НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Защитить Россию, наших граждан
от угроз в области ядерной,
радиационной, химической
и биологической безопасности *
Добрый день, уважаемые
коллеги!
Сегодня в нашей повестке
– вопросы совершенствования
государственной
политики в области
обеспечения ядерной,
радиационной, химической
и биологической
безопасности. Тема серьезная,
многоплановая.
Мы хорошо понимаем,
что в современном мире
существует немало техногенных
угроз, и прежде
всего связанных с
работой крупных инфраструктурных,
промышленных,
энергетических
объектов. Достаточно
вспомнить трагедию на
«Фукусиме» в марте 2011
года в Японии или недавнюю
трагедию в Китайской
Народной Республике,
где в результате
пожара на складах высокотоксичных
и взрывчатых
веществ погибло более ста человек,
материальный ущерб превысил миллиард
долларов.
В разных регионах планеты мы наблюдаем
регулярные вспышки опасных инфекционных
заболеваний. Недавняя эпидемия
лихорадки Эбола, как мы знаем,
унесла жизни более 11 тысяч человек.
Необходимо надежно защитить Россию,
наших граждан от подобных
угроз, и прежде всего – обеспечить
безопасность объектов ядерной энергетики,
а также предприятий, на которых
хранятся, производятся или используются
опасные радиационные,
химические, биологические вещества
и материалы. Необходимо свести на
нет риски возникновения на таких
предприятиях аварий или совершения
противоправных действий.
Какие шаги и меры считаю здесь наиболее
приоритетными?
Во-первых, в действующих документах
стратегического планирования у
мической, биологической
защиты. Она должна быть
ориентирована на эффективное
противодействие
всем видам потенциальных
угроз.
Кроме того, уже в ближайшее
время следует
провести инвентаризацию
индивидуальных
средств защиты граждан,
определить, какие из них
морально и технически
устарели, и выработать
меры по восполнению
запасов таких средств за
счет современных образцов.
Разумеется, разработка
и производство новых
средств защиты должна
осуществляться только на
отечественной базе. Для
этого у нас есть хорошие
технологические заделы.
Далее. Надо активнее переходить
на безопасные,
экологичные технологии
в промышленности, жинас
содержится целый ряд положений
о противодействии угрозам ядерной,
радиационной, химической, биологической
безопасности, причем как в
мирное, так и – не дай бог, конечно, –
в военное время. Нужно проанализировать,
насколько они отвечают реалиям
сегодняшнего дня, и при необходимости
внести соответствующие
коррективы.
Второе: серьезное внимание надо уделить
анализу вызовов и угроз безопасности
в обозначенных сферах. Сейчас
такая работа ведется по линии Министерства
обороны и еще в нескольких
ведомствах. Нужно сформировать единые
взгляды на эти вызовы и угрозы,
что позволит организовать более эффективную
защиту наших граждан от
них.
Третье: важно обеспечить реализацию
научно-технической политики в области
разработки и эксплуатации современных
средств радиационной, хиОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. НОЯБРЬ 2015
лищно-коммунальном хозяйстве, внедрять
жесткие современные стандарты,
чтобы стимулировать использование
технологий, которые снижают, а еще
лучше – полностью исключают риски.
Например, уже сейчас есть возможность
обходиться без хлора и других потенциально
опасных веществ в системе жилищно-коммунального
хозяйства.
Пятое: в сфере повышенного внимания
должна оставаться санитарно-эпидемиологическая
обстановка.
Необходимо минимизировать риски
распространения вредоносных инфекций,
не допустить их попадания в
Россию из-за рубежа, с территорий сопредельных
государств.
И в завершение отмечу, что работу по
каждому из обозначенных направлений
необходимо тщательно координировать
на всех уровнях – от федерального
до муниципального.
* Вступительное слово Президента России В.В. Путина на заседании Совета Безопасности. 30 октября, Московская область, Ново-Огарево.
1
Стр.2
КРУГОЗОР ПРОФЕССИОНАЛА
Глобальная и национальная
стратегии управления рисками
катастроф и стихийных бедствий
12–14 октября в Москве в зале Фундаментальной
библиотеки МГУ им. Ломоносова
и в Академии Государственной
противопожарной службы МЧС
России проходил Международный
конгресс «Глобальная и национальная
стратегии управления рисками
катастроф и стихийных бедствий».
Его цель – обмен передовым мировым
опытом и выработка консолидированных
подходов к вопросам снижения
последствий природных катастроф
и техногенных аварий. В конгрессе
приняли участие свыше 100 представителей
из более чем 70 стран мира.
Открыл конгресс и выступил на нем с
докладом министр РФ по чрезвычайным
ситуациям Владимир Пучков. Публикуем
ниже запись этого доклада.
2
Новые
возможности
и новые угрозы
Президент Российской Федерации
В.В. Путин поставил перед нами конкретные
задачи по формированию и
реализации государственной политики
в области управления рисками
катастроф и стихийных бедствий, реализации
государственной политики в
сферах гражданской обороны, защиты
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, обеспечения пожарной
безопасности и безопасности людей на
водных объектах, а также оказания помощи
и поддержки каждому человеку,
который оказался в беде.
В Российской Федерации создана мощная
служба спасения, которая в этом году
отмечает 25-ю годовщину со дня основания.
За эти годы ею проведено большое
количество спасательных операций в
России и в разных уголках земного шара,
спасено свыше 1,5 млн человек, ликвидировано
около 30 тыс. крупномасштабных
чрезвычайных ситуаций, потушено
более 6 млн пожаров, в районы ЧС доставлено
свыше 430 тыс. т гуманитарных
грузов, оказана практическая помощь и
поддержка свыше 5 млн человек.
В настоящее время перед человечеством
стоит ряд глобальных проблем, которые
возникают в ходе развития цивилизации.
Происходят серьезные климатические
изменения в Мировом океане, растет
численность населения, повышается его
мобильность, ускоряется урбанизация,
динамично развивается инфраструктура
и коммуникации. Общество сталкивается
с проблемами в сферах энергетики
и водоснабжения, утилизации бытовых
отходов, истощения невозобновляемых
ресурсов. Появляются новые информационные,
нано- и другие технологии,
которые способствуют повышению качества
жизни человека и вместе с тем появлению
новых опасностей и угроз. Каждая
неразрешенная глобальная проблема
становится вероятной причиной масштабной
катастрофы. И только знание
потенциальных опасностей позволяет
принимать превентивные меры, чтобы
избежать беды или в случае ее возникновения
минимизировать потери.
Сегодня в центре нашего внимания человек,
общество и государство. Цель государства
– защита жизни и интересов человека.
Выбор наиболее приоритетных и
эффективных мер, направленных на снижение
рисков, и составляет главную цель
государственной политики и практической
деятельности в сфере безопасности
жизнедеятельности населения, всех государственных
институтов. Инвестировать
в устойчивость функционирования объектов
и отраслей экономики, различных
систем и т.д. дешевле, чем оплачивать
катастрофу, ее последствия.
Одним из главных вызовов существующей
системе гуманитарного реагирования
на кризисы является резкое увеличение
гуманитарных потребностей.
За последнее десятилетие число людей,
которые нуждаются в гуманитарной поОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. НОЯБРЬ 2015
Стр.3