БИБЛИОГРАФИЯ Жизнь и судьба Василия Гроссмана В паноптикуме нашей новейшей литературы творческая судьба Василия Гроссмана все-таки уникальна. <...> Его, выросшая в соцреалистической методике, проза — вырвалась из нее настолько, что два основных произведения писателя считаются в СССР криминалом , и, в этом смысле, имеют мало аналогов . <...> А между тем, сам Гроссман, как ни в чем не бывало, сдал свою феноменальную эпопею в "Знамя" номенклатурному агенту Кожевникову. <...> .Уже здесь, на Западе, лишь через двадцать лет опубликованный роман "Жизнь и судьба" стал в нашей среде не столько предметом восхищения писательским подвигом Василия Гроссмана, сколько поводом для поверхностной полемики, заведомо занижающей его большую полифонию. <...> Соответственно смутен и сам образ писателя, правда, воспоминания Б. Ямпольского <...> - Анн Арбор/США: Ардис, 1986 284 (а потому вдвойне великолепно) написанные воспоминания Липкина — событие в нашей культуре значительное, как, впрочем, и все, что выходит из-под пера этого большого поэта. <...> Не будучи эгоцентриком, Липкин особенно бережно показывает нам срез времени и — сознания как своего близкого друга Гроссмана, так и некоторых других современников (Заболоцкого, Цветаевой и др.), с которыми сводила мемуариста судьба. <...> . Из воспоминаний Липкина мы впервые, кажется, узнаем о близкой дружбе Гроссмана с Андреем Платоно. вым — о крупном в них и о трогательных житейских привычках. <...> Оба, — вспоминает поэт, - и Гроссман, и Платонов не верили в Бога, но над моими религиозными чувствами не смеялись, как это делали многие мои сверстники. <...> Я бы сказал, что оба они исповедовали материалистическую философию, но Гроссман до определенного времени считал себя марксистом, а материализм Платонова был пантеистическим, чем-то близким мировоззрению философа Федорова". <...> (Заметим в скобках, что сам Федоров не сомневался в ортодоксальности своего православия. <...> ) Но несмотря на вышесказанное, и Платонов, и Гроссман предстают <...>