Современный исламизм – это определенная стадия развития мира ислама, оказывающая значительное воздействие и на немусульманские народы, о чем можно судить, наблюдая за нынешней ситуацией в России и на Западе. <...> Она охватывает не только сферу национального сознания, но также выражает стремление подтвердить свою историко-цивилизационную идентичность и религиозную специфику, защитить свои традиции и обычаи, самобытность своей социальной жизни и повседневного быта, которым угрожает экспансия иноверцев, когда-то называвшаяся крестовыми походами, потом – эпохой колониализма, а ныне – глобализацией. <...> Подобная консервативно-охранительная по форме, патриотическо-почвенническая по сути позиция обычно называется фундаментализмом, но было бы совершенно необоснованно приравнивать последний к экстремизму. <...> Наши исламоведы давно уже доказали, что фундаментализм – это явление идеологическое и культурное, что это попытка «выразить неповторимость исламской цивилизации» и своего рода форма «самоутверждения ислама как социокультурной системы». <...> Более того, хотел бы обратить внимание на точку зрения известного арабиста, хорошо знакомого с проблемами современного ислама, академика Е.М. Примакова, сказавшего осенью 1996 г., когда он занимал пост министра иностранных дел России: «Мы не ставим знак равенства между исламским фундаментализмом и исламским экстремизмом». <...> Среди фундаменталистов экстремисты – это крикливое меньшинство, о котором все говорят и пишут. <...> Но главная сила фундаментализма – в молчаливом большинстве его сторонников. <...> Эти «умеренные» исламисты не приемлют крайностей и готовы отстаивать свои идеи мирными средствами. <...> Вместе с теми, кто вообще чужд фундаментализму, они, безусловно, доминируют в мире ислама. <...> И без понимания этого невозможно изолировать экстремистов в любом мусульманском социуме. <...> Надо учесть, что ислам всегда не был чужд политике, считая идеалом теократию. <...> Современный <...>