Богоявленская ОДареннОсть: Ответ через пОлтОра стОлетия В статье подчеркивается необходимость научно обоснованного раскрытия понятия «одаренность». <...> В ходе исторического экскурса в проблему раскрываются причины широкой распространенности представления об одаренности как об «уровне интеллекта выше среднестатистического». <...> Выделение единицы анализа одаренности (способности к развитию деятельности по своей инициативе) и метода ее измерения («систематического наблюдения») позволило реализовать заложенное Ф. <...> The article puts special emphasis on the necessity of giving a scientifically grounded definition to such a concept as «giftedness». <...> By taking a retrospective look on the problem the author reveals reasons why the perception of giftedness as «intellect above average» is so widespread. <...> Determining a unit of analysis of giftedness (i.e. ability to develop activity on one’s own initiative) and creating a method for its measurement («systematic observation») made it possible to realize F. galton’s concept of giftedness. <...> Обзор литературы по проблемам одаренности указывает на теснейшую связь решения этих проблем с непосредственными запросами общества. <...> В 1950-х гг. действуют две тенденции: 1) доступность рабочих мест в сфере занятости в период стабильности оказывает влияние на снижение возраста приема детей в школу; 2) из-за демографического взрыва появляется множество работ, указывающих на вред снижения Богоявленская Диана Борисовна — докт. психол. наук, профессор, зав. лабораторией диагностики творчества ПИ РАО, профессор кафедры общей психологии ф-та психологии МГУ. <...> Поиск и процедура выявления талантов воспринимается как насильственная мера. <...> Общественность выражает недовольство слишком сильной фиксацией школы на эмоциональном благополучии детей за счет снижения учебной нагрузки, а следовательно, и интеллектуального потенциала. <...> Таким образом, четко прослеживается зависимость смены философских концепций образования и реализующих их конкретных педагогических стратегий от социально-экономических причин (Кузнецова, 1994/2006). <...> В настоящее время на смену лозунгам перестройки пришло требование воспитания конкурентоспособной <...>