики, пособники и сочувствующие им) и его
перспективы на ближайшее десятилетие (2010–2020) ............ 48
А. Крылов. Азербайджан на пути постсоветского развития........ 59
Р. Беккин. Внедрение исламской финансовой модели в
Киргизии...................................................................................... 66
Параг Ханна. Узбекистан и Туркменистан: «Неуд» по
поведению.................................................................................... 71
Георгий Рудов. Цена суверенитета и генезис власти в
постсоветских государствах Центральной Азии...................... 82
Роберт Ланда. Исламизм в Центральной Азии и Россия............ 93
М. Савушкина. Россия и арабский мир: Сотрудничество и
противоречия ............................................................................ 104
Николай Киреев. Турция: Неудачи радикального исламизма
и успехи умеренного................................................................. 108
Владимир Овчинский. Афганистан: «Черный ящик» войны
с терроризмом............................................................................ 131
Дина Малышева. Йемен как новая «горячая точка».................. 148
М. Мягкова. Эмансипация в Тунисе ............................................ 154
А. Садыхова. Евроислам: Две концепции и перспективы ......... 159
А. Дегтярев, В. Черноус. Исламизм: Социологический
дискурс....................................................................................... 166
3
Стр.3