Иначе говоря, наряду с общеисламскими принципами, объединяющими весь мусульманский мир, существуют различные региональные формы бытования ислама, поэтому отнесение тех или иных представлений, норм, обычаев к «исламским» или «неисламским» переходит в плоскость лишь ретроспективного анализа, а основным критерием принадлежности к духовному миру ислама является самосознание человека, общности людей или народа, считающих себя мусульманами». <...> Таким образом, можно предположить, что когда-нибудь евроислам сможет оформиться как региональная разновидность ислама, но это произойдет только в результате длительного исторического развития, а не навязывания европейским мусульманам неких религиозно-идеологических установок, что пытаются сделать Тарик Рамадан и Бассам Тиби. <...> Поскольку формирование мнения по отдельным вопросам всегда принадлежало авторитетным служителям культа – богословамправоведам, то идеи Тарика Рамадана и Бассама Тиби вряд ли найдут поддержку у западноевропейских мусульман. <...> Черноус, кандидат политических наук (г. Ростов-на-Дону) ИСЛАМИЗМ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС Независимо от того, какие проблемы рассматривает современная социальная мысль, нельзя обойтись без обращения к исламскому фактору. <...> Ислам представляет не только религиозный и культурный феномен, влияние идей ислама на общественнополитическую жизнь, идеологию и массовое сознание людей в современном мире неоспоримо. <...> В современном научном дискурсе доминирует либо философско-культурологический, либо политологический подход и практически отсутствует социологическое измерение данной проблемы, без чего невозможно объяснить парадокс позитивного социокультурного образа ислама и негативного имиджа его политической эманации. <...> Рой подчеркивает, что в анализе ислама бесполезно искать причины «идейной экспансии» в особенностях религиозного вероучения или в исламской культуре. <...> Исламистские движения, разнородные <...>