Рутгайзер ОЦЕНКА СТОИМОСТИ БИЗНЕСА Методические разработки и рекомендации Часть 4. <...> Подходы, методы и модели 2-е издание, исправленное и дополненное Библиотечка журнала «Имущественные отношения в Российской Федерации» МОСКВА 2006 1 Оценка стоимости бизнеса УДК 338(470+571)(083.13) ББК 65.9(2Рос)-5я81 Р90 Автор: доктор экономических наук, профессор Рутгайзер В.М. <...> Факторные модели оценки стоимости бизнеса (пакетов акций). <...> В частях 1–3 настоящих Рекомендаций отмечалось, что стоимость бизнеса определяется его будущими доходами. <...> Не существует какой-то одной формулы, с помощью которой можно было бы найти ответ на вопрос, какова стоимость того или иного бизнеса. <...> Стандарты оценки, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6.07.2001 № 5191 (далее – Стандарты), выделяют следующие «подходы к оценке»: 1) «затратный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки с учетом его износа; 2) сравнительный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними; 3) доходный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки». <...> Это, применительно к указанной терми_________ 1 Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности. <...> Подходы, методы и модели нологии, – затратный подход, или подход на основе активов, который получил известное распространение в 50–60-х годах прошлого века. <...> Чуть позже, в период интенсивных слияний и поглощений, чаще других стал применяться сравнительный (рыночный) подход, ориентированный на использование различных мультипликаторов, характеризующих отношение стоимости компании и ее экономических характеристик – стоимости продаж, активов, разных <...>
ОЦЕНКА_СТОИМОСТИ_БИЗНЕСА_Часть_4._Подходы,_методы_и_модели.pdf
Часть 4. Подходы, методы и модели
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ
ОЦЕНКИ И КОНСАЛТИНГА
В.М. Рутгайзер
ОЦЕНКА СТОИМОСТИ БИЗНЕСА
Методические разработки и рекомендации
Часть 4. Подходы, методы и модели
2-е издание, исправленное и дополненное
Библиотечка журнала
«Имущественные отношения в Российской Федерации»
МОСКВА 2006
1
Стр.2
Оценка стоимости бизнеса
УДК 338(470+571)(083.13)
ББК 65.9(2Рос)-5я81
Р90
Автор: доктор экономических наук, профессор Рутгайзер В.М.
Рутгайзер В.М.
Р90 Оценка стоимости бизнеса: Методические разработки и
рекомендации. В 8 ч. Ч. 4. Подходы, методы и модели. 2-е
изд., испр. и доп. – М.: Международная академия оценки и
консалтинга, 2006. – 57 с.
УДК 338(470+571)(083.13)
ББК 65.9(2Рос)-5я81
© Рутгайзер В.М., 2006
© Международная академия оценки и консалтинга, 2006
2
Стр.3
Часть 4. Подходы, методы и модели
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие соображения.......................................................................... 4
2. Требования российских стандартов ................................................ 7
3. Международные стандарты оценочных работ............................. 10
3.1. МСО 2005 ................................................................................. 10
3.2. USPAP 2005.............................................................................. 12
4. Сложившаяся практика .................................................................. 15
5. Факторные модели оценки стоимости бизнеса
(пакетов акций).................................................................................... 19
5.1. Описание исходных условий.................................................. 19
5.2. Однофакторные модели .......................................................... 19
5.3. Двухфакторные модели........................................................... 21
5.4. Многофакторные модели........................................................ 21
5.5. Метод пространственной выборки
(cross-section approach) ................................................................... 23
6. Сравнительная характеристика трех подходов............................ 25
6.1. Возможности и ограничения .................................................. 25
6.2. Затратный подход.................................................................... 25
6.3. Сравнительный подход ........................................................... 27
6.4. Доходный подход .................................................................... 30
6.5. Подходы и методы оценки: контрольная и
миноритарная доли......................................................................... 32
6.6. Согласование результатов, полученных разными
методами.......................................................................................... 36
6.7. Специальные вопросы: привилегированные
акции и неоперационные активы. ................................................. 39
7. Модель Блэка-Шоулза (Black-Scholes) ......................................... 43
Приложения......................................................................................... 50
1. Экспертное заключение ............................................................. 50
2. Условия, которые рекомендуется учитывать
при выборе методов оценки стоимости бизнеса.......................... 53
3
Стр.4
Часть 4. Подходы, методы и модели
Рутгайзер Валерий Максович
ОЦЕНКА СТОИМОСТИ БИЗНЕСА
Методические разработки и рекомендации
Часть 4. Подходы, методы и модели
2-е издание, исправленное и дополненное
Главный редактор редакционно-издательского отдела МАОК
В.Д. Новокрещенных
Редактор Е.А. Куракова
Компьютерная верстка А.Э. Хуурака
Корректор Е.А. Куракова
НОУ «Международная академия оценки и консалтинга»
117218, г. Москва, Нахимовский пр-т, д. 32, ИДВ РАН,
6 этаж, офис 625
По вопросам приобретения книг обращаться
по тел/факс: (495)129-0077, 129-0001
e-mail: iovrf@mail.ru, redactor@maok.ru – Копаев Сергей Александрович
Отпечатано с готовых оригинал-макетов в типографии
Издательства «Учеба» МИСиС,
117419, Москва, ул. Орджоникидзе, 8/9
ЛР № 01151 от 11.07.01
57
Стр.58