Красная РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЗИЦИИ ЧЕЛОВЕКА В СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ В статье описывается попытка разработки и апробации методики определения позиции субъекта в социальной ситуации. <...> Понятие «позиция» рассматривается как способ формирования отношений человека с обществом. <...> Позиция индивида в мире вырабатывается активностью, реализуется через его отношения с социальной ситуацией. <...> Выделены 2 позиции, занимаемые индивидом при формировании отношений с окружающей действительностью: 1) позиция аналитика-наблюдателя; 2) позиция преобразователя. <...> В качестве проективного стимульного материала методики были выбраны пословицы. <...> Материал предоставляет возможность рассмотреть позицию индивида через его интерпретацию различных социальных ситуаций, данных в пословицах. <...> Ключевые слова: социальная ситуация, позиция субъекта, аналитикнаблюдатель, преобразователь, пословицы как проективный стимульный материал. <...> Th e technique contains the projective stimulus material — proverbs. <...> Th e material provides an opportunity to consider the individual’s position through interpretation of various social situations represented in proverbs. <...> Key words: social situation, person’s position, analyst-observer, activist, proverbs as projective stimulus material. <...> Красная Мария Андреевна — аспирант кафедры социальной психологии ф-та психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. <...> 103 В настоящее время одним из значимых вопросов социальной психологии является понимание отношений между человеком и обществом (Андреева, 2001). <...> Современная научная методология отличается стремлением исследователей снять противоречие картезианской картины мира, в которой человек противостоит отдельным объектам социальной реальности, событиям и ситуациям действительности. <...> Данное противоречие устраняется путем рассмотрения субъекта как включенного в социальное пространство (Абульханова, 2005). <...> Социальная ситуация — это проблемная сфера, в процессе взаимодействия с которой индивид занимает определенную социальную позицию (Знаков, 2003). <...> Субъект занимает позицию активного участника <...>