Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Поиски «Лолиты»: герой-автор-читатель-книга на границе миров (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторПогребная Я. В.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц168
ID244534
АннотацияМонография посвящена исследованию принципов и приемов организации пространства в романе В.В. Набокова «Лолита». Идентификация пространственной модели мира «Лолиты» осуществляется в нескольких аспектах: маркированию пространства по принципу соответствия онтологии героя категории литературного рода; функциональной манифестации героев в роли палачей и/или жертв; космизации пространства «Лолиты» путем мифологического «опространстливания» вечности.
Кому рекомендованоМонография предназначена как для студентов и аспирантов филологических специальностей, так и для широкого круга читателей.
ISBN978-5-9765-1136-1
УДК821.161.1.0
ББК83.3(2)
Погребная, Я.В. Поиски «Лолиты»: герой-автор-читатель-книга на границе миров : монография / Я.В. Погребная .— 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2021 .— 168 с. — Библиогр. в примеч.: с. 156-167 .— ISBN 978-5-9765-1136-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/244534 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Принцип соответствия героя и мира в аспекте функций набоковских героев как «палачей» и/или «жертв»……………………………………… 58 3.3. <...> Как в лекциях об «Улиссе» Набоков подчеркивает, что «очень приблизительная и очень общая перекличка с Гомером… существует наряду со многими другими присутствующими в книге классическими аллюзиями», поэтому поиск прямых параллелей с Гомером «в каждом персонаже и каждой сцене «Улисса»» – «напрасная трата времени» /143,с. <...> Причина ускользания набоковской реальности в ее одновременной телесности, вещественности, зримости и приблизительности этой вещественности. <...> «Лолита» – это Набоков в той же мере, что и «Другие берега» или «Strong Opinions». <...> Именно поэтому Набоков характеризовал себя одновременно как автора своих книг и как их лучшего читателя. <...> Архаические кельтский и германо-скандинавский эпосы и их ближайший наследник – рыцарский роман выступают активными участниками сотворения космоса «Лолиты» и на уровне прямых цитат и сюжетных аналогий и на уровне скрытых аллюзий и реминисценций. <...> Раскодирование архаических реминисценций в ткани романа, бесспорно, не могло выступать самоцелью, не было самодостаточным изначально. <...> Архаические реминисценции выступают средством и способом идентификации героев романа как в аспекте их мифологического протеизма и интеграции, так и в аспекте их дифференциации. <...> Исследовательская стратегия в предлагаемой вниманию читателя работе строится на комплексном сочетании различных исследовательских практик от феноменоменологической в теоретических главах, к стратегии интертекстуального прочтения романа, построенной по принципу углубления диахронических аналогий: от русской классики в главе «Принцип соответствия героя и мира в аспекте функций набоковских героев как «палачей» и/или «жертв»» к архаическим мифо-ритуальным текстам, идентификация которых обнаруживает глубинное смысловое качество космизма пространства «Лолиты». <...> Л <...>
Поиски_«Лолиты»_герой-автор-читатель-книга_на_границе_миров_.pdf
Я.В. ПОГРЕБНАЯ ПОИСКИ «ЛОЛИТЫ»: ГЕРОЙ-АВТОР-ЧИТАТЕЛЬ-КНИГА НА ГРАНИЦЕ МИРОВ Монография 4-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2021
Стр.1
УДК 821.161.1 ББК 83.3(2) П43 РЕЦЕНЗЕНТЫ: О.И. Федотов – доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы ХIХ века Московского педагогического государственного университета. Л.П. Егорова – доктор филологических наук, профессор кафедры истории новейшей отечественной литературы Ставропольского государственного университета П43 Погребная Я.В. Поиски «Лолиты» : герой-автор-читатель-книга на границе миров [Электронный ресурс] : монография / Я.В. Погребная. – 4-е изд., стереотип. – М. : ФЛИНТА, 2021. – 168 с. ISBN 978-5-9765-1136-1 Монография посвящена исследованию принципов и приемов организации пространства в романе В.В. Набокова «Лолита». Идентификация пространственной модели мира «Лолиты» осуществляется в нескольких аспектах: маркированию пространства по принципу соответствия пространства онтологии героя категории литературного рода; «Лолиты» путем функциональной манифестации героев в роли палачей и/или жертв; космизации мифологического «опространстливания» вечности. Монография предназначена как для студентов и аспирантов филологических сециальностей, так и для широкого круга читателей. УДК 821.161.1 ББК 83.3(2) ISBN 978-5-9765-1136-1 © Погребная Я.В., 2016 © Издательство «ФЛИНТА», 2016
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ От автора…………………………………………………………………… 4 1. Философско-эстетическая идентификация понятия «литература» в космосе В. Набокова……………………………………………………….. 9 2. Феноменологические качества метапрозы В. Набокова……………… 21 3. Принцип соответствия героя и мира – как основа космизации пространства «Лолиты»…………………………………………………… 37 3.1. Принцип соответствия героя и мира в аспекте категории литературного рода………..……………………………………………… 38 3.2. Принцип соответствия героя и мира в аспекте функций набоковских героев как «палачей» и/или «жертв»……………………………………… 58 3.3. Принцип соответствия героя и мира в аспекте оппозиции мира детей и мира взрослых……………………………………………………………… 72 4. Принцип соответствия героя и мира в аспекте мифо-ритуальной архаики……………………………………………………………………… 81 4.1. Мифема Лолита – мономиф книги…………………………………… 82 4.2. Идентификация героя в контексте архаических реминисценций…… 86 4.3. Мифологический протеизм «партнера» Лолиты…………………… 96 4.4. Символика острова Quelquepart в контексте архаической концепции пространства………………………………………………………………… 99 4.5. Солярный миф как средство разведения героев по соприродным им мирам…………………………………………………………………….. 102 4.6. Шахматы и «Всадник без головы» – принцип иронической дистанции по отношению к мифу…………………………………………………… 106 4.7. Мнимый инцест и истинная расплата: палач и/или жертва Гумберта…………………………………………………………………… 109 4.8. Архаические тотемы и современные герои как функции палача и/или жертвы……………………………………………………………… 112 4.9. Тройная смерть ритуальной жертвы и ее метаморфозы в «Лолите»…………………………………………… 115 4.10. Демиург-друид как ритуальная жертва: причины обреченности творца……………………………………………………………………… 118 4.11. «Различение» «следа» вечности – право на сотворение мира-мифа ………………………………………… 124 4.12. «Бессмертие» как форма «опространстливанного» времени……. 138 Заключение………………………………………………………………… 152 Сноски и примечания……………………………………………………... 155 3
Стр.3