В.В. Стерликова РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (РАЗНОВОЗРАСТНАЯ ГРУППА) Учебно-методическое пособие •ФЛИНТА• В.В. Стерликова РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (РАЗНОВОЗРАСТНАЯ ГРУППА) Учебно-методическое пособие 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2014 УДК 372.217 ББК 74.102 С79 Научный редактор Арушанова А. Г., кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра «Дошкольное детство» им. <...> С79 Развитие речи детей младшего дошкольного возраста (разновозрастная группа) [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / В.В. Стерликова. <...> ISBN 978-5-9765-1966-4 Учебно-методическое пособие посвящено проблеме педагогического руководства развитием речи младших дошкольников, воспитывающихся в условиях разновозрастной группы детского сада. <...> Психологические и лингвистические особенности развития речи младшего дошкольника ………………………. <...> Условия и факторы, определяющие речевое развитие детей дошкольного возраста . <...> Теория и практика обучения родному языку и развития речи детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы детского сада . <...> Проблема межвозрастного общения и взаимодействия детей в историческом аспекте . <...> Своеобразие обучения в разновозрастной группе 54 3 детского сада . <...> Педагогические условия обучения родному языку и развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы . <...> Методика развития речи и обучения родному языку младших дошкольников . <...> Методика обследования речевого развития младших дошкольников (начало года) . <...> Методика обследования речевого развития детей среднего – старшего дошкольного возраста . <...> Родной язык является общенародным достоянием, сокровищницей народного опыта, к которому приобщается каждый подрастающий человек независимо от происхождения, места жительства и других социальных условий. <...> Современное состояние методики характеризуется глубокой научной разработанностью задач <...>
Развитие_речи_детей_младшего_дошкольного_возраста_(разновозрастная_группа)_(2).pdf
В.В. Стерликова
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Разновозрастная группа
Учебно-методическое пособие
4-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2025
Стр.1
УДК 372.217(075.8)
ББК 74.102я73
С79
Н а у ч н ы й р е д а к т о р
Арушанова А.Г., канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник
Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца
Р е ц е н з е н т ы:
Левашова Г.Н., Заслуженный учитель Российской Федерации,
канд. пед. наук, директор ГОУ СПО «Педагогический колледж г. Орска»;
Крупина Е.В., ведущий специалист управления образования
администрации г. Орска
С79
Стерликова В.В.
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста. Разновозрастная
группа : учеб.-метод. пособие / В.В. Стерликова. – 4-е изд., стер. –
Москва : ФЛИНТА, 2025. – 132 с. – ISBN 978-5-9765-1966-4. – Текст :
электронный.
Учебно-методическое пособие посвящено проблеме педагогического
руководства развитием речи младших дошкольников, воспитываю-щихся в
условиях разновозрастной группы детского сада. В нем рассматривается
методика поэтапного формирования совместных игр детей разного возраста
как условия взаимообучения родной речи.
Пособие предназначено преподавателям педагогических вузов и
колледжей, студентам, воспитателям, а также специалистам, занимающимся
проблемами дошкольной дидактики, вопросами речевого развития детей
дошкольного возраста.
УДК 372.217(075.8)
ББК 74.102я73
ISBN 978-5-9765-1966-4
© Стерликова В.В., 2018
© Издательство «ФЛИНТА», 2018
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………….. 5
Глава I. Психологические и лингвистические особенности
развития речи младшего дошкольника ………………………... 9
1.1. Условия и факторы, определяющие речевое развитие
детей дошкольного возраста ........................................................... 9
1.2. Психологические закономерности развития речи
младшего дошкольника ..................................................................... 13
1.3. Особенности освоения родного языка детьми младшего
дошкольного возраста ...................................................................... 18
1.3.1. Звуковая культура речи ................................................... 19
1.3.2. Лексическая сторона речи ............................................... 21
1.3.3. Грамматический строй речи ........................................... 23
Вопросы и задания для повторения ...............................................
26
Глава II. Теория и практика обучения родному языку
и развития речи детей дошкольного возраста ......................... 28
2.1. Проблема обучения родному языку детей дошкольного
возраста в отечественной педагогике ............................................. 28
2.1.1. Краткий исторический обзор становления системы
обучения родному языку детей в теории и практике
дошкольного воспитания ................................................................. 28
2.1.2. Формы организации обучения родному языку
детей в методике развития речи .....................................................
2.2. Проблемы развития речи детей на ранних этапах
онтогенеза (ранний и младший дошкольный возраст) ................
развития речи детей ......................................................................... 39
2.2.2. Краткий обзор результатов исследований проблемы
2.2.1. Достижения педагогики раннего детства в области
развития речи младших дошкольников ......................................... 42
2.2.3. Методы и формы организации обучения родному
языку и развития речи детей младшего дошкольного возраста .. 48
Вопросы и задания для повторения ................................................ 52
Глава III. Теория и практика обучения родному языку
и развития речи детей дошкольного возраста в условиях
разновозрастной группы детского сада .................................... 54
3.1. Проблема межвозрастного общения и взаимодействия детей
в историческом аспекте ..................................................................
3.2. Своеобразие обучения в разновозрастной группе
54
3
34
39
Стр.3
детского сада ....................................................................................
3.3. Особенности взаимообучения детей дошкольного возраста
58
62
Вопросы и задания для повторения ................................................. 67
Глава IV. Педагогические условия обучения родному языку
и развития речи детей младшего дошкольного возраста
в условиях разновозрастной группы ............................................ 68
4.1. Содержание и методика экспериментальной системы
обучения родному языку и развития речи младших
дошкольников в условиях разновозрастной группы .................... 68
4.2. Методика развития речи и обучения родному языку
младших дошкольников ................................................................... 76
4.2.1. Формирование игровых умений у детей младшего
дошкольного возраста ...................................................................... 76
4.2.2. Организация совместных игр детей разного возраста 84
4.2.3. Создание условий для самостоятельной игровой
деятельности детей разного возраста ............................................
89
Приложение 1. Соотношение общей и речевой периодизации
детского развития ............................................................................
101
111
Вопросы и задания для повторения ................................................ 96
Заключение ....................................................................................... 98
Библиографический список ............................................................
Приложение 2. Генезис форм общения с взрослым у детей
от рождения до 7 лет ........................................................................ 112
Приложение 3. Генезис форм общения с ровесниками
у детей 2-7 лет .................................................................................... 114
Приложение 4. Ориентировочные показатели развития
речи детей от 1 года до 3 лет ........................................................... 116
Приложение 5. Этапы развития речевого общения ....................... 119
Приложение 6. Методика обследования речевого развития
младших дошкольников (начало года) ..........................................
Приложение 7. Методика обследования речевого развития детей
среднего – старшего дошкольного возраста .................................
120
121
4
Стр.4