Ю.Д. Красовский Социокультурные основы управления бизнес-организацией Допущено Советом Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия по специальности «Менеджмент организации» Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия по специальностям 080507 «Менеджмент организации» и 040201 «Социология» Москва 2015 УДК [316.7:658](075.8) ББК 60.8я73-1+65.290-2я73-1 К78 Рецензен т ы: д-р экон. наук, проф. <...> ISBN 5-238-01118-0 Агентство CIP РГБ В пособии анализируются социокультурные процессы в бизнесорганизациях, которые описаны в понятиях «организационная культура», «корпоративная культура», «деловая культура». <...> Предисловие Разработкой нового учебного курса «Социокультурные основы управления бизнес-организаций» я продолжаю собственную серию учебной деловой литературы, которая раскрывает специфику организационного поведения и высвечивает новое понимание организационного менеджмента. <...> Представляется, что эта учебная дисциплина (официально наименованная «Менеджмент организации» — код 080507) должна перестроиться под те требования, которые уже изучены американскими и российскими консультантами в качестве важных координат организационного развития деловых организаций. <...> : ПИТЕР), а также учебное пособие Т.О. Соломанидиной «Организационная культура компании» (М. <...> Консалт-обучающая практика в школах МВА и апробация нового • поколения методик во многих фирмах в 2001—2006 гг. <...> Но это понятие имеет базовые истоки в 70—80-х гг. прошлого века, когда стали изучаться успешные бизнесорганизации и кросскультурные особенности международных компаний. <...> С другой стороны, американскому рационализму был нанесен удар «изнутри», когда стало известно о том, что и в США есть немало компаний, которые успешно развиваются благодаря уникальным способностям своих лидеров создавать оптимальные «человеческие ансамбли» работников (Т. <...> Этот <...>
Социокультурные_основы_управления_бизнес-организацией._Учебное_пособие._Гриф_УМО._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник.pdf
УДК [316.7:658](075.8)
ББК 60.8ÿ73-1+65.290-2ÿ73-1
Ê78
Рецензен т ы:
ä-ð ýêîí. íàóê, ïðîô. Ð.Á. Ноздрева
(зав. кафедрой менеджмента, маркетинга и коммерции
МГИМО (Университет) МИД РФ);
профессор Г.Н. Бутырин
(зав. кафедрой социологии организаций и управления
социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова);
ä-ð ôèëîñ. íàóê, ïðîô. Â.À. Луков
(проректор Московского гуманитарного университета);
ä-ð ñîö. íàóê, ïðîô. À.È. Ковалева
(зав. кафедрой социологии Московского гуманитарного университета)
Главный редактор издательства
кандидат юридических наук,
доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили
Ê78
Красовский, Юрий Дмитриевич.
Социокультурные
организацией:
основы управления
бизнесчающихся
по специальности «Менеджмент организации»
/ Þ.Ä. Красовский. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, —
391 ñ.
учеб. пособие для студентов вузов, обу2015.
ISBN
5-238-01118-0
Агентство CIP РГБ
В пособии
анализируются
социокультурные процессы в бизнесорганизациях,
которые описаны в понятиях «организационная культура»,
«корпоративная культура», «деловая культура». Книга подготовлена на основе
конкретных социальных исследований и методических разработок, успешно
апробированных автором на учебных занятиях в магистратурах и
бизнес-школах.
Учебное пособие открывает новые горизонты понимания социокультурных
особенностей бизнес-организаций.
Для преподавателей, студентов, слушателей бизнес-школ, менеджеров.
ББК 60.8ÿ73-1+65.290-2ÿ73-1
ISBN 5-238-01118-0
© Þ.Ä. Красовский, 2007
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2007
Воспроизведение всей книги или любой ее
части любыми средствами или в какой-либо
форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается
без письменного разрешения издательства.
Стр.3
Оглавление
Предисловие
Представление автора
Вводный раздел
Базисные предпосылки социокультурного развития
5
8
12
12
1. «Культурная революция» в американском менеджменте 13
2. «Человеческие ансамбли» образцовых компаний
2.1. Ориентация на действие
2.2. Лицом к потребителю
2.3. Самостоятельность и предприимчивость
2.4. Производительность — от человека
2.5. Совместные ценности
2.6. Приверженность своему делу
2.7. Простая форма — скромный штат управления
2.8. Свобода действий и жесткость одновременно
3. Процесс социокультурного познания организаций
Раздел 1. Организационная культура фирмы
19
20
21
23
24
26
27
29
30
31
4. Перспективы социокультурного изучения организаций 42
5. Концепция социокультурного развития
49
61
1.1. Управленческая сущность организационной культуры 61
1.2. Организационная культура «открытых дверей»
73
1.3. «Закрытая» культура управления «Отстраненность» 88
1.4. Социокультурные коллизии в бизнес-организации 104
Раздел 2. Корпоративная культура компаний
2.1. Генезис корпоративной культуры
2.2. Корпоративные кодексы компаний
2.3. Социокультурное «ядро» корпоративизма
117
117
137
158
2.4. «Теневые» субкультурные позиции в корпорации 174
Раздел 3. Кросскультурные особенности менеджмента 186
3.1. Социокультурные кризисы слияний и поглощений 187
3.2. «Шоковые» столкновения деловых культур
3.3. Кросскультурные позиции: противостояния
и слияния
390
203
217
3.4. Кросскультурные модели управления «Восток» 232
Стр.389
Раздел 4. Социокультурный диапазон развития организаций 250
4.1. «Дрейфинг» российской деловой культуры
250
4.2. Игровое формирование корпоративных ценностей 262
4.3. Фасилитарная культура управления корпорацией 273
4.4. Социокультурные ресурсы бизнес-организации 282
Заключение
Приложение В-1
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Библиографический список
Ключевые понятия
293
297
303
328
358
364
371
375
387
388
391
Стр.390