Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский государственный технологический университет» Е.В.Загайнова, О.Ю.Хацринова, Т.А.Старшинова, В.Г.Иванов ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ В ПОМОЩЬ СТУДЕНТАМ ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА Учебное пособие Казань КГТУ 2008 УДК 378.126 ББК 74.58 Загайнова, Е.В. Психология и педагогика: опорные конспекты в помощь студентам инженерного вуза: учебное пособие / Е.В. Загайнова [и др.] <...> Деятельность преподавателя и деятельность обучающегося в процессе обучения. <...> Логика развития техники определяет новые требования к психическим процессам и состояниям человека, а возрастающий интеллектуальный потенциал, профессионально значимые личностные качества позволяют создавать технику и технологии нового поколения. <...> В последние годы усиливается процесс глубокого втягивания технического прогресса. человековедческих знаний в сферу Применительно к выпускникам инженерных вузов это связано еще и с тем, что работающие на производстве инженеры-специалисты широко привлекаются в структуры, занимающиеся внутрифирменным обучением рабочих и техников. <...> Одной из основных задач курса является формирование у студентов ориентировочной основы в области целей образования и воспитания, средств и методов педагогического взаимодействия, общих принципов дидактики и их реализации в методиках обучения; предполагает приобретение ими умений в использовании нравственнопсихологических закономерностей семейной педагогики и воспитания. инженероввзаимоотношений поколений, 4 ВВЕДЕНИЕ Психология и педагогика, как сложные отрасли знаний, охватывают большой объем информации, связанной с изучением фактов, закономерностей, механизмов протекания психолого-педагогических явлений. <...> Практика преподавания показывает, что решить эту задачу можно, если опираться на системный подход к структурированию содержания <...>
Психология__и__педагогика__опорные__конспекты__в__помощь__студентам_инженерного__вуза._Учебное_пособие.pdf
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Казанский государственный технологический университет»
Е.В.Загайнова, О.Ю.Хацринова, Т.А.Старшинова, В.Г.Иванов
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА:
ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ В ПОМОЩЬ СТУДЕНТАМ
ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА
Учебное пособие
Казань
КГТУ
2008
Стр.1
УДК 378.126
ББК 74.58
Загайнова, Е.В.
Психология и педагогика: опорные конспекты в помощь студентам
инженерного вуза: учебное пособие / Е.В. Загайнова [и др.]. – Казань:
Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2008. – 118 с.
Представлены тематический план и опорные конспекты по
дисциплине «Психология и педагогика».
Предназначено для студентов всех форм обучения и всех
специальностей.
Подготовлено на кафедре педагогики и методики высшего
профессионального образования.
Табл. 20. Ил. 23. Библиогр.: 85 назв.
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Казанского государственного технологического университета.
Рецензенты: д-р пед. наук, проф. П.Н. Осипов (КГТУ)
д-р психол. наук, проф. Б.С. Алишев (КГУ)
к. пед. наук, доц. О.А. Хабриева (КГУ)
© Е.В.Загайнова, О.Ю.Хацринова,
Т.А.Старшинова, В.Г.Иванов, 2008
© Казанский государственный
технологический университет, 2008
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ………….……………………………………………….. 4
Введение ………………………………………………………………… 5
Раздел 1. Психология …………………………………………………..
7
Тема 1. Психология в системе наук о человеке ……………………………. 7
Тема 2. Функциональные системы мозга. Функции психики:
отражение и регуляция. Категория «сознание» ………………………… 12
Тема 3. Категории «деятельность» и «личность» ………………………. 26
Тема 4. Психические свойства личности ………………………………... 38
Тема 5. Психические процессы личности ……………………………..47
Тема 6. Категория «общение» ……………………………………...............72
Раздел 2. Педагогика …………………………………………….................80
Тема 1. Образование и педагогическая наука ………………………..…....80
Тема 2. Целостный педагогический процесс
и педагогическая ситуация. Процесс обучения …………………………...86
Тема 3. Деятельность преподавателя и деятельность обучающегося
в процессе обучения. Цели и содержание образования ……………….....92
Тема 4. Методы обучения. Формы организации обучения
и средства обучения. Контроль знаний ………………………………......101
Тема 5. Личность как предмет воспитания ……………………................112
Заключение …………………………………………………………...........123
3
Стр.3