Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Физиология и этология: методические указания для практических занятий (220,00 руб.)

0   0
Первый авторЗайцев Владимир Владимирович
ИздательствоРИЦ СГСХА
Страниц66
ID343406
АннотацияУчебное издание содержит теоретический материал, последовательность выполнения практических работ, контрольные вопросы, список рекомендованной учебной литературы.
Кому рекомендованоМетодические указания предназначены для аспирантов, обучающихся по направлению подготовки 06.06.01 Биологические науки и направленности 03.03.01 Физиология (уровень подготовки кадров высшей квалификации).
Зайцев, В.В. Физиология и этология: методические указания для практических занятий / В.В. Зайцев .— Самара : РИЦ СГСХА, 2014 .— 66 с. — URL: https://rucont.ru/efd/343406 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А затем при ожоге кислотой поверхность кожи промывают 2% раствором натрия гидрокарбоната, а при ожоге щелочью – 2% борной или 5% уксусной кислотой. <...> Для операции этих животных закрепляют на столиках в спинном или брюшном положении. <...> Местное обезболивание и наркоз животных Для ограничения движений, расслабления мышц и устранения болевой чувствительности при проведении исследований и физиологических опытов животным применяют местное обезболивание или наркоз. <...> Используют также 5% раствор новокаина, 0,5% или 2% раствор дикаина, которые наносят на слизистую оболочку пипеткой или пропитанным тампоном. <...> Для инфильтрационной анестезии чаще применяют 0,25-1% раствор новокаина в физиологическом растворе натрия хлорида с последующим внесением в него адреналина 1:1000 в количестве 2 мл на 1 л раствора. <...> Влияние температуры на сердечные сокращения Цель занятия: ознакомление с работой сердца лягушки и ее регистрация, наблюдение за последовательностью сокращения и расслабления его отделов; убедиться в автоматической деятельности сердца; исследовать влияние температуры на характер автоматии. <...> Объект исследования, материалы и оборудование: лягушка, кимограф, универсальный штатив, серфин, пробковая дощечка для фиксации лягушки, набор хирургических инструментов, спирт этиловый для наркоза, раствор Рингера, салфетки, ватные спиртовые тампоны, кимограф. <...> Это обусловлено автоматией сердца, т. е. способностью приходить в состояние возбуждения без воздействия извне, под влиянием импульсов, возникающих в нем самом. <...> В этом случае обозначается положение ромбовидной ямки, соответствующее области сочленения костей и первого позвонка. <...> Проколов мягкие ткани острием зонда, вводят в ромбовидную ямку вертикально зонд так, чтобы ощутить твердую основу позвонка. <...> Затем снова переводят зонд в вертикальное положение и, не вынимая его из ромбовидной ямки, вводят в головной мозг и разрушают его. <...> Верхушку сердца захватывают серфином <...>
Физиология_и_этология__методические_указания_для_практических_занятий.pdf
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» В. В. Зайцев ФИЗИОЛОГИЯ И ЭТОЛОГИЯ Методические указания для практических занятий Кинель РИЦ СГСХА 2014
Стр.1
УДК 631.52 (07) ББК 41.31 Р З-17 Зайцев, В. В. З-17 Физиология и этология : методические указания для практических занятий / В. В. Зайцев. – Кинель : РИЦ СГСХА, 2014. – 66 с. Методические указания предназначены для аспирантов, обучающихся по направлению подготовки 06.06.01 Биологические науки и направленности 03.03.01 Физиология (уровень подготовки кадров высшей квалификации). Учебное издание содержит теоретический материал, последовательность выполнения практических работ, контрольные вопросы, список рекомендованной учебной литературы. © ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2014 © Зайцев В. В., 2014 2
Стр.2
Предисловие Основная цель преподавания дисциплины «Физиология и этология» – дать аспирантам современные знания о процессах жизнедеятельности органов, систем органов, формирование системных представлений о функционировании организма сельскохозяйственных животных при воздействии окружающей среды и физиологических механизмах адаптации. Дисциплина «Физиология и этология» входит в цикл обязательных дисциплин, специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности 03.03.01 – Физиология. Дисциплина осваивается на втором году обучения аспиранта. Курс дисциплины предполагает наличие у аспирантов знаний по дисциплинам биология с основами экологии, биохимия в объеме программы высшего профессионального образования. Знания и навыки, полученные аспирантами при изучении данного курса, необходимы для сдачи кандидатского экзамена по спецдисциплине и могут быть использованы при подготовке и написании диссертации по специальности 03.03.01 – Физиология. Выпускник, освоивший программу аспирантуры по направлению подготовки 06.06.01 Биологические науки и направленности 03.03.01 Физиология, должен обладать следующими компетенциями:  способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;  способность самостоятельно осуществлять научноисследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий;  осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;  использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности. 3
Стр.3
Занятие 1 (вводное). Порядок работы в лаборатории. Охрана труда и техника безопасности. Инструменты и приборы, используемые в опытах Цель занятия: ознакомление студентов с порядком работы в лаборатории, охрана труда и техника безопасности при проведении занятий, подготовка животных к опытам, инструменты и приборы, используемые в опытах. Охрана труда и техника безопасности в учебном процессе Лабораторные занятия должны выполняться в условиях, обеспечивающих высокую производительность учебного труда и исключающих возникновение травм, ожогов, ушибов и других повреждений студентов. На занятиях по физиологии часто используются электрические приборы, режущие инструменты, растворы кислот, щелочей и другие средства, а также лабораторных и сельскохозяйственных животных. Включение их в работу требует соблюдения определенных правил охраны труда и техники безопасности, предупреждающих воздействие на студентов опасных и вредных производственных факторов, что особенно необходимо в современных условиях научно-технического прогресса. Основные правила предупреждения электротравм При использовании прибора в работе необходимо до включения произвести его внешний осмотр и убедиться в соответствии потребления им электрического тока и напряжения его в сети. Все токоведущие части должны иметь неповрежденную изоляцию и плотные контакты, а конструкция прибора – соответствовать условиям его эксплуатации и обеспечивать защиту работающего от соприкосновения с токоведущими и двигательными частями. Корпус прибора или металлические его части, доступные для прикосновения человека, подвергают защитному заземлению, показания прибора ставят на нуль. В приборах должна быть действующая звуковая сигнализация, например красная лампочка при включении высокого напряжения. Приборы следует предохранять от попадания на них воды, паров, растворов кислот и щелочей. Перегоревшие предохранители не заменять самодельными. 4
Стр.4
Основные правила работы с реактивами На занятиях часто используют реактивы в растворах, а в отдельных случаях в виде кристаллов. Точность полученных результатов при выполнении лабораторных опытов во многом зависит от чистоты реактивов. Поэтому их нужно предохранять от загрязнения и держать в закрытой посуде. Случайно рассыпанный реактив вновь вносить в эту же тару нельзя. Реактивы без этикетки и неизвестного состава в работе не используют. Растворы реактивов хранят в плотно закрытой посуде, а легко испаряющиеся – в склянках с двойными шлифованными затворами. Жидкости с резким запахом содержат и переливают только в вытяжном шкафу. Нельзя определять реактивы по запаху из горлышка посуды, а также на вкус. Во время работы на стол выставляют реактивы, необходимые только для данного занятия. Переливать растворы из одной емкости в другую можно с помощью мерных цилиндров, бюреток и пипеток, не допуская их разбрызгивания. Ядовитые жидкости и концентрированные растворы набирают только с помощью резиновой груши или пипетки с баллоном. Твердые вещества, бумагу, вату не выбрасывают, а остатки кислот, щелочей и другие жидкие реактивы не выливают в раковину, а собирают их в специально отведенную посуду. В лабораторной практике нередко пользуются такими ядовитыми веществами, как ртуть, метиловый спирт и бром. Ртуть может вызвать смертельное отравление при содержании ее в воздухе 0,00005 об%. Поэтому необходимо очень осторожно работать с приборами, содержащими ртуть, и не допускать ее утечки при заправке аппаратов. Метиловый спирт – очень ядовитая и легковоспламеняющаяся жидкость, с воздухом образует взрывоопасную смесь. Он сравнительно легко проникает в организм через неповрежденную кожу, а при попадании внутрь до 5-8 г вызывает сильное отравление и потерю зрения. Метиловый спирт по запаху, цвету и вкусу мало отличается от этилового спирта, и поэтому хранить их следует раздельно. Бром имеет свойство испаряться и поэтому сильно раздражает органы дыхания, а при контакте с кожей вызывает ожоги. Он является пожароопасным препаратом, хранят его в специальных банках с притертой пробкой и сверху 5
Стр.5