Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Грани  / № 9 1950

О русской песне (90,00 руб.)

0   0
Первый авторТверской П.
Страниц2
ID325229
Аннотациястатья о книге ""Народные русские песни и романсы" составителя Алексея Чернова
Тверской, П. О русской песне / П. Тверской // Грани .— 1950 .— № 9 .— С. 156-157 .— URL: https://rucont.ru/efd/325229 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Библиография О русской песне «Ах, песня, песня, что ты можешь сделать с сердцем человека! <...> .» Фурманов — «Чапаев» Есть древне речение, приписываемое чуть ли не самому князю Владимиру Красное Солнышко, — «Руси есть веселие пити». <...> Пожалуй с большим правом можно было бы сказать: «Руси есть веселие пети». <...> И в самом деле: песня, во всех ее оттенках, пронизывает русскую историю, русскую культуру, оказывается подлинным выразителем душевных движений и задушевных чаяний русских людей. <...> Русская песня, русские мелодии — необычайный, пленительный, своеобразный мир, в котором отражается дух и судьба России, ее таинственно увлекающий облик, который неслучайно дан .великому народу и который именно в песне более всего внятен чужестранному миру. <...> Куда бы ни обернуться, звучит Русская Земля: былинными и гуслярными речитативами, богатырско-разбойничьими «старинами» с посвистом, строгими церковными распевами, народными, безмерно богатыми мелодиями, часто, по свидетельству знатоков, обедненными в записи, неистощимыми в оттенках, полутонах и переходах, минорными в основе своей, даже когда буен и жизнеутверждающ смысл композиции. <...> Итальянская музыкальная струя, внесенная в конце 18 века в Россию, оказалась поглощенной, переработанной в русской музыкальной стихии, — и бессмертная заслуга Глинки и его традиции в том, что русская классическая музыка вобрала в себя народную песенную основу, расцветая всегда в ней и, после всяческих формальных ухищрений, неизменно возвращаясь к ней («Могучая Кучка», Чайковский, Прокофьев). <...> Замечательно, что беспрерывно продолжается стихийное песенное творчество в России: — горькая бурлацкая песня идет в параллель с надрывной «рекрутской», опошляемая «романсным духом» фабрично-заводская лирическая «жалоба» развивается вместе с «каторжной» или с плоско' программной студенческо-революционной песней; звучит задорная, насмешливая,, часто грубая, но дерзкая, живая, обычно меткая, частушка <...>