Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Краткий курс грамматики латинского языка (1500,00 руб.)

1   0
Первый авторЧеканова Н. В.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц57
ID316418
АннотацияПособие рассчитано не столько на изучение латинского языка в полном объеме и принятом обычном смысле, сколько на знакомство с латинской грамматикой и лексикой, которые лежат в основе современной терминологии гуманитарных наук и вошли в терминологический обиход юридической практики. Основные положения и закономерности латинской грамматики представлены в виде формул и схем. Изложение учебного материала сочетает два основных метода обучения - теоретический и практический: теоретические правила подкреплены конкретными примерами. Использована лексика, наиболее употребительная в римском праве.
Кем рекомендованоРедакционно-издательским советом Российской академии образования
Кому рекомендованоПособие предназначено для студентов гуманитарных и юридических факультетов университетов, а также для тех, кто изучает латинский язык самостоятельно.
ISBN978-5-89349-916-2
УДК811.124(075.8)
ББК81.2Лат-923
Чеканова, Н.В. Краткий курс грамматики латинского языка : учеб. пособие / Н.В. Чеканова .— 5-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2014 .— 57 с. — (Библиотека студента) .— ISBN 978-5-89349-916-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/316418 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

30 Спряжение вспомогательного глагола быть — sum, fui, , esse в настоящем времени изъявительного наклонения активного залога (Praesens indicativi activi) . <...> . 31 Спряжение глагола в настоящем времени изъявительного наклонения активного залога (Praesens indicativi activi) . <...> 33 Спряжение глаголов системы инфекта изъявительного наклонения действительного залога (Imperfectum, Futurum I indicativi activi) . <...> 38 Спряжение глаголов системы инфекта в изъявительном наклонении пассивном (страдательном) залоге (Praesens, Imperfectum, Futurum I) . <...> 49 Futurum II (secundum или exactum) indicativi activi . <...> 50 Вспомогательный глагол быть — sum, fui, , esse в системе Perfect’a . <...> 51 Приставочные глаголы сложные с sum. в системе Perfect’a . <...> 55 Perfectum, Plusquamperfectum и Futurum II в пассивном (страдательном) залоге (passivum). <...> 58 Спряжение глагола в активном залоге сослагательного наклонения — Praesens, Imperfectum, Perfectum, Plusquamperfectum conjunctivi activi . <...> . 60 4 Спряжение глагола в пассивном (страдательном) залоге сослагательного наклонения — Praesens, Imperfectum, Perfectum, Plusquamperfectum conjunctivi passivi . <...> Имя прилагательное (nomen adjectivum) и отглагольные именные формы . <...> 78 Отглагольная именная форма герундив — Gerundivum и его роль в предложении . <...> 79 Отглагольная именная форма герундий — Gerundium и его роль в предложении . <...> В латинском языке флективными являются: имя существительное — nomem substantivum имя прилагательное — nomen adjectivum местоимение — pronomen ● ● ● ● ● ● числительное — nomen numerale причастие — participium глагол – verbum. <...> Латинские существительные имеют два числа: единственное число — numerus singularis (Sing.), множественное число — numerus pluralis (Plur.) <...> Латинские существительные имеют шесть падежей: именительный — casus nominativus (Nom.) — отвечает на воп росы кто? что? и выступает в предложении подлежащим, обо значает действующее лицо; родительный — casus genitivus (Gen.) — отвечает на вопросы кого? чего? (исключительно в притяжательном значении, т.е. отвечает на вопросы чей? чья? чье?) и выступает в предложении определением, т.е. связан вопросом с именем существительным; дательный — casus dativus (Dat.) — отвечает на вопросы кому? чему? и выступает <...>
Краткий_курс_грамматики_латинского_языка_(1).pdf
УДК 811.124(075.8) ББК 81.2Лат923 Ч37 Библиотека студента Главный редактор Д.И. Фельдштейн Заместитель главного редактора С.К. Бондырева Члены редакционной коллеги и: А.Г. Асмолов, В.А. Болотов, В.П. Борисенков, А.А. Деркач, А.И. Донцов, И.В. Дубровина, М.И. Кондаков, В.Г. Костомаров, Н.Н. Малофеев, Н.Д. Никандров, В.А. Поляков, В.В. Рубцов, Э.В. Сайко Чеканова Н.В. Ч37 Краткий курс грамматики латинского языка [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н.В. Чеканова. — 5е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2014. — 112 с. ISBN 9785893499162 Пособие рассчитано не столько на изучение латинского языка в полном объеме и принятом обычном смысле, сколько на знакомство с латинской грамматикой и лексикой, которые лежат в основе со временной терминологии гуманитарных наук и вошли в терминологический обиход юридической практики. Основные положения и закономернос ти латинской грамматики представлены в виде формул и схем. Изложе ние учебного материала сочетает два основных метода обучения — теоретический и практический: теоретические правила подкреплены конкр етными примерами. Использована лексика, наиболее употребительная в римском праве. Пособие предназначено для студентов гуманитарных и юридических факультетов университетов, а также для тех, кто изучает латинский язык самостоятельно. УДК 811.124(075.8) ББК 81.2Лат923 ISBN 9785893499162 © Издательство «ФЛИНТА», 2014 ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие . ..................................................................................... 7 1. ФОНЕТИКА . ................................................................................ 9 Алфавит. Правила произношения. ......................................... 9 Общие правила долготы и краткости. Слогораздел ............. 12 Общие правила ударения . .................................................... 13 2. МОРФОЛОГИЯ ......................................................................... 15 2.1. Имя существительное (nomem substantivum) .......................... 15 Грамматические категории имени существительного. ......... 15 Склонение существительных ............................................... 18 Первое склонение ........................................................... 18 Второе склонение............................................................ 19 Третье склонение............................................................. 20 Четвертое склонение. ...................................................... 23 Пятое склонение ............................................................. 25 Схема морфологического разбора имени существительного . .............................................................................................. 25 2.2. Глагол (verbum) . .................................................................... 26 Грамматические категории глагола . ..................................... 26 Спряжение (conjugatio) и основы глагола ............................ 29 Образование Infinitiv’a praesentis activi ................................. 30 Спряжение вспомогательного глагола быть — sum, fui, , esse в настоящем времени изъявительного наклонения активного залога (Praesens indicativi activi) . ..... 30 Приставки . .......................................................................... 30 Приставочные глаголы с sum... ............................................ 31 Спряжение глагола в настоящем времени изъявительного наклонения активного залога (Praesens indicativi activi) . ..... 32 2 3
Стр.2
Основные глагольные формы ................................................. 33 Спряжение глаголов системы инфекта изъявительного наклонения действительного залога (Imperfectum, Futurum I indicativi activi) ......................................................... 36 Схема морфологического разбора глагола ............................. 38 Спряжение вспомогательного глагола быть sum, fui, , esse в инфектных временах ............................................ 38 Пассивный (страдательный) залог глагола (genus passivum) .. 38 Спряжение глаголов системы инфекта в изъявительном наклонении пассивном (страдательном) залоге (Praesens, Imperfectum, Futurum I) ........................................................... 39 Пассивная конструкция предложения ................................... 42 Отложительные (verba deponentia), полуотложительные (semideponentia) глаголы.......................................................... 43 Повелительное наклонение (Imperativus) .............................. 44 Отрицательные формы Imperativ’a ......................................... 47 Повелительное наклонение (Imperativus) вспомогательного глагола быть  sum, fui, , esse .................................................. 47 Система перфекта (изъявительное наклонение) ................... 48 Perfectum indicativi activi ..................................................... 48 Plusquamperfectum indicativi activi ...................................... 49 Futurum II (secundum или exactum) indicativi activi .......... 50 Вспомогательный глагол быть — sum, fui, , esse в системе Perfect’a ...................................................................................... 51 Приставочные глаголы сложные с sum... в системе Perfect’a ...................................................................................... 52 Отглагольная именная форма — причастие (Participium) ..... 53 Причастие отложительных и полуотложительных глаголов .... 55 Perfectum, Plusquamperfectum и Futurum II в пассивном (страдательном) залоге (passivum)........................................... 55 Сослагательное наклонение — modus conjunctivus................ 58 Спряжение глагола в активном залоге сослагательного наклонения — Praesens, Imperfectum, Perfectum, Plusquamperfectum conjunctivi activi ........................................ 58 Conjunctivus вспомогательного глагола sum... ....................... 60 4 Спряжение глагола в пассивном (страдательном) залоге сослагательного наклонения — Praesens, Imperfectum, Perfectum, Plusquamperfectum conjunctivi passivi .................... 61 Все формы инфинитива (Infinitivus) ....................................... 63 2.3. Имя прилагательное (nomen adjectivum) и отглагольные именные формы ......................................................................... 67 Грамматические категории прилагательного ......................... 67 Склонение прилагательных..................................................... 68 I—II склонения.................................................................... 68 III склонение ....................................................................... 70 Согласование прилагательных с существительными ............ 72 Степени сравнения прилагательных ...................................... 73 Супплетивные степени сравнения прилагательных.............. 76 Схема морфологического разбора имени прилагательного ... 77 Грамматические конструкции степеней сравнения прилагательных в предложении .............................................. 77 Склонение причастий .............................................................. 78 Отглагольная именная форма герундив — Gerundivum и его роль в предложении ........................................................ 79 Отглагольная именная форма герундий — Gerundium и его роль в предложении ........................................................ 80 2.4. Наречие (adverbium) .................................................................. 81 Наречия от прилагательных .................................................... 81 Степени сравнения наречий.................................................... 83 2.5. Местоимения (pronomen) .......................................................... 83 2.6. Числительные (numeralia) ......................................................... 87 3. СИНТАКСИС................................................................................... 91 3.1. Синтаксис простого предложения ............................................. 91 Предлоги ................................................................................... 91 Отрицания................................................................................. 92 Двойной винительный падеж — Accusativus duplex............... 93 5
Стр.3
Двойной именительный падеж — Nominativus duplex .......... 93 Порядок слов в простом предложении................................... 94 3.2. Синтаксис сложного предложения ........................................... 95 Союзы (conjunctiones) .............................................................. 95 Conjunctivus в придаточных предложениях ........................... 95 Инфинитивный оборот Accusativus cum infinitivo ................. 98 Инфинитивный оборот Nominativus cum infinitivo ............... 99 Синтаксический оборот Ablativus absolutus............................ 99 Роль Ablativus absolutus в предложении .................................100 Рекомендуемая литература ..................................................................101 Приложение 1. Латинская фразеология .............................................103 Приложение 2. Римские имена ...........................................................108 ПРЕДИСЛОВИЕ Преподавание латинского языка на гуманитарных и юриди ческих факультетах университетов предполагает не столько рас ширение конкретного гуманитарного знания, сколько приобще ние к достижениям мировой культуры, побуждение к восприятию общечеловеческих ценностей, активизацию познавательного ин тереса студентов. Культура Древнего Рима была важнейшей составляющей оформившейся позднее культуры европейских народов и госу дарств. В этом смысле латинский язык долгое время выступал в качестве языка художественной и интеллектуальной культуры Западной Европы. Даже когда в XIII—XIV вв. рядом с латинс кой литературой, но под ее непосредственным влиянием, воз никла литература, развивающаяся на основе европейских наци ональных языков, латинский язык сохранил свое значение во всех областях общественной и культурной жизни, оставаясь го сударственноправовым и административным языком, языком международных отношений, школы, науки, церкви. Наследие этой эпохи — богатая терминология, а в современных услови ях — лингвистическая традиция для создания новых терминов. Мысли древних, пронизанные глубокой идеалистической и наивной материалистической философией, конкретным зна нием о космосе и месте человека в космосе, живут сегодня са мостоятельной жизнью. Их общий смысл воспринимается не только как философские категории, но как моральноэтичес кая норма. В этом плане латинский язык выступает как некий «банк данных», призванных расширить общую филологичес кую основу современного человека, и играет большую воспи тательную роль. Вместе с этим латинский язык даже сегодня выполняет и кон кретную образовательную задачу. Известно, что латинская грам матика заложила начало развитию романских языков. Даже в тех языковых системах, которые развивались самостоятельно и неза 6 7
Стр.4