Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Грани  / № 154 1989

"Гений и злодейство - вещи несовместные" (290,00 руб.)

0   0
Первый авторБелов
Страниц62
ID366856
АннотацияСтатья посвящена литературно-философскому осмыслению творчества Ф. М. Достоевского.
Белов, С. Н. "Гений и злодейство - вещи несовместные" / С. Н. Белов // Грани .— 1989 .— № 154 .— С. 108-169 .— URL: https://rucont.ru/efd/366856 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

, который в 1883 г. приписал преступление Свидригайлова и Ставрогина самому их соз - дателю. <...> , которая в очерке "Из двух источников" ("Новый мир", № 4, 1985) вдруг через сто лет по - сле "вражды" Тургенева и Достоевского решила не просто столкнуть их снова лбами (это было бы еще полбеды), но и доказать, что один "ис - точник" под названием "Тургенев" был светлый, благотворный, нужный сейчас (и ка к человек и как писатель), а второй источник под назва109 нием "Достоевский** был, наоборот, "темный", вредный, плохо влияющий и в наши дни. <...> , ка к увидел в восьмом номере "Нового мира" дневниковые записи немца Фидлера. <...> Вот немец Фидлер, которому "стоило величайших усилий прочитать "Братьев Карамазовых", стоит на Невским перед Достоевским, ка к перед божеством, а "божество", оказывается, "броси - ло " на него "гневный взгляд" и "сплюнуло". <...> Вот, оказывается в записи Фидлера компо - зитор Н. Ф. Христиановнч, которого отродясь не значилось в списке не только близких, но даже и дальних знакомых писателя, рассказывает, что Достоевский "всегда проповедовал терпимость, но был самым нетерпимым и за - вистливым человеком на свете, не терпевшим возле себя никаких других богов " (интересно бы узнать, ком у и почему завидовал Достоевский!?) <...> . Затем Фидлер записывает рассказ С. А. Венгерова о том, ка к он был в 1875 г. дома у Достоевского и завел речь о Свндригайлове и заметил писателю, что он не признает совсем церковных обрядов, на что Достоевский якобы ответил: "Нет, признаю! <...> было зимой 1879 г.) и рассказал то, что записал Фидлер в своем дневнике от 2 августа 1907 г. 110 (это И это больше похоже на правду. <...> В 1916 г. сам Венгеров передал эти слова Достоевского так: "Обрядность - вещь второ - степенная, но это та чаша, где хранится драгоценное содержимое - вера людская". <...> Но вот оказывается и второй эпизод, ко - торый приводит Фидлер в своем дневнике с о слов Венгеровв, - обед в честь Тургенева в 1879 г. - был уже самим Венгеровым опубликован в 1918 г. в журнале "Бирюч петроградских <...>