А затем при ожоге кислотой поверхность кожи промывают 2% раствором натрия гидрокарбоната, а при ожоге щелочью – 2% борной или 5% уксусной кислотой. <...> Для операции этих животных закрепляют на столиках в спинном или брюшном положении. <...> Местное обезболивание и наркоз животных Для ограничения движений, расслабления мышц и устранения болевой чувствительности при проведении исследований и физиологических опытов животным применяют местное обезболивание или наркоз. <...> Используют также 5% раствор новокаина, 0,5% или 2% раствор дикаина, которые наносят на слизистую оболочку пипеткой или пропитанным тампоном. <...> Для инфильтрационной анестезии чаще применяют 0,25-1% раствор новокаина в физиологическом растворе натрия хлорида с последующим внесением в него адреналина 1:1000 в количестве 2 мл на 1 л раствора. <...> Влияние температуры на сердечные сокращения Цель занятия: ознакомление с работой сердца лягушки и ее регистрация, наблюдение за последовательностью сокращения и расслабления его отделов; убедиться в автоматической деятельности сердца; исследовать влияние температуры на характер автоматии. <...> Объект исследования, материалы и оборудование: лягушка, кимограф, универсальный штатив, серфин, пробковая дощечка для фиксации лягушки, набор хирургических инструментов, спирт этиловый для наркоза, раствор Рингера, салфетки, ватные спиртовые тампоны, кимограф. <...> Это обусловлено автоматией сердца, т. е. способностью приходить в состояние возбуждения без воздействия извне, под влиянием импульсов, возникающих в нем самом. <...> В этом случае обозначается положение ромбовидной ямки, соответствующее области сочленения костей и первого позвонка. <...> Проколов мягкие ткани острием зонда, вводят в ромбовидную ямку вертикально зонд так, чтобы ощутить твердую основу позвонка. <...> Затем снова переводят зонд в вертикальное положение и, не вынимая его из ромбовидной ямки, вводят в головной мозг и разрушают его. <...> Верхушку сердца захватывают серфином <...>
Физиология_и_этология__методические_указания_для_практических_занятий.pdf
Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Самарская государственная
сельскохозяйственная академия»
В. В. Зайцев
ФИЗИОЛОГИЯ И ЭТОЛОГИЯ
Методические указания для практических занятий
Кинель
РИЦ СГСХА
2014
Стр.1
УДК 631.52 (07)
ББК 41.31 Р
З-17
Зайцев, В. В.
З-17 Физиология и этология : методические указания для практических
занятий / В. В. Зайцев. – Кинель : РИЦ СГСХА,
2014. – 66 с.
Методические указания предназначены для аспирантов, обучающихся
по направлению подготовки 06.06.01 Биологические
науки и направленности 03.03.01 Физиология (уровень подготовки
кадров высшей квалификации). Учебное издание содержит теоретический
материал, последовательность выполнения практических
работ, контрольные вопросы, список рекомендованной учебной
литературы.
© ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2014
© Зайцев В. В., 2014
2
Стр.2
Предисловие
Основная цель преподавания дисциплины «Физиология и
этология» – дать аспирантам современные знания о процессах
жизнедеятельности органов, систем органов, формирование системных
представлений о функционировании организма сельскохозяйственных
животных при воздействии окружающей среды и
физиологических механизмах адаптации. Дисциплина «Физиология
и этология» входит в цикл обязательных дисциплин, специальные
дисциплины отрасли науки и научной специальности основной
образовательной программы послевузовского профессионального
образования (аспирантура) по специальности 03.03.01 –
Физиология. Дисциплина осваивается на втором году обучения
аспиранта. Курс дисциплины предполагает наличие у аспирантов
знаний по дисциплинам биология с основами экологии, биохимия
в объеме программы высшего профессионального образования.
Знания и навыки, полученные аспирантами при изучении
данного курса, необходимы для сдачи кандидатского экзамена по
спецдисциплине и могут быть использованы при подготовке и
написании диссертации по специальности 03.03.01 – Физиология.
Выпускник, освоивший программу аспирантуры по направлению
подготовки 06.06.01 Биологические науки и направленности
03.03.01 Физиология, должен обладать следующими компетенциями:
способность к критическому анализу и оценке современных
научных достижений, генерированию новых идей при решении
исследовательских и практических задач, в том числе в
междисциплинарных областях;
способность
самостоятельно осуществлять научноисследовательскую
деятельность в соответствующей профессиональной
области с использованием современных методов
исследования и информационно-коммуникационных технологий;
осознание социальной значимости своей будущей профессии,
обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной
деятельности;
использование основных законов естественнонаучных дисциплин
в профессиональной деятельности.
3
Стр.3
Занятие 1 (вводное). Порядок работы в лаборатории.
Охрана труда и техника безопасности. Инструменты
и приборы, используемые в опытах
Цель занятия: ознакомление студентов с порядком работы в лаборатории,
охрана труда и техника безопасности при проведении занятий, подготовка
животных к опытам, инструменты и приборы, используемые в
опытах.
Охрана труда и техника безопасности в учебном процессе
Лабораторные занятия должны выполняться в условиях,
обеспечивающих высокую производительность учебного труда и
исключающих возникновение травм, ожогов, ушибов и других повреждений
студентов. На занятиях по физиологии часто используются
электрические приборы, режущие инструменты, растворы
кислот, щелочей и другие средства, а также лабораторных и сельскохозяйственных
животных. Включение их в работу требует соблюдения
определенных правил охраны труда и техники безопасности,
предупреждающих воздействие на студентов опасных и
вредных производственных факторов, что особенно необходимо в
современных условиях научно-технического прогресса.
Основные правила предупреждения электротравм
При использовании прибора в работе необходимо до включения
произвести его внешний осмотр и убедиться в соответствии
потребления им электрического тока и напряжения его в сети. Все
токоведущие части должны иметь неповрежденную изоляцию и
плотные контакты, а конструкция прибора – соответствовать условиям
его эксплуатации и обеспечивать защиту работающего от
соприкосновения с токоведущими и двигательными частями. Корпус
прибора или металлические его части, доступные для прикосновения
человека, подвергают защитному заземлению, показания
прибора ставят на нуль. В приборах должна быть действующая
звуковая сигнализация, например красная лампочка при включении
высокого напряжения. Приборы следует предохранять от попадания
на них воды, паров, растворов кислот и щелочей. Перегоревшие
предохранители не заменять самодельными.
4
Стр.4
Основные правила работы с реактивами
На занятиях часто используют реактивы в растворах, а в отдельных
случаях в виде кристаллов. Точность полученных результатов
при выполнении лабораторных опытов во многом зависит
от чистоты реактивов. Поэтому их нужно предохранять от загрязнения
и держать в закрытой посуде. Случайно рассыпанный
реактив вновь вносить в эту же тару нельзя. Реактивы без этикетки
и неизвестного состава в работе не используют. Растворы реактивов
хранят в плотно закрытой посуде, а легко испаряющиеся –
в склянках с двойными шлифованными затворами. Жидкости с
резким запахом содержат и переливают только в вытяжном шкафу.
Нельзя определять реактивы по запаху из горлышка посуды, а
также на вкус. Во время работы на стол выставляют реактивы, необходимые
только для данного занятия. Переливать растворы из
одной емкости в другую можно с помощью мерных цилиндров,
бюреток и пипеток, не допуская их разбрызгивания. Ядовитые
жидкости и концентрированные растворы набирают только с помощью
резиновой груши или пипетки с баллоном. Твердые вещества,
бумагу, вату не выбрасывают, а остатки кислот, щелочей и
другие жидкие реактивы не выливают в раковину, а собирают их в
специально отведенную посуду.
В лабораторной практике нередко пользуются такими ядовитыми
веществами, как ртуть, метиловый спирт и бром. Ртуть может
вызвать смертельное отравление при содержании ее в воздухе
0,00005 об%. Поэтому необходимо очень осторожно работать с
приборами, содержащими ртуть, и не допускать ее утечки при заправке
аппаратов. Метиловый спирт – очень ядовитая и легковоспламеняющаяся
жидкость, с воздухом образует взрывоопасную
смесь. Он сравнительно легко проникает в организм через неповрежденную
кожу, а при попадании внутрь до 5-8 г вызывает
сильное отравление и потерю зрения. Метиловый спирт по запаху,
цвету и вкусу мало отличается от этилового спирта, и поэтому
хранить их следует раздельно. Бром имеет свойство испаряться и
поэтому сильно раздражает органы дыхания, а при контакте с кожей
вызывает ожоги. Он является пожароопасным препаратом,
хранят его в специальных банках с притертой пробкой и сверху
5
Стр.5