Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Конституционно-правовые основы обеспечения безопасности (200,00 руб.)

0   0
Первый авторМальцев Владимир Андреевич
АвторыМинистерство образования и науки РФ , Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Воронежский государственный университет" , Хатуаев Владимир Умарович
ИздательствоВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Страниц269
ID353019
АннотацияРабота является одним из первых опытов теоретического и прикладного исследования критериев и оснований отнесения сведений к государственной тайне в России и зарубежных странах. Даны критерии оценки сведений, составляющих государственную тайну в России и зарубежных странах
Кому рекомендованоДля научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов юридических вузов и факультетов, а также специалистов в области обеспечения национальной безопасности
УДК[327+339.9]
ББК66.2(2Рос)+65.9(2Рос)
Мальцев, В. А. Конституционно-правовые основы обеспечения безопасности : сравнительно-правовое исследование : в 2 ч. : Ч. 2. Защита государственной тайны в системе обеспечения государственной безопасности России: пути повышения эффективности (мировой и отечественный опыт) / ред. В. У. Хатуаев; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Воронежский государственный университет"; В. А. Мальцев .— Воронеж : ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 2015 .— 269 с. — URL: https://rucont.ru/efd/353019 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» В. А. МАЛЬЦЕВ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Сравнительно-правовое исследование Ч а с т ь 2 Защита государственной тайны в системе обеспечения государственной безопасности России: пути повышения эффективности (мировой и отечественный опыт) Воронеж Издательский дом ВГУ 2015 1 УДК [327+339.9] ББК 66.2(2Рос)+65.9(2Рос) М21 Рецензент – канд. юрид. наук, доц. <...> Защита государственной тайны в системе обеспечения государственной безопасности России : пути повышения эффективности (мировой и отечественный опыт) / В. А. Мальцев ; под общ. ред. <...> Даны критерии оценки сведений, составляющих государственную тайну в России и зарубежных странах. <...> Выявлены негативные явления и коренные недостатки действующей концепции правовой защиты государственной тайны в России. <...> 21 1.2.3 Выделение негативных явлений и коренных недостатков в сфере обеспечения защиты государственной тайны . <...> Результаты анализа зарубежного законодательства на предмет закрепления понятия «государственная тайна» . <...> Анализ содержания конституций зарубежных стран на предмет закрепления в них определений различных видов тайны . <...> Результаты анализа зарубежного законодательства на предмет закрепления понятия «государственная тайна» (на основе законов о государственной тайне и уголовных кодексов) . <...> Критерии оценки сведений, составляющих государственную тайну, в зарубежных странах . <...> Критерии оценки сведений, составляющих государственную тайну, используемые в зарубежных странах . <...> Ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, установленная в уголовном законодательстве Российской Федерации и зарубежных странах . <...> Недостатки зарубежного уголовного законодательства, связанные <...>
Конституционно-правовые_основы_обеспечения_безопасности_.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Стр.266
Стр.267
Стр.268
Стр.269
Конституционно-правовые_основы_обеспечения_безопасности_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» В. А. МАЛЬЦЕВ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Сравнительно-правовое исследование Ч а с т ь 2 Защита государственной тайны в системе обеспечения государственной безопасности России: пути повышения эффективности (мировой и отечественный опыт) Воронеж Издательский дом ВГУ 2015 1
Стр.1
УДК [327+339.9] ББК 66.2(2Рос)+65.9(2Рос) М21 Рецензент – канд. юрид. наук, доц. Н. И. Раздымалина Мальцев В. А. М21 Конституционно-правовые основы обеспечения безопасности и защиты государственной тайны в России и зарубежных странах : сравнительно-правовое исследование : в 2 ч. Ч. 2. Защита государственной тайны в системе обеспечения государственной безопасности России : пути повышения эффективности (мировой и отечественный опыт) / В. А. Мальцев ; под общ. ред. В. У. Хатуаева ; Воронежский государственный университет. – Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2015. – 269 с. В исследовании раскрываются правовые механизмы защиты государственной тайны в России и зарубежных странах. Анализируются актуальные, но недостаточно изученные проблемы реализации интересов субъектов правоотношений в этой сфере, позволяющие лучше понять роль, цели и направления обеспечения защиты государственных секретов в новых исторических условиях. Работа является одним из первых опытов теоретического и прикладного исследования критериев и оснований отнесения сведений к государственной тайне в России и зарубежных странах. Даны критерии оценки сведений, составляющих государственную тайну в России и зарубежных странах. Выявлены негативные явления и коренные недостатки действующей концепции правовой защиты государственной тайны в России. Для научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов юридических вузов и факультетов, а также специалистов в области обеспечения национальной безопасности. УДК [327+339.9] ББК 66.2(2Рос)+65.9(2Рос) © Мальцев В. А., 2015 © Оформление, оригинал-макет. Издательский дом ВГУ, 2015 © Воронежский государственный университет, 2015 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................8 ГЛАВА 1. Теория безопасности – основа обеспечения правовой защиты государственной тайны ...............................................14 1.1. Сущность научно-правовой теории (ее специфические особенности и признаки; основные логические компоненты строения и структурные элементы теории) ...................................................14 1.1.1. Специфика и особенности научной теории в конституционном праве и ее компоненты ...................................................15 1.1.2. Необходимые признаки научной теории ......................................15 1.1.3. Общая логическая структура строения научной теории в конституционном праве ................................................................................15 1.1.4. Структурные элементы научной теории и соотношение между ними ...................................................................................................................16 1.1.5. Научно-методический аппарат – структурный элемент теории как научного метода .........................................................................................19 1.2. Формулирование комплекса научно-теоретических положений, являющихся элементами научно-правовой теории, применительно к конституционно-правовой науке (на примере приложения к сфере правового обеспечения государственной безопасности и защиты государственной тайны) ...................................................................................20 1.2.1. Необходимость разработки комплекса научно-теоретических положений .........................................................................................................20 1.2.2. Перечень, содержание и специфические признаки научнотеоретических положений, являющихся элементами научно-правовой теории, и соотношение между ними на примере сферы правового обеспечения государственной безопасности России ....................................21 1.2.3 Выделение негативных явлений и коренных недостатков в сфере обеспечения защиты государственной тайны ................................................22 1.2.4. Выявление противоречий (в науке и практике), обусловливающих негативные явления..........................................................23 1.3. Постановка научной проблемы .........................................................27 1.4. Научная гипотеза.................................................................................28 1.5. Идея ......................................................................................................29 1.6. Замысел ................................................................................................31 1.7. Методология ........................................................................................31 3
Стр.3
1.8. Метод (алгоритм, правило, процедура) ............................................32 1.9. Методика исследования .....................................................................33 1.10. Метод Сократа ...................................................................................33 1.11. Принцип .............................................................................................34 1.12. Подход ................................................................................................36 1.13. Утверждение ......................................................................................38 1.14. Тезис (аргумент, умозаключение) ...................................................39 1.15. Тенденции (классификация, типизация, хронологизация) ...........40 1.16. Закономерность .................................................................................42 1.17. Выводы ...............................................................................................43 1.18. Концепция ..........................................................................................44 1.19. Рекомендации ....................................................................................44 1.20. Предложения .....................................................................................45 ГЛАВА 2. Виды тайны и их трактовка в законодательстве России и зарубежных стран ....................................................................................... 46 2.1. Виды тайны, рассматриваемые российской юриспруденцией и закрепленные в законодательстве России и зарубежных стран ...............46 2.1.1. Оценка степени закрепления (отражения) видов тайны на конституционном уровне (в России и зарубежных странах)...................50 2.1.2. Оценка степени закрепления различных видов тайны в российском законодательстве .......................................................................52 2.2. Защита государственной и других видов тайны законодательством России и зарубежных стран: понятийный аппарат, принципы и система классификации информации ...........................................................................56 2.3. Оценка степени закрепления понятий различных видов тайны в российском законодательстве ......................................................................63 2.4. Результаты анализа зарубежного законодательства на предмет закрепления понятия «государственная тайна» .............................................67 2.4.1. Анализ содержания конституций зарубежных стран на предмет закрепления в них определений различных видов тайны .............................67 2.4.2. Результаты анализа зарубежного законодательства на предмет закрепления понятия «государственная тайна» (на основе законов о государственной тайне и уголовных кодексов) ..........................................68 ГЛАВА 3. Проблемы обеспечения защиты государственной тайны в России и зарубежных странах на современном этапе .........................72 3.1. Критерии и основания отнесения сведений к государственной тайне в России и зарубежных странах ............................................................72 4
Стр.4
3.2. Процедуры отнесения сведений к государственной тайне в Российской Федерации ................................................................................. 76 3.3. Критерии оценки сведений, составляющих государственную тайну, в зарубежных странах .......................................................................................82 3.3.1. Необходимость выявления критериев оценки сведений, составляющих государственную тайну ..........................................................82 3.3.2. Особенности оценки сбалансированности интересов государства, общества и личности в сфере обеспечения государственной тайны и ее защиты в зарубежных странах .........................................................................82 3.3.3. Критерии отнесения секретных сведений к государственной тайне, используемые в европейских странах .............................................................84 3.3.4. Критерии оценки сведений, составляющих государственную тайну, используемые в зарубежных странах .............................................................84 3.3.5. Особенности категорий оценки сведений, составляющих государственную тайну (категории исключений, сферы секретности и т. п.) в зарубежных странах ..........................................................................85 3.4. Формы, виды и уровни ограничения доступа общественности к правительственным, административным и архивным документам и ограничения права на свободу слова и выражения мысли в зарубежных странах ..............................................................................................................86 3.4.1. Право доступа к правительственной информации ......................87 3.4.2. Исключения из права доступа .......................................................88 3.4.3. Право обжалования отказа в предоставлении информации ..............89 3.4.4. Наказание за разглашение государственной тайны ......................91 3.5. Ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, установленная в уголовном законодательстве Российской Федерации и зарубежных странах ..............................................92 3.5.1. Недостатки зарубежного уголовного законодательства, связанные с отсутствием конкретных видов ответственности за разглашение государственной тайны ....................................................................................92 3.5.2. Преступные действия, связанные с разглашением государственной тайны ....................................................................................93 3.5.3. Пределы распоряжения секретными сведениями ........................98 3.5.4 Особенности характеристики выдачи государственной тайны в зарубежных странах .........................................................................101 3.5.5. Последствия обладания государственной тайной ......................102 3.5.6. Возможности конституционных правоограничений в целях обеспечения безопасности государства ..........................................102 5
Стр.5
3.6. Результаты анализа зарубежного опыта правовой защиты государственной тайны ..................................................................................104 ГЛАВА 4. Возможность оспаривания законности нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, регулирующих государственную тайну ...................................................106 4.1. Динамика изменения недостатков российского законодательства, регулирующего процедуры обжалования нормативных правовых актов в сфере защиты государственной тайны, и действий, связанных с привлечением к ответственности за разглашение государственной тайны и влекущих нарушения основных прав граждан ..............................106 4.1.1. Недостатки российского законодательства о процессуальном производстве по делам об оспаривании нормативных правовых актов до введения в действие Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации ........................................................................................................106 4.1.2. Недостатки законодательства о производстве по делам о признании недействующими нормативных правовых актов, возникающих из публичных правоотношений в период после введения в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ............113 4.2. Недостатки российского законодательства о производстве по делам об оспаривании нормативных правовых актов, возникающих из публичных правоотношений, и пути их устранения .............................117 4.2.1 Возможность обжалования Федерального конституционного закона «О государственной тайне» в Конституционном Суде РФ ...........118 4.2.2 Возможность оспаривания в Конституционном Суде РФ законности нормативного правового акта Президента РФ, которым был утвержден «Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне» .....120 4.2.3. Возможность обжалования в Верховном Суде РФ правовых актов, касающихся государственной тайны ................................................121 4.2.4 Возможность оспаривания законности нормативных правовых актов (а также ненормативных актов) Правительства РФ, федеральных министерств, ведомств и других федеральных служб, касающихся вопросов государственной тайны .................................................................123 Глава 5. Общие выводы, рекомендации и предложения ..............129 5.1. Потребность в разработке новой Концепции правовой защиты государственной тайны в Российской Федерации ......................................129 5.2. Выявленные негативные явления в сфере правовой защиты государственной тайны в Российской Федерации .....................................130 6
Стр.6
5.3. Коренные недостатки сложившейся практики правовой защиты государственной тайны в Российской Федерации ......................................135 5.3.1. Наличие усложненной многоуровневой, многоэтапной, иерархической и «закрытой», системы засекречивания сведений, составляющих государственную тайну ........................................................136 5.3.2. Неоднозначное понимание сущности, формы и масштабов понятия «Перечень сведений, составляющих государственную тайну» .....141 5.3.3. Отсутствие в российском законодательстве четко и строго установленного числа и круга лиц, которые вправе относить сведения к государственной тайне ................................................................................144 5.3.4. Отсутствие в России специального органа, занимающегося правовым регулированием обеспечения защиты различных видов тайны и поиском соотношения между ними ...........................................................149 5.3.5. Отсутствие надлежащей официально изданной и общеизвестной методики определения и оценки размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну ........151 5.3.6. Неприемлемость существующей неофициальной методики оценки размера ущерба, нанесенного разглашением государственной тайны ...............................................................................................................156 ГЛАВА 6. Основные направления по переработке Концепции правовой защиты государственной тайны в Российской Федерации ......159 6.1. Обоснование главных целей правовой защиты государственной тайны на современном этапе ........................................................................159 6.2. Рекомендации по совершенствованию действующей Концепции правовой защиты государственной тайны ...............................161 6.3. Предложения по разработке новой Концепции, правового регулирования защиты государственной тайны в Российской Федерации ..163 ПРИЛОЖЕНИЯ .....................................................................................169 7
Стр.7
ВВЕДЕНИЕ Весьма специфическим компонентом государственной безопасности страны является институт защиты государственной тайны. Как отмечается в литературе, государственная система защиты информации (в частности, системы защиты государственной тайны, системы лицензирования деятельности в области защиты государственной тайны и системы сертификации средств защиты информации) способствует успешному решению вопросов обеспечения государственной безопасности в ее информационной сфере 1 . В то же время успешному решению вопросов обеспечения информационной безопасности, и в частности защиты государственной тайны, в немалой степени способствуют и меры, направленные на совершенствование системы ее правовой защиты. За последние годы в нашей стране разработан целый комплекс таких мер. Среди них принятие закона РФ «О государственной тайне» 2 , федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» 3 , развернута работа по созданию механизмов реализации законодательных актов на уровне подзаконных актов. Вместе с тем анализ состояния информационной безопасности Российской Федерации, проведенный в последнее время отдельными исследователями, показывает, что ее уровень еще не в полной мере соответствует потребностям общества и государства. 4 Как отмечает С. А. Фомин: «Ухудшается ситуация с обеспечением сохранения сведений, составляющих государственную тайну» 4 . Это говорит о том, что в настоящее время правовая база, регламентирующая охрану и защиту государственной тайны, нуждается в серьезной доработке, так как уже не соответствует имеющейся нормативной базе: нынешнему Федеральному закону «О безопасности», Закону «О государственной Флинта ; МПСИ, 2007. С. 181. 2 См.: Об информации, информационных технологиях и защите информации : закон РФ от 21 февраля 1995 г. № 24-ФЗ // Собр. законодательства Рос. 9 окт. 3 Федерации. 1995. № 8. Ст. 609 (утратил силу). 4 Фомин С. А. Указ. соч. С. 183. 8 1 Фомин С. А. Обеспечение национальной безопасности : курс лекций. М. : О государственной тайне : закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (с изм. и доп. от 6 октября 1997 г. № 131-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 41. Ст. 4673 ; Рос. газета. 1993. 27 сент. ; Там же. 1997.
Стр.8
тайне» и Указу Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» (с изм. и доп. от 24 января 1998 г., 6 июня, 10 сентября 2001 г.) 5 . Сегодня в юридической литературе и российском конституционном и уголовном законодательстве отсутствуют четкие ответы на целый ряд важных вопросов, связанных с дальнейшим повышением эффективности правовой защиты государственной тайны. Поэтому не случайно законодательные акты Российской Федерации, призванные обеспечить правовую защиту информационных ресурсов страны, всё чаще становятся предметом открытой критики, поскольку нуждаются в незамедлительном устранении серьезных недостатков 6 . Таким образом, сложившееся в нашей стране положение дел в области обеспечения государственной и информационной безопасности, в частности в сфере защиты государственной тайны, требует безотлагательного решения таких задач, как развитие и совершенствование государственной системы защиты информации, в том числе правовой защиты государственной тайны 7 . Потребность в ее совершенствовании вызывается и требованием совершенствования ныне действующего Закона РФ «О государственной тайне». Это требование обусловлено теми недостатками, которые присущи данному закону. Среди этих недостатков можно отметить следующие. 1. Наличие в статье 5 (1) Закона излишне широкого определения обобщенных групп (категорий) сведений, которые составляют государственную тайну. Такой большой масштаб данных категорий позволяет быстро определить конкретную группу сведений, составляющих государственную тайну, в которую попадают частные сведения, разглашенные конкретным нарушителем сохранения государственной тайны. Однако под каждую такую группу сведений подпадает или может подпасть значительный объем частных сведений. Поэтому оценить конкретную величину количественного ущерба для обороны и безопасности всего государства от разглашения конкретных частных сведений, составляющих государственную тайну, в этом случае затруднительно и зачастую невозможно. Так, например, норны // Юрист. 2002. № 8. С. 12. 6 С. 316–319. 7 5 См.: Трунов И., Трунова Л. Правовое регулирование государственной тайСм. об этом: Государственная тайна и ее защита в Российской Федерации / под общ. ред. М. А. Вуса и А. В. Федорова. СПб. : Юрид. центр «Пресс», 2003. См.: Фомин С. А. Указ. соч. С. 183. 9
Стр.9
мативно-методические документы, утверждаемые руководителями органов государственной власти, которые наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и согласованные с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны, не позволяют (или маловероятно, что позволят) учесть вклад в ущерб обороны и безопасности всего государства от малых категорий сведений, относящихся к государственной тайне. 2. Поскольку приведенные в статье 5 Федерального закона «О государственной тайне» сведения являются весьма обобщенными и внутри каждой подгруппы сведений, составляющих государственную тайну, содержатся данные различной важности, определяемой величиной ущерба, который может быть нанесен их несанкционированным разглашением, для этих подгрупп трудно установить какую-то определенную степень важности и, следовательно, степень засекречивания. В связи с этим статья 9 этого же закона требует дальнейшей последовательной детализации «Перечня сведений, составляющих государственную тайну» в определенном виде: 1) «Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне», утверждаемый Указом Президента РФ; 2) развернутые «Перечни сведений, подлежащих засекречиванию», разрабатываемые органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. Но если следовать количеству должностных лиц органов государственной власти в «Перечнях должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне», то только в период 1997–2001 гг. в России существовало от 34 до 39 развернутых «Перечней сведений, подлежащих засекречиванию» и соответственно столько же «Нормативно-методических документов по оценке количественно-качественной величины ущерба, наносимого незаконным распространением сведений, подлежащих засекречиванию. В результате не обеспечивается их своевременное и регулярное функционирование. Они существуют только «на бумаге» в соответствующих министерствах и ведомствах. О них не знают судьи, следователи, прокуроры и граждане России. 3. Вследствие того, что развернутые «Перечни сведений, подлежащих засекречиванию» и «Нормативно-методические документы...», содержащие сведения, составляющие государственную тайну, и не подлежащие в связи с эти официальному опубликованию, не 10
Стр.10
прошли государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ (согласно Указу Президента от 16 мая 1997 г. № 490, с изм. и доп. от 13 августа 1998 г. № 962), то они не вступили в силу и не являются нормативными правовыми актами, следовательно нарушают требования статьи 29 (4) Конституции РФ и статьи 5 (1) Федерального закона «О государственной тайне». 4. Сфера применения нынешнего Закона о государственной тайне охватывает не все важнейшие области деятельности государства, составляющие костяк его безопасности. В частности, в нем не отражены такие сферы его применения, как экология, информатика и др. 5. Формулировки отдельных положений нынешнего федерального закона о государственной тайне в какой-то части неопределенны. Поэтому ссылаться на них при оспаривании квалификации некоторой информации в качестве государственной тайны оказывается весьма сложным. Но если формулировка этого федерального закона не служит основанием для такого оспаривания, то разве может она содержать механизм защиты свободы информации и свободы мысли и слова? А если федеральный закон не может быть реально использован для защиты свободы слова и информации, то вряд ли представляется возможным прибегнуть к аргументу, что перечень тем, отнесенных к государственной тайне в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О государственной тайне», развивает и дополняет статью 29 (4) Конституции РФ, регулирующую право на свободу и распространение информации любым законным способом. 6. При формулировании в Законе понятия государственной тайны не учитывался принцип сбалансированности интересов государства, общества и личности в этой сфере. Многообразие засекреченных в Законе о государственной тайне сведений привело к тому, что в нем отсутствуют положения, позволяющие гражданам иметь реальную возможность ознакомиться со всеми закрытыми перечнями сведений, составляющих государственную тайну. В данном Законе не содержится и указаний на конкретные средства и методы защиты государственной тайны. А это предоставляет правоохранительным органам достаточно широкие возможности для принятия произвольных решений. Таким образом, анализ даже небольшого количества недостатков, существующих в сфере защиты государственной тайны, диктует насущную необходимость оптимизации концепции ее правовой 11
Стр.11
защиты с учетом нынешнего положения России в современном мире. К наиболее важным направлениям обеспечения указанной защиты современные исследователи относят разработку и принятие нормативных правовых актов РФ, устанавливающих ответственность юридических и физических лиц за несанкционированный доступ к информации, ее противоправное копирование, искажение и противозаконное использование, преднамеренное распространение недостоверной информации, противоправное раскрытие конфиденциальной информации, использование в преступных и корыстных целях служебной информации или информации, содержащей коммерческую тайну 8 ГИПОТЕЗА Вследствие несовершенной системы законодательства в области защиты государственной тайны произошел дисбаланс интересов государства, общества и личности в сфере обеспечения безопасности и защиты государственной тайны. . И в этой связи следует обратить особое внимание на необходимость разработки и принятия Концепции правовой защиты государственной тайны в Российской Федерации, ибо именно в ее рамках придется четко определять новый «набор» засекреченных сведений, новый порядок классификации информации в качестве государственной тайны; искать новые критерии достижения баланса интересов государства и личности, а также правоотношений в сфере обеспечения ее защиты; вести поиск путей устранения имеющихся недостатков в сфере обеспечения безопасности государства. С целью выяснения актуальной потребности в разработке новой концепции правовой защиты государственной тайны в РФ необходимо было оценить состояние этой защиты в настоящее время и причины, обусловившие необходимость ее создания. Достижение поставленной цели предполагает решение целого комплекса частных задач: 1) составить перечень существующих в России и зарубежных странах различных видов тайн; 2) систематизировать различные виды тайн; 3) инвентаризировать понятийный аппарат (категории, определения, термины, юридические конструкции, дефиниции), используемый при обеспечении защиты государственной тайны; 4) сопоставить степень закрепленности государственной тайны (как на конституционном, так и законодательном уровнях) в России и зарубежных странах; 8 См.: Фомин С. А. Указ. соч. С. 183. 12
Стр.12
5) установить конкретные критерии отнесения конфиденциальных (в том числе совершенно секретных) сведений к числу составляющих государственную тайну в зарубежных конституционных и законодательных актах; 6) дать оценку степени достижения баланса интересов государства и личности в сфере обеспечения защиты государственной тайны в РФ; 7) указать пути повышения ответственности за разглашение сведений, составляющих государственную тайну; 8) выявить основные недостатки нынешней концепции правовой защиты государственной тайны в РФ и предложить проект их устранения на основе дальнейшего совершенствования Конституции РФ, российских законодательных актов, связанных с обеспечением защиты государственной тайны. Для получения строгой аргументации и критической оценки предлагаемых эмпирических материалов данных, представляющих собой совокупность научных выводов и рекомендаций, проводился «мягкий» системный анализ с целью выявления возможных закономерностей и тенденций в виде совокупности ряда логических шагов в изучении проблемной ситуации, сложившейся в сфере обеспечения правовой защиты государственной тайны на примере уголовного дела А. Никитина 9 Для разрешения проблемной ситуации, сложившейся в сфере . правовой защиты государственной тайны в целом, необходимо прежде всего обосновать методологические принципы и разработать на их базе конституционно-правовые основы создания новой Концепции этой защиты. 9 См. : Мальцев В. А. Государство и информация // Конституционные права в России : дела и решения : учеб. пособие / отв. ред. А. Шайо. М. : Институт права и публичной политики, 2002. С. 585–693. 13
Стр.13
266 12 3 Компьютерная тайна ( тайна компьютерной информации) Уголовный кодекс РФ. Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации П р о д о л ж е н и е п р и л. 10 4 1. Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, т. е. информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного Врачебная тайна Уголовный кодекс РФ. Статья 155. Разглашение тайны усыновления (удочерения) 1. Разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений, наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев с лишением права зани
Стр.266
267 мать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового Семейный кодекс Российской Федерации. Статья 139. Тайна усыновления ребенка Тайна предварительного следствия Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Статья 310. Разглашение данных предварительного расследования 2. Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке Разглашение данных предварительного расследования лицом, предупрежденным в установленном законом порядке о недопустимости их разглашения, если оно совершено без согласия прокурора, следователя или лица, производящего дознание, наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев Тайна судебного заседания Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Статья 311. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса 1. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процес
Стр.267
268 12 3 О к о н ч а н и е п р и л. 10 4 са, а равно в отношении их близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью, наказывается штрафом в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев
Стр.268
Н а у ч н о е и з д а н и е Мальцев Владимир Андреевич КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Сравнительно-правовое исследование Ч а с т ь 2 Защита государственной тайны в системе обеспечения государственной безопасности России: пути повышения эффективности (мировой и отечественный опыт) Редактор В. Г. Холина Компьютерная верстка О. В. Шкуратько Подписано в печать 11.11.2015. Формат 60×84/16. Уч.-изд. л. 16,8. Усл. п. л. 15,7. Тираж 500 экз. Заказ 63 Издательский дом ВГУ 394000 Воронеж, пл. Ленина, 10 Отпечатано в типографии Издательского дома ВГУ 394000 Воронеж, ул. Пушкинская, 3 269
Стр.269